Тайна Деда Мороза. Пьеса-сказка

                Соавтор - Дмитрий Киторага,
                артист МАУК "Объединение Ишимский
                городской культурный центр",
                руководитель коллектива
                эстрадно-духового оркестра


ПЬЕСА-СКАЗКА
в 2-х действиях, 3-х картинах


Д Е Й С Т В У Ю Щ И Е   Л И Ц А

В с е з н а ю щ а я   С о в а   –   волшебная сказочница   –   сова.
З а й ч о н о к   А й   –   старший зайчонок.
З а й ч о н о к   О й   –   младший зайчонок.
С н е ж и н к и   –   танцевальный коллектив.
Д е в о ч к а   –   она же к окончанию спектакля   –   С н е г у р о ч к а.
М ы ш к а.
С о р о к а   –   лесная сплетница.
С е р ы й   –   волк.
М и х а и л   П о т а п ы ч   –   он же Потапыч, он же дедушка Миша   –   медведь.
Т ё т у ш к а   М е т е л и ц а   –   сказочный персонаж.
Д е́ в и ц а   З и м а   –   время года.
Д е́ в и ц а   В е с н а   –   время года.
Д е́ в и ц а   Л е т о   –   время года.
Д е́ в и ц а   О с е н ь   –   время года.
Д е д   М о р о з   –   он же Дедушка Мороз.



Д Е Й С Т В И Е   П Е Р В О Е

КАРТИНА ПЕРВАЯ


На экране зимний лес (падает снежок). На сцене – декорации из снежных сугробов и невысоких ёлочек. Над ними возвышается большая ель с толстым стволом. Ствол ели украшает кособоко подвешенная вывеска:

                В С Е З Н А Ю Щ А Я
                Б А Б У Ш К А     С А В А

На сцене появляются два зайчонка. Старший по имени Ай по-заячьи выпрыгивает из-за кулис на сцену, отталкиваясь одновременно двумя лапками (ногами). Младший зайчонок Ой пытается тоже прыгать, но неумело, запинается и чуть не падает.

З а й ч о н о к   А й   (с чувством лёгкой досады, нервничая).   Экий ты неумеха! Не по-заячьи прыгаешь! Всамделишный… чебурашка! Надо отталкиваться сразу двумя лапками. Вот, смотри! Показываю!

Делает несколько высоких прыжков.

З а й ч о н о к   О й   (обиженно).   Ага!.. Ты-то взрослый уже! Вон, в школу ходишь!.. Вот вырасту – буду выше тебя прыгать! Папа с мамою увидят – сразу похвалят! Морковкой сладкой угостят!

З а й ч о н о к   А й.   Не рассуждай! Делай, как я, давай!

Прыжки младшего зайчонка получаются смешными. Наконец они добираются до ели. Замечают на дереве вывеску и останавливаются.

З а й ч о н о к   А й   (наклонив голову под неровно висящую вывеску, начинает читать по слогам).   Все-зна-ю-ща-я  ба-бу-шка  Са-ва. Хм?! А почему Са́-ва?

В этот момент кора на стволе дерева начинает шевелиться.

З а й ч о н о к   А й   (испуганно отпрыгивает в сторону).   Ай!

З а й ч о н о к   О й   (прячется за старшего).   Ой!

Открывается одна створка-навес, что скрывает проём круглого дупла-окна. Изнутри она раскрашена ярким цветным орнаментом. Чьи-то пернатые лапы пытаются открыть вторую створку. Та не поддаётся. Открытию мешает висящая сверху перекошенная вывеска. Через акустические системы раздаётся громкое уханье совы! Зайчата быстро прячутся за декорации сугробов и кустов. Пернатые лапы исчезают из проёма дупла и через мгновение сзади, из-за пышных ветвей раскидистой ели, слегка ухая и переваливаясь с боку на бок при ходьбе, появляется бабушка Сова. На клюв у неё нацеплены огромные очки. Она обходит ель, поправляет криво висящую вывеску. Затем, постучав зачем-то по закрытой створке окна, открывает её.

Б а б у ш к а   С о в а   (всматривается в сторону спрятавшихся зайчат и начинает шепелявить).   Эй, трушишки! Длинноухи! Не бойтещ меня! Выходите! Я жнаю, что вы ждещ. Уши иж-жа шугробов торчат! Я шлышала, как вы мою вывешку читали.

З а й ч о н о к   А й   (с лёгкой дрожью в голосе).   А Вы нас не обидите? Боязно! Шипите вон как!

Б а б у ш к а   С о в а.   Это потому что не вше жвуки выговариваю. У меня же клюв! Жубов нет. Наверно, поэтому. А ш детьми я люблю общатьщя. Как ваш жовут?

З а й ч о н о к   А й   (держа младшего за руку, подходит ближе).   Меня зовут Ай, а младшего братика – Ой. А Вы, бабушка Сова, на нас папе с мамой не пожалуетесь? От нашей землянки мы без спросу на три перелеска дальше разрешённого упрыгали.

Б а б у ш к а   С о в а.   Родителей надо шлушать! Они плохого не шоветуют. И обманывать нельжя – нехорошо, некращиво. Ладно уж, не шкажу. А ты, жайчишка Ай, где читать научилщя?

