1. 8 Семь дней Творения
ДОЖДЬ РАННИЙ И ПОЗДНИЙ
ДРУГОЙ ПРЕПОЯШЕТ ТЕБЯ, И ПОВЕДЕТ, КУДА НЕ ХОЧЕШЬ
Продолжаем читать второй стих первой главы Бытия.
=А ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО ПАРИЛ НАД ВОДОЮ=
(?) Над какой водой носился Божий Дух во втором стихе Библии?
Библия ничего не говорит о том, как во вселенной появилась вода, но некоторые стихи говорят о воде как о слове Божьем:
"вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою" (2Пет.3:5);
"Жаждущие! идите все к водам… Приклоните ухо ваше… послушайте" (Ис.55:1-3);
"посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его" (Пс.147:4).
Божье слово в Библии есть Дух и жизнь:
"Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Ин.6:63).
Словом в Библии назван также Божий Сын Иисус Христос:
«Имя Ему: "Слово Божие"» (Откр.19:13);
"Слово было Бог" (Ин.1:1).
Водой Божьего слова сотворен мир видимый и невидимый:
"вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою" (2Пет.3:5).
Свое слово Бог и сегодня посылает на землю, чтобы спасать грешников и освящать праведников:
"Восхотев, родил Он нас словом истины" (Иак.1:18);
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова" (Еф.5:25,26);
"Я изолью воды на жаждущее" (Ис.44:3).
Божье слово не только спасает, но также и судит людей:
"Пусть, как вода, течет суд, и правда - как сильный поток!" (Ам.5:24).
Второй стих Библии изображает не что иное, как результат Божьего суда:
"КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, А ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО ПАРИЛ НАД ВОДОЮ" (БЫТ.1:2).
Пустота земли обозначает отсутствие Бога в сердцах евреев перед Пришествием к ним Мессии. Бог является истиной, реальностью и действительностью, а Его отсутствие в сердцах людей делает их жизнь пустой и бессмысленной, то есть не имеющей реальности. Жизнь без Бога подобна сну, иллюзии и обману, а Библия называет такую жизнь еврейским фразеологизмом: "ТОХУ ВА-ВОХУ"…
Живя без Бога, человек фактически не живет: "Дни идут за днями, годы за годами, а ты всё такая же скотина, как и был" (А. П. Чехов, "Ночь на кладбище").
***
Но, судя людей, осуждая их грехи и злодеяния, Бог желает все-таки спасти их:
"не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?" (Иез.33:11);
"Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши" (Деян.3:19).
В Библии покаяние обозначает перемену мышления, а обращение – перемену направления ходьбы. Если до обращения человек удалялся от Бога, то после покаяния и обращения он приближается к Нему.
Пример истинного обращения показан в притче о блудном сыне:
"я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его" (Лук.15:17-20).
Покаяние – это перемена ума (метанойя). Но для спасения души необходимо поменять не только внутренние мысли и желания, но также и внешние поступки. В евангельской притче о блудном сыне сказано:
"Встал и пошел к отцу своему" (Лук.15:20).
Когда грешник принимает верой Евангелие, он рождается свыше. Но для спасения души этого недостаточно. Спасающая вера должна быть живой:
"Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?.. вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (Иак.2:14-17).
Для подтверждения веры делами верующие после крещения должны последовать за Святым Духом, который поведет их в пустыню:
"пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане… Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню" (Мар.1:9-12);
"Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, - я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию [пошел за Духом в пустыню]" (Гал.1:15-17);
"Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного" (1Пет.4:12).
В пустыне верующие должны, отвергая себя, распинать плоть со страстями:
"Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф.16:24,25);
"те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24).
"Плоть со страстями" – это плотской ум и плотские желания. Кто сораспялся Христу, тот должен и совоскреснуть в Нем. Тогда произойдет рождение нового человека от Духа Божьего:
"Я сораспялся Христу" (Гал.2:19);
"в Нем вы и совоскресли" (Кол.2:12);
"Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем. Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей" (2Кор.4:10,11).
***
Каждый верующий – это земледелец, который трудится на своем поле:
"братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня [до жатвы]. Вот, земледелец ждет драгоценного плода [плода духа] от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне [жатва] приближается" (Иак.5:7,8);
"жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы" (Мф.13:39).
Поле – это сердца людей. В эту землю Господь сеет семена Своего слова:
"вышел сеятель сеять… Сеятель слово сеет" (Мар.4:3-14);
"сеющий доброе семя есть Сын Человеческий" (Мф.13:37);
"Польется как дождь учение мое, как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву" (Втор.32:2).
