О самосовершенствовании
В качестве примера, рассмотрим вполне практический вопрос самосовершенствования личности. Почти никто не сомневается, что а) самосовершенствование необходимо; б) оно возможно. Эта убежденность, однако, опирается на очень даже философские основания, которые являются определяющими для процесса самосовершенствования в целом. Идея самосовершенствования опирается, в первую очередь, на философию антропоцентризма, в которой человек является мерой всех вещей и явлений, творцом правил и границ, источником и причиной своих проблем и трудностей. Другая идея, явно или неявно присутствующая во всех методиках самосовершенствования личности - это идея о всеобщей гармонии человека и вселенной, которая является неотъемлемой частью древнегреческих философских учений и частью восточных учений и практик. Наконец, третья необходимая составляющая теории самосовершенствования - это учение о свободе воли. Легко понять, что сомнение хотя бы в одной составляющей опрокидывает навзничь идею самосовершенствования или даже обнаруживает ее потенциальный отрицательный эффект. Если человек - не центр мира, то где центр? И есть ли он вообще? На что можно надежно опереться при подъеме на свою гору? И в какую сторону смотреть?
В качестве альтернативы антропоцентризму, сформировавшемся в Новое время параллельно гуманизму, рассмотрим теоцентризм. В любой философии теоцентризма смысловое средоточие мира находится в Боге. Но в философии пантеизма Бог растворен в вещах, а в христианстве Бог не смешивается с миром. Таким образом, в любой философии теоцентризма самосовершенствование в его буквальном смысле невозможно по причине столкновение с "само": человек должен получать откровение о совершенстве в медитации от Природы в пантеизме, либо в молитве у личностного Бога в христианстве, либо еще как-то вне себя и не своими силами.
Идея о всеобщей гармонии завораживает и мотивирует, но... были философы, которые пришли к мысли о ее фундаментальной ошибочности. Например, Платон считал видимый мир и вселенную темницей для души, философы- экзистенциалисты видят в дисгармонии и переживании страданий и противоречий мира источник решения главных вопросов, а христианство учит о том, что мир в своей онтологической глубине испорчен грехом. Если, зная об этом, мы будем искать гармонии в испорченном мире, то возможно мы и найдем какое-то равновесие, но не будет ли это равновесием перед падением в бездну? И нужно ли искать в пошатнувшемся мире гармонию?
Наконец, вопрос о свободе воли является, в некотором смысле, определяющим. Самосовершенствование - это изначально свободный выбор личности. Но свободна ли личность? Насколько свободно она выбирает те идеалы и ориентиры, которые предлагает ей та или иная методика самосовершенствования? И свободны ли сами учителя? А если личность самосовершенствуется по своим личным правилам без учителей и наставников, то свободна ли она от собственных предрассудков и высоких стен, которые она просто может не видеть в силу привычки к ним, и о которых ей никто не скажет? А если свободы воли вообще нет? Если все предопределено, возможно ли самосовершенствование? И главное нужно ли оно тогда? Я ни в коем случае не противник самосовершенствования личности. Но я придерживаюсь того мнения, что вопрос о возможности, цели и смысле своего самосовершенствования желательно продумать лично до его начала, а не после..
Свидетельство о публикации №123051404059