З а й ч о н о к   А й.   А я уже большой! В школу заячью хожу! Нас там читать и писать учат! Вот! А можно Вам, бабушка Сова, вопрос задать?

Б а б у ш к а   С о в а.   Жадавай! Шлушаю!

З а й ч о н о к   А й   (немного смущаясь).   Нас, бабушка, в школе учили, что в слове «со-ва» надо писать букву «о». А у Вас…

Б а б у ш к а   С о в а.   (прерывает вопрос зайчишки).   Ты что-то путаешь! Я точно жнаю, что «ша-ва» пишетщя череж «а».

Здесь она невзначай бросает взгляд в сторону зрительного зала и начинает, близоруко щурясь, всматриваться: слева – направо, справа – налево.

Б а б у ш к а   С о в а   (негромко, немного растерянно). Тише! Мы, кажетщя, ждещ не одни.

З а й ч о н о к   А й   (испуганно глядит в сторону зрителей).   Ай!

З а й ч о н о к   О й   (прячется за старшего).   Ой! А они настоящие?

З а й ч о н о к   А й.   Вроде бы да! Шевелятся.

Б а б у ш к а   С о в а.   Я шроду не видала ражом штолько людей! А детей-то школько! Ишь ты, и вжрошлые там! Такие же детишки, рошточком только побольше!

З а й ч о н о к   А й   (радостно).   А я придумал, как узнать, настоящие они или нет! Мы сейчас поздороваемся, а если дети поднимутся со своих мест и хором в ответ скажут «Здравствуйте!» - вот тогда мы и поймём, настоящие они или нет.

Б а б у ш к а   С о в а.   Давайте проверим.

Б а б у ш к а   С о в а   (хором вместе с зайчатами). Ждравштвуйте! Здравствуйте! Здравствуйте!

Сова, как дирижёр, размахивая крыльями, подаёт команды в зал, дожидается ответа.

Б а б у ш к а   С о в а.   Вежливые дети! Умеют ждороватьщя!

З а й ч о н о к   А й   (обращается к бабушке Сове).   А может быть, им известно, как правильно пишется слово «сова»? (Обращается к зрителям.) Помогите! А? Пожалуйста! Поднимитесь со своих мест те, кто считает, что в первом слоге слова «со-ва» надо писать букву «о»? (Смотрит в зал – от радости начинает приплясывать.) Эва! Вон сколько грамотных! Спасибо вам! Вы в школе, верно, одни пятёрки получаете?

Б а б у ш к а   С о в а   (слегка насупилась, обиженно).   А жа букву «а» кто жаштупитщя? Кто меня поддержит? Ну-ну, шмелее поднимайтещ! Что, никто? Да не может быть такого, чтобы я ошиблащ?! Вы вше шговорилищ! Шейчаш я докажу, что вы не правы!

Здесь бабушка Сова, быстро ковыляя, уходит за ель и вскоре возвращается с большой книгой. Младший зайчонок Ой читать не умеет. Ему этот спор неинтересен. Поэтому он не стоит на месте, а берётся периодически, снова и снова прыгать по всей сцене – учится делать прыжки по-заячьи.

З а й ч о н о к   А й   (интересуется книгой, читает по слогам).   Ор-фо-гра-фи-че-ский  сло-варь.

Б а б у ш к а   С о в а   (с уверенностью в голосе).   Да-да! Шловарь! Шейчаш, шейчаш! (Быстро переворачивает страницы и начинает ухать.) Ух-ух-ух! Вот голова шадовая! Штарчешкий шклерож!

Уносит книгу и возвращается с ручкой-маркером (или с листочком с буквой «о»). Зачёркивает букву «а» и надписывает «о» (или прикрепляет листочек с буквой «о»).

Б а б у ш к а   С о в а   (расстроенным голосом).   Как это я так оконфужилащ, ошрамилащ? А коли шорока ужнает? Житья не дашт! Начнёт трещать по вшей округе, что я бежграмотная! Ой-ёй-ёй! Ай-яй-яй! (Далее – жалобным голосом обращается в сторону зала.) Мальчики и девочки, я жнаю, что вы хорошие, добрые, шлово е́жели дадите – вшегда ишполните! Пожалуйшта, никому не рашшкаживайте, что я швоё имя ш ошибкой напишала. Кто швоему шлову хожяин, похлопайте в ладоши! Ушпокойте штарушку.

Бабушка Сова с удовлетворением смотрит в зал.

Б а б у ш к а   С о в а   (радостно).   Вот шпашибо-то! Жнаю, что вы чештные, порядочные! А жа это ваш хочу отблагодарить. Рашшкажу вам такую ишторию, которую ещё никто не шлыхивал! Жнаете, кто такой Дед Морож? Дедушка Морож? Кто жнает, а ну-ка похлопайте в ладоши! (Смотрит в зал.) Вижу. Жнаете. А где и когда он в шамый-шамый первый раж появилщя? То-то и оно! Никто того не жнает! А я рашшкажу! Да что рашшкажу – покажу! Ведь я не проштая бабушка Шова-шкажительнищя, а волшебная! Любите шкажки? Вижу – любите! И про Шнегурочку ужнаете. Жайчата Ай и Ой, идёмте жа мной! Шкоро мы жаглянем в прошлое! Ражвернётщя пред нами шта-а-арая иштория, до ших пор нежнаемая шкажочка.