Прежде чем наступит жатва, на землю должны излиться два дождя – РАННИЙ И ПОЗДНИЙ:
"[Господь Бог] дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы" (Иер.5:24).
Конечно, во время благоприятное дожди на землю изливаются многократно:
"Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения" (2Кор.6:2);
"Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак… получает благословение от Бога" (Евр.6:8).
Но из всех дождей Библия особо выделяет эти два: РАННИЙ и ПОЗДНИЙ.
(?) Что они означают и чем отличаются?
ДОЖДЬ РАННИЙ оживляет грешника и делает его душой живой, то есть СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ:
"И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою" (Быт.2:7).
Без первого дождя первый человек Адам не стал бы душой живой:
"вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17);
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22:32).
В стихах БЫТ.2:4-6 описывается состояние земли, когда на ней не было человека, чтобы обрабатывать землю:
"ВОТ ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБА И ЗЕМЛИ ПРИ СОТВОРЕНИИ ИХ, ВО ВРЕМЯ СОЗИДАНИЯ БОГОМ ВСЕСИЛЬНЫМ ЗЕМЛИ И НЕБА. НИКАКОГО ЖЕ КУСТАРНИКА ПОЛЕВОГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО НА ЗЕМЛЕ
И НИКАКАЯ ТРАВА ПОЛЕВАЯ ЕЩЕ НЕ РОСЛА, ИБО ДОЖДЯ НЕ ПОСЫЛАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ НА ЗЕМЛЮ, А ЧЕЛОВЕКА НЕ БЫЛО, ЧТОБЫ ОБРАБАТЫВАТЬ ЗЕМЛЮ. НО ПАР ПОДНИМАЛСЯ С ЗЕМЛИ
И ОРОШАЛ ВСЮ ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ" (БЫТ.2:4-6).
(?) Что означает отсутствие человека на земле? Когда такое было последний раз?
Согласно данным науки, человек живет на земле уже не один миллион лет:
=============
"…прародиной человечества был и остается Африканский континент. Об этом свидетельствуют данные археологии, антропологии и палеогенетики. Самые древние каменные орудия на Земле найдены в Африке, в бассейне реки Када-Гона. Их возраст составляет 2,5 млн лет.
Разделение нашей далекой предковой линии на две ветви – в сторону человека разумного и в сторону человекообразных обезьян – произошло в Африке, на рубеже 7-6 млн лет назад…"
("Родословная человечества")
=============
Но согласно еврейскому календарю первый человек Адам был сотворён сравнительно недавно – в 3761 году до н. э.
=============
"Адам
Дата рождения: 3761 г. до н. э. (1 тишрея 1)
Дата смерти: прибл. 2831 г. до н. э. (931)".
(https://toldot.com/history/AdamEva.html)
=============
(?) Как согласовать данные науки с еврейским календарем?
Можно предположить, что библейский Адам – это первый человек веры. Он – первый из людей, кто поверил в истинного Бога. Адам стал человеком (СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ, нэфэш хая) тогда, когда принял верой Евангелие, которое по своей сути является Божьим дыханием жизни (нишмат xаим):
"Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам" (Евр.1:1);
"явился Господь Авраму и сказал" (Быт.12:7);
"вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17);
"без веры угодить Богу невозможно" (Евр.11:6).
Не имея веры в Бога, то есть, не имея в себе Божьего дыхания жизни, человек является пустотой и ничем – ТОХУ ВА-ВОХУ:
"ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА" (БЫТ.1:2);
«Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"» (Пс.52:2).
Живым же для Бога человек становится только тогда, когда принимает верой Божью Благую Весть, то есть Евангелие:
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Мф.22:32).
=============
«…если бы Господь Бог не вдунул потом в лице его сего дыхания жизни, то есть благодати Господа Бога Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне почивающего, и ради Сына в мир посылаемого, то Адам, как бы ни был он совершенно превосходно создан над прочими Божьими созданиями, как венец творения на земле, все-таки пребыл бы неимущим внутрь себя Духа Святого, возводящего его в Богоподобное достоинство, и был бы подобен всем прочим созданиям, хотя и имеющим плоть, и душу, и дух, принадлежащие каждому по роду их, но Духа Святого внутрь не имущим.
Когда же вдунул Господь Бог в лице Адамово дыхание жизни, тогда-то, по выражению Моисееву, и бысть "Адам в душу живу", то есть совершенно во всем Богу подобную и такую, как и Он, на веки веков бессмертную…»
(Серафим Саровский)
=============
Вырастить добрые плоды на земле своего сердца может только душа живая (нэфэш хая), которая имеет живую веру в своего Создателя и Спасителя:
"как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва" (Иак.2:26);
"Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне" (Ин.15:4).
***
(?) При чтении второго стиха первой главы Бытия может возникнуть вопрос: какие еще дожди нужны были земле, если она и без того вся была покрыта водой?
"В НАЧАЛЕ СОТВОРЕНИЯ ВСЕСИЛЬНЫМ НЕБА И ЗЕМЛИ, КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, А ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО ПАРИЛ НАД ВОДОЮ" (БЫТ.1:2).
Дело в том, что в Библии вода воде рознь. И дождь дождю тоже рознь…
Дожди на земле могут быть как позитивные (со знаком плюс), так и негативные (со знаком минус). Позитивные дожди изливают с неба благословение и дают людям жизнь:
"Если вы будете слушать заповеди Мои, которые заповедую вам сегодня, любить Господа, Бога вашего, и служить Ему от всего сердца вашего и от всей души вашей, то дам земле вашей дождь в свое время, ранний и поздний; и ты соберешь хлеб твой и вино твое и елей твой" (Втор.11:13,14).
А негативные дожди несут земле осуждение:
"Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли" (Быт.7:4).
Несмотря на то что во втором стихе сердца людей были покрыты Божьим осуждением (водами смерти), Святой Дух носился над этой водой и орошал землю живительной (позитивной) влагой, подготавливая сердца людей к принятию раннего дождя – благодати Святого Духа:
"Дух животворит… Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь" (Ин.6:63);
"хорошо благодатью укреплять сердца" (Евр.13:9);
"Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1Пет.5:5).
Благодаря предварительному орошению земли позитивной влагой Адам, когда Бог вдунул в него дыхание жизни, уверовал в Божье слово, то есть принял его своим сердцем и умом. После этого духовные глаза Адама открылись, он родился свыше и стал "душею живою".
Оживший Адам получил возможность общаться с невидимым Творцом, Который для всего Творения является Источником жизни:
"у Тебя источник жизни" (Пс.35:10).
Таким образом, РАННИМ ДОЖДЕМ могут быть те слова благодати, которые излились на землю (в сердце) первого человека Адама в день его сотворения:
"вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим.10:17);
"И ОБРАЗОВАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА ИЗ ПРАХА ЗЕМНОГО И ВДУНУЛ В НОЗДРИ ЕГО ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ, И СТАЛ ЧЕЛОВЕК СУЩЕСТВОМ ЖИВЫМ" (БЫТ.2:7);
"ВСЕСИЛЬНЫЙ СОТВОРИЛ ЧЕЛОВЕКА… И НАРЕК ИМ ИМЯ "ЧЕЛОВЕК" В ДЕНЬ СОТВОРЕНИЯ ИХ" (БЫТ.5:1,2).
(?) А что такое ПОЗДНИЙ ДОЖДЬ?
ПОЗДНИЙ ДОЖДЬ – это тоже благодать Святого Духа, но она изливается не на ветхого человека, который находится еще только в начале своего пути к Богу, а на человека нового, который находится уже в конце своего земного пути:
"Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний" (Иак.5:7);
"И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний" (Иоил.2:23).
Если ранний дождь нужен грешнику, чтобы родиться свыше, то поздний дождь нужен праведнику, чтобы приготовиться к жатве и прославить Творца принесением добрых плодов:
"Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью [Петр] прославит Бога" (Ин.21:18,19);
"И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина" (Ис.11:5);
"станьте, препоясав чресла ваши истиною" (Еф.6:14).
"Другим", который препояшет Петра и поведет, "куда он не хочет", будет Святой Дух. "Препоясывание" святых перед жатвой, возможно, и является излиянием позднего дождя…
***
Иногда какая-нибудь работа или религиозная деятельность может осуществляться и без благодати Святого Духа. Но не таких плодов ожидает Творец от Своего Творения:
"Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф.7:22,23);
"огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня" (1Кор.3:13-15);
"Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь" (Мф.7:19,20);
"если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы" (1Кор.13:3).
=============
"…не у всякого потому крест бывает спасительным крестом…"
(Феофан Затворник; "Три слова о несении креста")
=============
Вряд ли можно назвать переживанием позднего дождя и то, что практиковали верующие в Коринфе, которых Апостол Павел назвал младенцами в вере:
"я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе" (1Кор.3:1);
"если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер" (1Кор.14:9).
Когда Коринфяне приняли верой Евангелие, они родились свыше:
"Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3).
(?) Что значит увидеть Царство Божье?