З а й ч а т а   А й   и   О й   (сумбурно – хором).   Бабушка Сова, нам тоже хочется сказку посмотреть!

Б а б у ш к а   С о в а.   Во шторонке шпрячемщя и будем наблюдать. Не будем мешать героям неижвештной шкажки.

Бабушка Сова снимает с дерева свою вывеску, затем они все вместе уходят за ель. Вскоре Сова выглядывает в окно – выставляется в обрамлении ярких створок. От умиления и предвкушения будущих аплодисментов и детского восторга она расплывается в улыбке.

Б а б у ш к а   С о в а.   Иштория эта была во времена штародавние. Времена те веками не щитаны и пером летопишным не пишаны. В ту далёкую эпоху можно было жапрошто штолкнутьщя ш невероятными чудешами. По улищам туды-шюды шаревны да шаревичи прогуливалищ – приключений ишкали. Быль и небыль, явь и шкажка – вшё там было рядом, вперемежку. Шагнёшь ш крылечка – и на тебе! Ты уже в шкажке! А теперича… вшё, штворки жакрываю – шмотрите внимательно.
Сова берётся за створки и медленно их прикрывает.

К о н е ц   п е р в о г о   д е й с т в и я


Д Е Й С Т В И Е   В Т О Р О Е

КАРТИНА ВТОРАЯ

Гаснет свет. Декорации из ёлочек и сугробов меняют местоположение. Свет включается. На экране снова медленно кружится, падает снег.
На сцене под музыку начинается плавный танец снежинок. В процессе танца они разбрасывают разноцветные конфетти (или нарезанные из бумаги белые снежинки).
Где-то вдали (через акустическую систему) раздаётся волчий вой. Снежинки убегают за кулисы. Из-за кулис появляется девочка с большой вязанкой хвороста за плечами. В руке у неё плетёная тальниковая (ивовая) корзинка. На девочке старенькая, не по сезону одёжка: полушалок; худенький, латаный коротенький жакет (или сермяжный зипун); не по размеру большие, подшитые на пятках и подошвах валенки; одна(!) варежка.

Д е в о ч к а   (горестно).   О-хо-хо!

Девочка снимает со спины тяжёлую вязанку хвороста и опускает её на землю, садится на неё. Варежка только на одной руке. Вторую замёрзшую руку подносит ко рту, дует на неё. Потом засовывает её за пазуху. Вдали второй раз раздаётся протяжный волчий вой. От испуга девочка оглядывается по сторонам. Не заметив никого, начинает потихоньку плакать. Затем склоняет голову к коленям. Лёгкие всхлипывания переходят в плач. От плача подёргиваются плечи.

М ы ш к а   (тонким голоском, пугливо выглядывая из-за сугроба).   Пи-пи-пи-пи!.. Девочка, не могла бы ты пересесть в сторонку? Капельки солёной водицы капают в норку и в лёд превращаются.

Девочка в изумлении поднимает голову, осматривается. Видит только серую мышку.

Д е в о ч к а   (слегка всхлипывая).   Наверное, показалось. Кто здесь может говорить? Ну не мышка же?

М ы ш к а   (обиженно).   А что, я хуже других, что ли? В сказке все умеют разговаривать!

Д е в о ч к а   (удивлённо).   Как в сказке? Я пошла в обычный лес, а попала в сказку?

М ы ш к а.   А что здесь удивительного? Нет чёткой границы между обычной жизнью и сказочной.

Д е в о ч к а   (обречённо).   Похоже, я совсем, окончательно замёрзла! Мне всё это мерещится!

Девочка начинает громко плакать. В этот момент из акустической аппаратуры раздаётся продолжительное стрекотание сороки. Мышка начинает метаться и затем прячется за ёлку, слегка выглядывая оттуда. Из-за кулис, размахивая крыльями, появляется сорока. Любуясь собой, демонстративно делает круг по сцене и присаживается на лапки (руки) на вершину самого большого сугроба.

С о р о к а   (с ироничным порицанием).   Это что за «мокрые» дела? Явилась – сырость разводить! В лесу, поди, заплутала? Дороги домой сыскать не можешь? Удумала – шастать по лесам! Одна-одинёшенька! И не заметишь, как смеркаться начнёт. Дни-то, вишь, короткими стали.

Д е в о ч к а   (продолжая всхлипывать).   Нет, я не потерялась, хотя от нашей избушки ушла далеко. Но возвращаться обратно мне нельзя. А слёзы… они сами капают.

Через акустическую систему в третий раз раздаётся волчий вой. И следом за кулисами, т.е. рядом с лесной поляной, волчий вой издаёт уже актёр, играющий волка.

С е р ы й   (вой за кулисами, больше похожий на стон).   У-у-у-у-у-у-у!

Все (девочка, Мышка, Сорока) испуганно крутят во все стороны головами. Мышка выходит из-за ёлочки на вид. Сорока внимательно смотрит на Мышку.

С о р о к а   (удивлённо).   Хм! Ты, что ли, так завывала?

М ы ш к а   (с испуганной гримасой отрицательно мотает головой).    Не-е-ет! Я так не умею!

С о р о к а   (умничает).   Не отпирайся! Ты выла!