Это значит увидеть действие Бога и Его благодати в своей жизни. В день Пятидесятницы Царство Божье было явлено Израилю, а через три с половиной года, то есть в половине последней 70-той седмины Даниила Святой Дух сошел на язычников:
"Сердцеведец Бог дал им [язычникам] свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их" (Деян.15:8,9);
"оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией" (Рим.5:1,2).
Уверовав в Евангелие, Коринфяне родились свыше и получили дар Святого Духа:
"покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа" (Деян.2:38);
"Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно" (1Кор.12:8-11).
Но до рождения от Духа, то есть до переживания креста, Коринфяне оставались духовными младенцами:
"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий" (1Кор.13:1);
"Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников" (1Кор.5:1).
В десятой главе Деяний рассказывается о том, как после проповеди Апостола Петра в доме Корнилия язычники стали говорить на иных языках, хотя в то время они даже не были крещены во имя Иисуса Христа, то есть не пребывали в Завете с Богом:
"Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святаго Духа излился и на язычников, ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа" (Деян.10:44-48).
Поэтому говорение языками, как и проявление других даров, не может быть излиянием позднего дождя…
=============
Давид Вилкерсон.
Поздний дождь.
«…В ранние годы нашего столетия в Канаде началось пятидесятническое движение под названием "Движение Позднего Дождя." Оно длилось около сорока или пятидесяти лет. На сегодняшний день осталось несколько церквей "Позднего Дождя".
Те, кто был увлечён этим движением, были уверены, что они переживают последнее великое излияние Духа. Многие говорили: "Вот оно, мы видим Захарии 12:10 сбывающимся!" Однако это движение рассеялось. И многие другие подобные движения приходили и уходили подобным образом. Почему? Потому что они не были направлены на жатву!
Многие так называемые движения Духа Святого исчезли очень быстро, потому что они были человекоцентричны, то есть направлены на получение даров, личных благословений, самоутверждения, самоудовлетворения. Танцы, смех, хохот или другие проявления, приписываемые Духу Святому, являются плотскими, если они не производят сокрушения сердца и сожаления к погибшим и потерянным душам. Если же эти проявления исходят истинно от Духа Святого, они будут вызывать жажду и сильное стремление спасать потерянный и погибающий мир!
(https://outpouring.ru/blog/2011-04-20-1301)
=============
Не критикуя практики Коринфян, Апостол Павел сказал, что для утверждения в вере им надо дождаться явления Господа:
"вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, [чтобы вам быть] неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа" (1Кор.1:7,8).
(?) Что означает "явление Господа"? Как и когда Иисус Христос явил Себя Коринфянам?
Каждому верующему, чтобы увидеть Божье Царство, то есть, чтобы начать понимать духовные истины, надо родиться свыше. Но чтобы войти в Божье Царство и царствовать в нем посредством Иисуса Христа, нужно родиться от Духа:
"приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа" (Рим.5:17).
Родиться свыше – это значит поверить в Евангелие.
Родиться от Духа – это значит жить по Евангелию.
Жить по Евангелию – значит умереть с Христом и с Ним воскреснуть, став новым человеком во Христе Иисусе. Новый человек, в отличие от ветхого, пребывает не под законом, а под благодатью, и поклоняется он Богу в духе и истине, а не в ветхозаветных тенях и прообразах:
"истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4:23,24);
"Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью" (Рим.6:14).
Умереть с Христом – это значит вкусить от дерева жизни, то есть наполнить доверху водой свой каменный водонос (свое подзаконное сердце):
"Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его" (Ин.2:7-11).
Превращение воды в вино во время свадьбы в Кане Галилейской считается первым чудом, которое Иисус совершил в начале Своего служения.
=============
"Первое упоминание о чём-либо в Писании показывает соответствующий принцип. Таким образом, это первое знамение [превращение воды в вино] показывает принцип для всех последующих знамений: превращать смерть в жизнь".
(Уитнесс Ли, Восстановительный перевод Нового Завета)
=============
***
Бог сотворил человеческую душу таким образом, что наивысшее наслаждение она получает от общения с Иисусом Христом, Который эту душу, собственно, и сотворил:
"Этот народ Я образовал для Себя" (Ис.43:21);
"кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек" (Ин.4:14).
=============
«…На первом году моей жизни в Монастыре душа моя познала Господа Духом Святым.
Много нас любит Господь; познано это от Духа Святого, Которого дал мне Господь по единой милости Своей.
Я старик, и готовлюсь к смерти, и пишу истину ради народа.
Дух Христов, которого дал мне Господь, всем хочет спасения, да все познают Бога.
Господь разбойнику дал рай; так и всякому грешнику даст рай. Я хуже смердящего пса грехами моими, но стал просить у Бога прощения, и Он дал мне не только прощение, но и Духа Святого, и в Духе Святом я познал Бога.
Видишь любовь Божию к нам? И кто опишет сие милосердие?
О, братья мои, припадаю я на колени и молю вас: веруйте в Бога, веруйте, что есть Святой Дух, Который свидетельствует о том во всех церквах, и в моей душе.
Дух Святой есть любовь; и любовь эта разлита во всех душах святых небожителей, и тот же Дух Святой на земле в душах, любящих Бога.
В Духе Святом все небеса видят землю, и слышат наши молитвы, и приносят их Богу.
Господь милостив, знает это душа моя, но описать невозможно. Он зело кроток и смирен, и когда душа увидит Его, то вся изменяется в любовь к Богу и ближнему, и сама делается кроткою и смиренною, но если потеряет человек благодать, то будет плакать, как Адам по изгнании из рая. Он рыдал, и стоны его слышала вся пустыня; слезы его были горьки от скорби, и много лет проливал он их.
Так душа, познавшая благодать Божию, когда теряет ее, скучает о Боге и говорит:
"Скучает душа моя о Боге, и слезно ищу Его"…»
(Силуан Афонский)
=============
***
Согласно Божьему плану спасения, после рождения свыше (от воды) христианину надо родиться также от Духа:
"кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух" (Ин.3:5,6).
НОВЫЙ ДУХ, который должен родиться от Духа Божьего, – это новое понимание, НОВАЯ ВЕРА И НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК.
Новая вера (новый дух) оплодотворяет нашу жизнь (душу) и так мы освящаемся, возрастая в познании Господа:
=============
«…Вера оплодотворяет жизнь. А жизнь рождает веру. Это круг: "Твое от Твоих Тебе приносим". Видите? Твое. Все есть Господне. Собственно, и вера, и, собственно, жизнь. И эта вера оплодотворяет нашу жизнь. А жизнь, в свою очередь, рождает веру.
Жизнь праведная, оплодотворенная Духом Святым, является Богородицей, которая от Духа Святого рождает младенца мужеского пола. Мужеский пол – это опять таки вера. [Жизнь\жена\душа рождает] Христа – "тайну, сокрытую от веков и родов, которая есть Христос в вас". Он [Христос как новая вера] в вас рождается! Смотрите: "Твое от Твоих Тебе приносим за все и за всех". Это круг! Это тот круговорот духовный, который Господом установлен. Это то колесо, собственно, Иезекииля, которое катится в Царство Небесное…»
(Священник Олег Ведмеденко, "Евангелие от Матфея", Лекция 85)
=============
(?) Чем отличается вера подзаконная от веры подблагодатной?
Божьи заповеди можно исполнять из-за страха наказания, а можно из любви к Господу:
"Начало мудрости - страх Господень" (Пс.110:10).
"Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства" (Кол.3:14);
"В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви" (1Ин.4:18);
"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто" (1Кор.13:1,2).
Рожденный от Духа новый человек является духовной овцой Иисуса Христа. Рождение от Духа, очевидно, и является тем явлением Иисуса Христа, которого нужно было дождаться Коринфянам в 1Кор.1:7,8…
"вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, [чтобы вам быть] неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа" (1Кор.1:7,8).
После явления верующим Христа они становятся светом для этого мира:
"Вы - свет мира" (Мф.5:14);
"Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе" (Еф.5:8);
"да светит свет ваш пред людьми, чтобы они… прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5:16).
Когда Бог явил Себя людям, это стало величайшим событием в истории человечества:
"И Слово стало плотию, и обитало с нами" (Ин.1:14);
"Сын Божий пришел и дал нам свет и разум" (1Иоан.5:20).
Но и сегодня благодаря смерти и воскресению Иисуса Христа то же самое Слово может воплощаться и обитать не только с людьми, но и внутри них:
"преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа… да даст вам, по богатству славы Своей… верою вселиться Христу в сердца ваши" (Еф.3:14-17);
"и уже не я живу, но живет во мне Христос" (Гал.2:20);
"Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их" (Евр.8:10);
"если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности" (Рим.8:10).
=============
"Бог стал Человеком, чтобы человек стал богом".
(Св. Афанасий Александрийский)
=============
***
После излияния раннего дождя и рождения свыше верующие входят в пустыню испытаний:
"Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть" (2Кор.13:5).