Д е в о ч к а   (оглянувшись, посмотрела на сороку).   Это не мышка! На волчий вой похоже.

С о р о к а.   Поня-я-ятно!   Ты, значит, с волком знаешься? Из-за него ревёшь? Он что, тебя обидел? Бабушке в корзинке пирожки несла, а он их отобрал и слопал?

М ы ш к а   (обращается к Сороке).   Она же не Красная шапочка.

С о р о к а.   Да, верно. Красной вроде шапки нет.

В этот момент из-за кулис появляется волк. Мышка снова прячется за ёлочку. Сорока перелетает подальше от волка (на другой сугроб или на ветку ели). Девочка вся сжимается в комочек и прикрывается от волка корзинкой. У волка в лапах (руках) небольшая кривая дубинка, чем-то похожая на гантель. Он её подбрасывает и ловко ловит, то поднимает два-три раза одной лапой, потом другой. Волк идёт, не торопясь,  потихоньку жонглируя лесной «гантелью». Кажется, что он смотрит только на неё.

С е р ы й   (не отводя взгляда от «гантели», бросает реплику).   А мне девочки и без красной шапки нравятся. И не только они.

Волк подходит к девочке и останавливается. Прекращает упражнения с «гантелью».

С е р ы й   (брезгливо).   Фу-у-у, какая-то… худа-а-ая!

С о р о к а   (кричит волку).   Эй ты! Куды шёл – ступай, роток не разевай! Не трожь её! Коснёшься – пеняй на себя! Трескотню такую устрою! Жизни рад не будешь!

С е р ы й   (со слегка уязвлённым самолюбием).   Ладно-ладно! Успокойся, трещотка белобокая! Верещишь по пустякам.

С о р о к а   (чуть успокоившись).   Эй, Серый, это ты там завывал?

С е р ы й.   А ты, длиннохвостая, урони эту дубинку себе на лапу – не так ещё завоешь.

С о р о к а   (развеселившись).   Ха-ха-ха-ха-ха! А зачем ты её таскаешь?

С е р ы й   (оскорбившись).   Физкультура – непростое занятие! Всё, хорош насмехаться! А то запросто могу «кочерыжку» эту, размахнувшись, кой-куды и запустить!

И тут самый большой сугроб начинает шевелиться. Раздаётся кряхтение. Наконец из-за сугроба появляется крайне недовольный медведь. Волк, перепугавшись, от неожиданности роняет дубинку себе на лапу.

С е р ы й   (громко от боли).   Ай! Я-яй!

Волк, хромая и подпрыгивая, быстро скрывается за ёлочку, прячется за спину растерявшейся Мышки.

М и х а и л   П о т а п ы ч   (вначале спросонок - глухое рёв-рычание, следом – гневное ворчание).   У-у-у-у-у! Да сколько можно шуметь?! Терпел, терпел да и не вытерпел! В зимнюю спячку себя убаюкивал, уже сон сладостный стал рисоваться, а тут такое! Что за базар у моей берлоги устроили? А-а-а?

Волк, всё ещё прячась и держась за спину Мышки, с перепугу падает на колени.

С о р о к а   (сперва слегка испуганно, но постепенно вплетая в речь нотки иронии, последние слова тянет насмешливо).   Ты уж нас, Михаил Потапыч, прости! Мы и не знали, что место тут застолблено́! Что поместье тут столбово-о́-ое, запове-е-едное!

М и х а и л   П о т а п ы ч   (уже спокойней, он ублажён, как ему кажется, уважительным к нему отношением, не поняв сорочьей насмешки).   То-то же!

С о р о к а   (уже осмелела – поучает, иронично ухмыляясь).   Вообще-то вывеску надо вешать: «Зона тишины! Сон-час! До весны не тревожить!»

М и х а и л   П о т а п ы ч   (делает отмашку лапой от надоедливой болтливой сороки).   Эка сплетница! Не меняешься! Потрещи мне ещё! Ишь, поучать вздумала, болтушка-стрекотунья!

М ы ш к а   (стряхивая с себя лапы волка).   Дедушка Миша, девочка пришла и плачет, а отчего – не говорит. Может, она к Вам пришла, хозяину леса, пожалобиться?

М и х а и л   П о т а п ы ч   (отеческим, доброжелательным тоном).   О! И взаправду девочка! А я и не заметил! Ну, девочка, сказывай. Кто тебя обидел? Да не дрожи так, не бойся.

Д е в о ч к а   (смахивая украдкой слёзы с глаз).   Дедушка Миша, никто меня не обидел. А дрожу я больше от холода. Хворосту вот уже набрала. Но без корзинки лесной земляники домой возвращаться мне нельзя. Да ещё я одну варежку где-то в лесу потеряла. Мне за неё тако-о-ое будет!

М и х а и л   П о т а п ы ч   (удивлённо).   Да как же так? Ужели ты не знаешь, что зимой ягод в лесу днём с огнём не сыщешь?

Д е в о ч к а.   Да я-то знаю. Только меня никто и не спрашивал. Тумаками за порог из се́нцев вытолкали и строго-настрого наказали: не наберёшь – не возвращайся.