В духовной пустыне в душе подзаконного верующего должна родиться новая вера (новый дух, новый человек). Но это рождение от Духа не является переживанием позднего дождя, как не является переживанием позднего дождя и "говорение на языках".
(?) Тогда что является ПЕРЕЖИВАНИЕМ ПОЗДНЕГО ДОЖДЯ?
Поздний дождь излился на Иисуса Христа тогда, когда ОН ПО БЛАГОДАТИ БОЖЬЕЙ принес Себя непорочного в Жертву Богу:
"видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, ПО БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ, вкусить смерть за всех" (Евр.2:9).
Принесение себя в жертву Богу ПО БОЖЬЕЙ БЛАГОДАТИ – это, вероятно, и является для верующих ПЕРЕЖИВАНИЕМ ПОЗДНЕГО ДОЖДЯ.
Путем Христа идут и христиане:
"Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим.12:1,2).
Известно, что последним словом, которое сказал Уитнесс Ли, уходя из этого мира, было слово "Жертва!" (Краткая биография Уитнесса Ли)…
ПОЗДНИЙ ДОЖДЬ нужен жене Агнца, Церкви Иисуса Христа, чтобы приготовится к браку и быть прославленной с Ним:
"для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых" (Фил.3:8-11);
"Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя" (Откр.19:7);
"мы - дети Божии… сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (Рим.8:16,17).
(?) Как именно жена должна приготовить себя?
Небесный Жених – Божий Агнец Иисус Христос – приготовил Себя к браку тем, что пожертвовал Своей жизнью ради спасения жены:
"Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф.5:25);
"Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее" (Ин.10:17).
Очевидно, овцам Христовым ПОЗДНИЙ ДОЖДЬ нужен для того, чтобы и они в конце земного пути смогли прославить Своего Творца и Господа, представив себя в жертву живую, святую, благоугодную Богу:
"представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего" (Рим.12:1);
"Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками… Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам" (Ин.15:8-14).
=============
"…Осталось еще изъяснить вам третий вид креста, спасительного для нас – крест преданности в волю Божию. Скажу и о нем слово-другое…
На крест сей восходят уже совершеннейшие христиане… Кто даже совсем себя очистил от страстей, не совершил еще главного действия христианского, а только приготовился к нему. Очистил ты себя от страстей: принеси же теперь себя чистого Богу в жертву чистую и непорочную, каковая одна и приличествует Ему Пречистому. Посмотри на Голгофу. Там крест благоразумного разбойника есть крест очищения себя от страстей, а Крест Господень есть крест жертвы чистой и непорочной. И оно-то есть плод преданности в волю Божию – беспрекословной, полной, безвозвратной. Кто вознес на крест Спасителя нашего? Сия преданность. В саду Гефсиманском молился Господь наш Иисус Христос, да мимо идет чаша; но решительное о сем определение изрек так: обаче не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Мф. 26, 39). От слова Его: Аз есмь, падают пришедшие связать Его. Но потом они же вяжут Его. Почему? Потому что Он Сам Себя прежде связал преданностью воле Божией. Под крестом тварь вся содрогается и жизнь умершие приемлют; а Он неподвижен пребывал на кресте: ибо предал дух Свой Богу. Таковы и все, возрасшие в мужа совершенна, достигшие в меру возраста исполнения Христова. Они все бывают распяты, так сказать, на воле Божией. На ней пригвождено всякое их своеличное движение, и мысль, и желание. Или сих последних, в обыкновенном смысле и виде, совсем нет у них: свое все у них умерло, пожерто будучи волею Божиею. Что движет их, это есть Божие мановение, Божие внушение, которые им только одним ведомым образом печатлеясь в сердце их, определяют всю их деятельность. Св. Апостол Павел в отношении к себе изображает сие состояние так: Христови сраспяхся. Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 19. 20). Как только сораспялся он Христу, – он Апостол, муж совершеннейший, перестал уже жить сам; но стал жить в нем Христос. Или он стал в таком положении, о коем пишет в другом месте: Бог есть действуяй в нас и еже хотети, и еже деяти о благоволении (Фил. 2, 13). Это верх совершенства христианского, до которого только способен достигнуть человек. Он есть предначатие будущего состояния по воскресении, когда Бог будет всяческая во всех. Почему все, удостаивающиеся достигнуть его, нередко состоят в противоречии со всеми порядками земного пребывания и – или терпят гонения и муки, или становятся и почитаются юродами, или удаляются в пустыни. Но во всех сих видах внешней участи их, внутреннее их одно: едины, с единым Богом пребывая в сердце. Им единым живут и действуют, скрываясь во внутреннейшем, глубочайшем безмолвии, при совершенном отсутствии всяких движений своих. Говорят, что высоко в последних пределах атмосферы нашей прекращается всякое движение стихий земных. Там спокойно пребывает одна всемирная стихия. Это образ сораспявшихся Христу, переставших жить своею жизнью и начавших жить токмо Христом, или иначе восшедших на крест преданности в волю Божию, которая одна качествует и действует в них с отрицанием всяких своеличных усмотрений и действий.
Больше не имею вам сказать ничего о сем. И это сказано, чтоб только намекнуть вам, что вот где конец, вот где надобно нам быть и чего достигнуть, и чтоб, зная сие, вы расположились все, что не имеете и не делаете доброго, считать ни во что, если не дошли до сей, нам определенной и от нас ожидаемой, высоты духовной жизни. Многим думается, что христианство то же, что и другие виды жизни; а оно не то. Зачинается оно покаянием, спеет борьбою со страстьми, завершается чрез сораспятие Христу чистого внутреннего человека, погружением в Боге. Умросте, – говорит Апостол, – и живот ваш сокровен есть со Христом в Боге (Кол. 3, 3). Тут все совершается внутри, незримо для людей, и ведомо только совести и Богу. Внешнее тут ничто. Оно есть конечно приличная оболочка, но не решительный свидетель, и тем менее производитель внутреннего. Внешнее исправное поведение как часто бывает прекрасною наружностью гроба, полного костей!
Сие ведая, станем братие, на Голгофе у крестов и начнем применять себя к ним и их к себе, какой к кому придется. Симон Киринейский, несший крест Господа, есть образ тех крестоносцев, кои подвергаются внешним скорбям и лишениям. Кого изображает благоразумный разбойник распятый и кого Господь на кресте, я только что сказал пред сим: первый изображает борющихся со страстьми, а Господь – мужей совершенных, распявшихся в богопреданности. А крест злого разбойника кого изображает? Изображает тех, кои работают страстям. Страсти их мучат, терзают, распинают на смерть, не давая никакой отрады и никакой благой надежды. По сим признакам примеряй всякий к себе кресты, и сам себя по ним определяй, кто ты – Симон ли Киринейский, или благоразумный разбойник, или подражатель Христу Господу или разбойник злой, по страстям, тебя снедающим?
Каким себя найдешь, такого и конца себе ожидай. Я только прибавлю: выбросьте вы из головы, будто можно путем утешной жизни стать тем, чем подобает нам быть во Христе. Утехи если бывают у истинных христиан, то совершенно случайно; отличительнейший же характер жизни их суть страдания и болезнования, внутренние и внешние, произвольные и невольные. Многими скорбьми подобает внити в царствие, и в то, которое внутрь является. Первый шаг здесь перелом воли от худа на добро, составляющий сердце покаяния, отражается смертельною болию от раны сокрушения, из которой потом сочится кровь во все продолжение борения со страстьми, и которая закрывается уже по стяжании чистоты, возводящей христианина на крест сораспятия со Христом в воле Божией. Все – скорби и болезни и тяготы. Можно сказать так: утешность есть свидетельство непрямого пути, а скорбность – свидетельство пути правого.
Помышляя о сем, радуйтесь, крестоносцы! А вам что, утешающиеся? Слово Авраама к богачу в притче о богатом и Лазаре. Здесь вы утешаетесь, а другие страждут Христа ради и закона Его святого; а на том свете будет наоборот: крестным идущие путем будут утешаться, а утешавшиеся страдать. Вы говорите обыкновенно: вот и повеселиться будто нельзя, или какое-либо себе позволить удовольствие. Да вы главное-то прежде сделайте, а потом позволяйте и это. А то у иного только и дела, что – ныне бал, завтра театр, там гулянье, да веселое чтение и беседа, да развлечения разные, – переход от одних приятностей к другим. А о главном, о том, как достигнуть того, чем должен быть всяких христианин и помышления нет. Какого же плода ожидать от такой жизни? То внутреннее наше к Богу отношение во Христе будто само будет зреть, несмотря на эти внешние нестроения?! Как ему зреть? Горит ли свечка на ветре? Спеется ли жизнь от приема яда? Нет. Хочешь добра себе: брось утехи, вступи на крестный путь покаяния, перегори в огне самораспинания, закались в слезах сокрушения сердечного, – и станешь золото или серебро или камение драгое, и в свое время будешь взят небесным Домовладыкою на украшение Его пресветлых и премирных чертогов.
Аминь".