Медведь в недоумении скребёт затылок. Волк же, пока никто не обращает на него внимания, на четвереньках медленно, периодически оглядываясь и подобрав свою «гантель» (дубинку), удаляется за кулисы. Сорока же любопытствует. Она перебирается поближе. Мышка достаёт из привязанного к поясу мешочка-сумочки сухарики (орешки, печенье, маленькие пирожки или что-то другое), подходит и угощает девочку-сиротку, затем Михаила Потапыча и Сороку. Все едят, громко причмокивая от удовольствия.

М и х а и л   П о т а п ы ч   (одновременно жуёт, доедая угощение).   Мне в лесу каждая травинка-былинка знакома, всякая ягодка у меня на учёте – считана-пересчитана. Все места ягодные мною исхожены. Это летом. А зимой-то? Уж и знать не знаю, как тебе помочь.

М ы ш к а   (что-то вспомнив, всплеснула лапками (руками), хлопнув ими по коленям).   Чуть не забыла! У меня же дела ещё неотложные! Ну вы тут пока разбирайтесь, а я побежала. Если успею – вернусь.

Мышка быстро убегает.

С о р о к а   (засуетилась, закрутила головой).   И мне пора! По лесу покружить надо, полюбопытствовать. Вдруг какие-нибудь новости лесные первой узнать не получится? Вот расстройство-то будет! Опосля не прощу себе! Коли ничего интересного не высмотрю, тогда ждите обратно.

Сорока делает плавный круг по сцене, размахивая крыльями, и исчезает за кулисами. На экране вновь начинает пролетать снежок.

М и х а и л   П о т а п ы ч   (расстроен, хмурится).   Э-э-э! Хитрые какие! Все разбежались, а я что, самый умный? Один, что ли, должен мозговать-корячиться? У меня спросонок ни одной мысли не приходит! (Смотрит на экран, где падает снег.) Снежок пролетать начинает. Может, тётушка Метелица явится? Если явится, то и совет, возможно, толковый даст.

Включается музыка, более ускоренная. Снова появляются снежинки с ускоренным танцем. В процессе танца они вновь разбрасывают разноцветные конфетти (или нарезанные из бумаги белые снежинки). К завершению танца в круге снежинок появляется тётушка Метелица. Снежинки убегают со сцены.

Д е в о ч к а   (не перестаёт удивляться сказочным явлениям).   Вы – тётушка Метелица?! Я взаправду в сказочном месте нахожусь?!

Т ё т у ш к а   М е т е л и ц а   (доброжелательно).   Да, девочка! Ты, как никто другой, достойна побывать в нашем волшебно-сказочном мире! Я кое-что о тебе знаю. Известно мне про твою злую мачеху, про двух её бессовестных, капризных дочерей. Знаю, как они порою измывались над тобой, наказывали ни за что, за косы ради смеха дёргали. А ты за них всю работу домашнюю исполняла, во дворе по хозяйству хлопотала от рассвета и до́ ночи. Одного лишь не ведаю. Как звать-величать тебя?

Д е в о ч к а   (с грустью в голосе).   А я и сама не знаю. Домашние зовут меня… лентяйка и дармоедка, а то и вовсе – «мозоль на глаза». Родных своих матушку с батюшкой я совсем не помню. Крохой была махонькой, когда их не стало. Лишь где-то вот здесь (прижимает руки к груди), глубоко внутри, вспоминается изредка нежность ласковых рук и какая-то необъяснимая любовь небесная! Только они мне силы и дают.

Т ё т у ш к а   М е т е л и ц а   (задумчиво).   Да, как-то всё это прискорбно. Неправильно, несправедливо! До глубины души меня растрогала. Надо что-то делать… Кажется, придумала! Хоть у матушки-Природы нельзя устоявшийся вековечный порядок нарушать, да, видать, по-другому никак. Коли в сказке и недолго – страшного, думаю, не случится.

Слышится звучное зевание Михаила Потапыча.

М и х а и л   П о т а п ы ч   (продолжает зевать, несколько раз быстро прикрывая и открывая лапой рот).   А-а-а-а-а! Ну ладно, вы уж как-нибудь без меня. Глаза слипаются. Как бы спать прямо тут, в сугроб, не завалиться? В берлоге-то у меня и соломка подстелена. Поди, лежанка ещё не остыла? (Опять зевает.) А-а-а-а-а!

Медведь вразвалочку удаляется за большой сугроб, прячется в своей берлоге.

Т ё т у ш к а   М е т е л и ц а   (Три раза хлопает в ладоши).   А ну-ка, снежинки с волшебной ложбинки, для доброго дела позёмку вскружите! Годо́в времена сей же миг созовите!

Звучит быстрая музыка. На экране – метель, воет вьюга, света белого не видно. Снежинки исполняют быстрый танец. Во время танца они снова разбрасывают разноцветные конфетти (или нарезанные из бумаги белые снежинки). К окончанию танца гаснет свет.

К о н е ц   в т о р о й   к а р т и н ы


КАРТИНА ТРЕТЬЯ

Декорации из ёлочек и сугробов меняют местоположение. Включается свет. Тётушка Метелица крепко прижимает к себе девочку-сиротку. На переднем плане четыре девицы-времена года: Зима, Весна, Лето, Осень. Радостно приветствуя друг друга, они обнимаются. Между девицами слышатся почти одновременные радостные восклицания, создающие восхищённый, но не совсем понятный гомон: «Ах! Рада вас видеть!», «Давно мы не собирались!», «Ты ещё моложе стала!», «А ты ещё краше!..»

Т ё т у ш к а   М е т е л и ц а   (уважительно).   Уж не будьте ко мне строги, не корите, де́вицы-красавицы, что отвлекла от дел неотложных. Да прости нас, матушка-Природа, за порядок нарушенный. Ведь все мы за то, чтобы справедливость вершилась. Надо девочке-сиротке помочь. Выгнала её злая мачеха в лес, на мороз, собирать лесную землянику. Без полной корзины в избу; её не пустит, за околицу прогонит – замерзать оставит.

Д е в и ц а   З и м а   (удивлённо).   Ой! А я её знаю! Для людей, в их привычном мире я невидима. Они меня не видят, а я-то всё вижу. Вижу, как она целыми днями надрывается, то двор от снега очищает, то воду из проруби на коромысле таскает, то за хворостом в лес бегает. За Бурёнкой ухаживает – убирает, кормит-поит, сено подкладывает…

Д е в и ц а   В е с н а   (внимательно всматривается).   Погоди-погоди! Я её тоже видала не раз! В огороде посадками занимается. Спины не разгибает! Гусей на озерко гоняет, курицам зерна подсыпает. А коровушка-то как любит её! Увидит – мычит, радуется! Зато не слыхивала в её адрес слова доброго ни от сварливой мачехи, ни от двух её дочек, под стать ей – бездельниц. Одна ругань, попрёки да затрещины.

Девица Весна подходит к девочке, обнимает её, жалеет, заглядывает в корзинку. Девица Зима тоже к ним подходит.

Д е в и ц а   Л е т о   (огорчённо).   А я ни разу не замечала, чтобы она в мои солнечные деньки отдыхала. До зорьки встаёт - за живностью домашней дотемна́ ухаживает. К Бурёнке с подойником де́нно не по разу бегает. На выпас, на травы сочные кормилицу выводит. Жара, детишки в реке плещутся-купаются, а она – всё с хозяйством. Семь потов за день стряхнёт – на минутку не присядет. То двор метёт, то в огороде прополкой занимается. А взамен отдыха – в лес бежит, ягоды-грибочки собирает…

Д е в и ц а   О с е н ь   (хмурится).   А я в окно их избёнки не раз заглядывала. Так ведь и там ей про́дыха не дают: печь затопи, еду приготовь, со стола убери, постирайся, в доме прибери, полы помой… А время-то моё особое! Как потопаешь, так и полопаешь. Сезон сбора урожая – до холодов успеть бы! На огороде прибраться надо, пока морозец не ударил. Картошку капает – мешки волоком таскает. А мачеха только злится, да пальцем тычет – указывает. И дочки мамаше поддакивают. Лентяйки-лежебоки от безделья маются – спят да едят.

Д е в о ч к а   (кланяется в пояс).   Благодарю вас за слова добрые да ласковые, за радушие да привечание! А на матушку с сёстрами я не обижаюсь. Не каждый день меня ругают. На глаза не попадусь – целый день без окриков обходится.

Т ё т у ш к а   М е т е л и ц а   (вздыхает, обнимает сиротку).   О-хо-хо! Я думала, у де́вицы Лета попросить корзинку лесной земляники, да вижу, не поможет тебе это чудо. Не нынче, так всё равно сживёт тебя мачеха со света белого. Думала да думала – и думу я надумала. А вот сразу сказать не решаюсь – пошептаться бы… Одобрение получить хочу.
 
С девицами-временами года сходятся в узкий круг. Шепчутся. Вскоре все девицы в согласии кивают головами.

Т ё т у ш к а   М е т е л и ц а   (обращается к девочке).   Мачеха тебя выгнала на смертушку верную, лютую да морозную. Мы между собой совет держали и хотим предложить тебе место в семье нашей дружной, сказочной! Приглянулась ты мне, мила деточка! Сердечко от волнения ёкает! Душа к тебе тянется! Соглашайся! Стань моей дочкой приёмною с именем красивым – Снегурочка! Своего ведь родного не помнишь, не ведаешь. И будешь ты в сказке нашей всегда юной – никогда не состаришься!

Д е в о ч к а   (растерянно).   А как же матушка с сёстрами? Ведь пропадут без меня! Они же делать ничего не умеют.

Т ё т у ш к а   М е т е л и ц а.   Жизнь заставит – научатся. Ты же им что кость в горле. Злобу сколь не ублажай – всё в ответ собачий лай. Поедо́м съедят – не подавятся. Пусть считают, что добились своего, что лежишь ты на ложе заснеженном, в лесу заблудилась – замёрзла.

Д е в о ч к а   (всё ещё в растерянности).   Я уж и не знаю. Такой крутой поворот! Неожиданно. Что делать? Но вы мне так все нравитесь! Хорошо. Я согласна!

Т ё т у ш к а   М е т е л и ц а   (радостно).   Вот и прекрасно! А ну-ка, снежинки (хлопает в ладоши), красавицы кружевные, узорные, летите к нам!

Снежинки под музыку, кружась, выбегают на сцену, огибают (возможно, взявшись за руки – хороводом или восьмёркой) девиц-времена года, тётушку Метелицу со Снегурочкой.