(Феофан Затворник; "Три слова о несении креста")
=============
***
Итак, водой в Библии называется Божье учение, которое течет от престола Бога и оживляет алчущих и жаждущих правды:
"Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Мф.5:6).
Во втором стихе вода упоминается впервые, поэтому принцип первого упоминания "подсказывает" читателю, что библейская вода (Слово Божье) и Божий Дух, Который парил над водой, работают вместе (сообща):
"Я и Отец - одно" (Ин.10:30);
"ничего не делаю от Себя" (Ин.8:28);
"Отец Мой доныне делает, и Я делаю" (Ин.5:17);
"Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца" (Ин.6:38).
Верующих людей воды Божьего слова утешают и оживляют, но грешников и вероотступников эти же воды осуждают и обличают:
"слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия" (1Кор.1:18);
"Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно" (1Кор.2:14);
"Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого" (2Кор.4:3,4).
Желавшим Его убить Иудеям Христос сказал:
"Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете" (Ин.5:45);
"Пусть, как вода, течет суд, и правда - как сильный поток!" (Ам.5:24).
Таким образом, слово ВОДА в стихе Быт.1:2 обозначает Божий суд.
(?) А что обозначает БЕЗДНА в этом стихе?
Слово БЕЗДНА говорит о глубине нравственного падения людей, отвергающих Бога:
"где премудрость обретается?.. Бездна говорит: не во мне она" (Иов.28:12-4).
Так как в водах Божьего осуждения обитают люди, от начала избранные к спасению, Божий Дух постоянно трудится, то есть носится над водой, "орошая" землю позитивной влагой, чтобы души грешников пришли к покаянию.
После крещения Святой Дух поведет верующих в пустыню испытаний, чтобы там родился новый человек (новый духовный Израиль), который и войдет в обетованную Ханаанскую землю:
"Итак, кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2Кор.5:17);
"настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4:23,24).
***
В стихе Быт.1:2 ни ВОДУ, ни БЕЗДНУ не следует понимать буквально, ибо библейская БЕЗДНА обозначает пропасть не материальную, а духовную.
КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, А ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО ПАРИЛ НАД ВОДОЮ
ве-хаарец (и земля) хайтах (была) тоху (бесформенность) ва-боху (и пустота) ве-хошек (и темнота) аль-пнэ (над лицом) техом (бездны) ве-руах (и дыхание) элохим (богов) мерахэфэт (мягко колыхалось) аль-пнэ (над лицом) хамаим (вод)
=============
"…К концу мировой истории и на небе и на земле будут только две категории людей: беспредельно любящие Бога праведники и так же ненавидящие Его грешники.
Чем же ты сделаешься там, неверующий, грешный человек? Если ты здесь нехорош, то там будешь тёмным злым духом. О, тогда ты сам себя не узнаешь, и понесёт тебя твоё зло собственным своим тяготением туда, где живёт вечное бесконечное зло, в сообщество тёмных злых сил…"
(Н.Е. Пестов, "Свет совершенной радости")
=============
Истинной БЕЗДНОЙ является то, что, во-первых, находится внизу, а во-вторых, что постоянно удаляется от Божьей праведности, чистоты и святости на бесконечное расстояние.
В духовных поучениях преподобного аввы Нила Сорского написано:
"да не примет меня, грешного, рука темного князя мира сего, чтобы низвести в глубину адову".
Когда речь заходит об аде, говорят не о высотах, а о глубинах. Бездна или ад – это та бесконечная духовная пропасть, в которую, не ведая того, идут (или летят, падая вниз) все грешники.
Если бы принцип первого упоминания не существовал или если бы мы сейчас рассматривали не первое упоминание слова "БЕЗДНА" в Библии, тогда можно было бы согласиться с тем, что речь в рассматриваемом стихе идёт о морской пучине, которую Бог назвал бездной. Но в данном случае слово "БЕЗДНА" может обозначать только одно: бездну вечную, духовную и истинную, которая останется такой даже тогда, когда планета Земля со всеми её морями и океанами перестанет существовать…
Итак, кратко повторим. ВОДА, которая во втором стихе покрывала всю землю, обозначает Божий суд над падшим творением. Слово БЕЗДНА точно определяет глубину нравственного падения людей, отвергающих Бога. Парение над водой ДУХА ВСЕСИЛЬНОГО свидетельствует о том, что перед пришествием в мир Спасителя Иисуса Христа вся земля (сердца людей) была покрыта водами Божьего осуждения, а Святой Дух не мог найти места покоя для ног своих:
"нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного" (Рим.3:10-12);
"всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать" (Рим.11:32).
Свидетельство о публикации №123051203598