Т ё т у ш к а   М е т е л и ц а   (торжественно-радостным голосом, держа за руку Снегурочку).   Вот, мои дорогие помощницы, красавица Снегурочка, моя дочка, а вам – подружка верная! Прошу любить её и жаловать! Проводите Снегурочку во сказочную нашу примерочную, выберите ей наряды подобающие, необыкновенные!

Снежинки со Снегурочкой убегают за кулисы.

Д е в и ц а   В е с н а   (рукой показывает в сторону убежавших).   А вы заметили, как у Снегурочки от счастья глазки заблестели? За всю свою нелёгкую жизнь она, похоже, такой радости не испытывала. Нынче для неё настоящий праздник! Заслужила девочка жизни сказочной!

Д е в и ц а   Л е т о   (задумчиво).   Всё это верно. Всё хорошо… Но сможет ли Снегурочка дни и годы проводить без дел всяческих? Ведь лень и безделье не присущи её характеру! Загрустит ведь она, зачахнет.

Д е в и ц а   О с е н ь.   Как же я это понимаю! Чувство грусти часто ко мне приходит. Креплюсь-креплюсь и не выдерживаю: бывает, неделями слёзками своими землю орошаю. А почему? Сама не знаю. Для души чего-то хочется! Веселья какого-то, праздника!

Д е в и ц а   З и м а.   Чего-то необычайного и людям хочется! В сказку… с головой окунуться! Особенно детишкам! Я предлагаю время моё, тот момент, когда Декабрь с Январём встречаются, праздником объявить, Новым годом!..

Т ё т у ш к а   М е т е л и ц а.   Замечательная придумка! Житьё-бытьё у людей тяжёлое – всё в трудах да в заботах, а то и в нужде безысходной. Просве́та и детки-то не видят. Осчастливить их надо! Да хотя бы тех, что делами отметились добрыми! Старость уважающие, батюшек-матушек любящие – сказочного праздника многие достойны!

Д е в и ц а   В е с н а.   А что, тётушка Метелица, е́жели твоя приёмная дочка Снегурочка за устроение новогоднего праздника для детей возьмётся? Скучать ей будет некогда. Весь год подарки для детей послушных, хороших и добрых, готовить будет. Она ведь на все руки такая мастерица! А когда дарить их станет и сама великую радость получит!

Д е в и ц а   Л е т о.   А детишки со взрослыми пусть тоже готовятся – избы, горницы украшают чем-нибудь ярким, красочным, разноцветным! Да вот же, вкруг нас ёлочки! Зимой и летом зелёным цветом! А это память о времени моём, о тёплых солнечных деньках! Пусть ёлочки-зелёные иголочки будут лесной радостью на каждой встрече Нового года!

Д е в и ц а   О с е н ь   (грустным голосом).   А я сейчас заплачу. Мне жалко Снегурочку. Как же она со всем справится-управится? Она же девочка. А подарков будет гора неподъёмная! Нужен кто-то сильный и детишек любящий!

И в тот же момент за кулисами раздаётся громкий хлопок.

Д е д   М о р о з   (за кулисами – непроизвольный вскрик).   Ух!

И там же, за кулисами, следом слышится перепуганный громкий медвежий рёв.

М и х а и л   П о т а п ы ч   (испуганный вскрик и следом рёв-рычание).   Ай! У-у-у-у-у! У-у-у-у-у! У-у-у-у-у!

На сцене все резко поворачивают головы в сторону медвежьего рёва, сближаются друг с другом и немного отступают назад. Ещё до окончания медвежьего рёва через аудиоаппаратуру начинает разноситься громкое, продолжительное стрекотание сороки. От непонимания происходящего все переглядываются. Кто-то показывает в сторону кулис пальцем, кто-то зажимает уши, кто-то прижимается друг к другу.

Т ё т у ш к а   М е т е л и ц а   (растерянным голосом).   Там что происходит?

Наконец из-за кулис вылетает (выбегает) знакомая Сорока, быстро размахивая крыльями (руками), и присаживается на сугроб.

С о р о к а   (быстро тараторит).   Как с неба свалился! Как с неба свалился! Как с неба свалился!

Т ё т у ш к а   М е т е л и ц а.   Да кто свалился-то?

С о р о к а.   (продолжает тараторить).   А я почём знаю? Дед какой-то! С белой бородой и в красной шубе! А в руке… вроде палка! Или дубина?! В сугроб завалился! Прямо на берлогу… Потапыча!!! (Крылом (рукой) показывает в сторону кулис.) Вон он! Вон он! Сюда бежит!

Т ё т у ш к а   М е т е л и ц а.   Кто бежит? Кто в сугроб свалился?

С о р о к а.   Потапыч бежит! Спасайся, кто может!

Сорока, размахивая крыльями, быстро убегает со сцены. Из-за кулис показывается медведь Потапыч. Переваливаясь с боку на бок, полубоком, косолапя и постоянно оглядываясь назад, медведь снова взревел.

М и х а и л   П о т а п ы ч   (всё ещё испуганно).   У-у-у-у-у!  Да сколько можно?! У-у-у-у-у! Дадите мне уснуть или нет?

Потапыч пересекает всю сцену и исчезает следом за Сорокой. За кулисами кто-то кричит.

Д е д   М о р о з   (громко).   Пожди! Погоди! Не хотел пугать! Невзначай получилось!

Дед Мороз, пока ещё для всех незнакомый, приподняв и придерживая по́лы шубы и посох, запыхавшись и тяжело дыша, лёгкой трусцой выбегает на сцену. Заметив всех, моментально преображается: отряхивает края шубы от воображаемого снега, делает глубокий вздох (вдох и выдох), восстанавливая дыхание, принимает чинно-степенный вид, останавливается. Миг всеобщего удивления и замешательства. На сцену в сопровождении снежинок выбегает принаряженная Снегурочка.

С н е г у р о ч к а   (слегка испуганно).   Что случилось?! Что за шум? (Заметив Деда Мороза – уже удивлённо.) Ой! Дедушка?..

Д е д   М о р о з   (поясняюще).   …Мороз! (Встречается взором со всеобщими непонимающими взглядами.) Моё имя Дед Мороз! Или по-доброму, по-семейному – Дедушка Мороз!

Д е в и ц а   З и м а   (удивлённо).   Да откуда же Вы? С каких краёв?

Д е д   М о р о з   (загадочным тоном).   Хорошее желание находит понимание! (Он расставляет руки в стороны вместе с посохом и слегка возносит их вверх.) Доброе дело зарождается. Вот я и появился!

Д е в и ц а   В е с н а.   Водица-молодица как-то обмолвилась, что нас, времён года, на Земле тоже когда-то не было. А время пришло – появились в помощь матушке-Природе, порядок чтобы навести, Огонь и Воду – две стихии буйных успокоить.

Д е д   М о р о з.   Отныне ни один Новый год, праздник для детишек, без меня не обойдётся! Подарки, яркие костюмы, украшения, хороводы вокруг ёлочек  – новогоднее счастье для детишек со мною вместе приходить будет! Одно боязно – подарки заготовить не успею! Я-то один, а детей видимо-невидимо! И все славные, хорошие, добрые! Разве можно огорчить таких?

С н е г у р о ч к а.   Дедушка Мороз, а можно я Вам помогать буду?

Только сейчас все перевели внимание с Деда Мороза на Снегурочку.

Т ё т у ш к а   М е т е л и ц а   (восторженно).   Ах! Как же ты, доченька моя, Снегурочка, преобразилась! В наряде – просто раскрасавица! Только личико бледновато. Да ты вроде дрожишь?

С н е г у р о ч к а.   Согреться никак не могу.

Д е д   М о р о з.   А посох мой волшебный для чего? Я вижу, что у тебя, внученька, добрейшая душа! Прикоснись к посоху – и любой холод не страшен будет! Посох мой только злыдням бессердечным во вред, в наказание за дела их нехорошие! Всяких таких-сяких волшебная сила посоха может на веки вечные в ледышки превратить!

Снегурочка нежно прикасается к волшебному посоху, проведя рукою сверху вниз.

С н е г у р о ч к а   (голос веселее).   Чудеса! Невероятно! Сразу теплее стало! Спасибо, Дедушка Мороз, Вам и Вашему волшебному помощнику - посоху!  Мне тоже хочется помогать Вам во всём! Счастье, настроение и радость в подарки для детей закладывать! Если только… (Обращается к Метелице.) Матушка-Метелица, дозвольте мне Дедушке Морозу помогать?!

Т ё т у ш к а   М е т е л и ц а   (радостно).   Конечно же, доченька! Хорошее дело! И тебе занятие, чтобы скука не одолела! Я думаю, дети вас обязательно полюбят! Каждый раз с нетерпением ждать будут зимний праздник – Новый год!

Д е д   М о р о з   (загадочно).   А мы, друзья мои, прямо сейчас узнаем, будут детишки большие и малые, да и взрослые тоже, что помнят своё детство, любить и ждать Новый год?! (Поворачивается в сторону зрительного зала.) Я уже давно приметил, что за нами с огромным вниманием наблюдают зрители! Похоже, что они из далёкого-предалёкого завтрашнего дня, из будущего! У них-то мы и узнаем. Я спрошу, а кто будет согласен – хлопайте в ладоши! Дорогие мои, только что был придуман великолепный зимний праздник – Новый год! Столько лет уже прошло! Нравится он вам? (Аплодисменты.) А с нетерпеньем ждёте встречи со мною, Дедом Морозом, и внучкой любимой – Снегурочкой? (Аплодисменты.) А я иного и не ждал! О, как мы рады, что и в ваше время о нас не забыли! И мы тоже всякий раз с приятными воспоминаниями и большим нетерпением будем ожидать встреч с вами!

Актёры выстраиваются на поклон. В этот момент, слегка ковыляя, из-за кулис появляется бабушка Сова.

Б а б у ш к а   С о в а   (громко и торопливо).   Э-э-э! Про наш-то жабыли! (Потихоньку ковыляет и одновременно говорит.) Ну вот и шкажочке конещ! Кто шмотрел – тот огурещ! Ой, напутала – молодещ! Ух-ух-ух! Жайчишки-прыгунишки, жа-а-а мной!

Все актёры и танцоры выходят на поклон.

З а н а в е с

10.05.2023


Рецензии