О фото о. Амвросия Иванова. Мозаика воспоминаний

О фотографиях старца схиархимандрита Амвросия Балабановского (Иванова)*.

«… руце Твои составиша первую смирну благодати, и персты Твои сотроша масти благовонныя, дыхание уст Твоих паче всякого фимиама»… **             
               

«В жизни моей или знакомых мне людей были такие события, которые свидетельствовали о сверхъестественном мире: о  бытии его, о жизни умерших, о явлениях их живым, о необычайных случаях Промысла Божия и т.п. Всякий мир познается через непосредственное откровение его нашему познанию. Этот основной закон познания совершенно одинаково приложим как к этому, так называемому «естественному», миру, так и к «тому», именуемому «сверхъестественным». И в наше время особенно нужно давать фактический материал »(1)
И в ряду подобных удивительных случаев – происшествие с моей знакомой Мариной. Однажды утром она позвонила мне в необычном волнении и сказала, что ощутила сильное благоухание от фотографии отца Амвросия, помещенной в книге о нем. Батюшка был снят в торжественном облачении в своем храме на фоне иконы «Всех Святых», а внизу помещалось его четверостишие: «Где святые все собором и бесплотных лик духов воспевают райским хором: Свят Господь Бог Саваоф!» Подумалось, что это ей было дано для укрепления веры, а мне послужило  утешением и радостью.
Достойным удивления представляется также случай с батюшкиной фотографией, помещенной на обложке книги. Помню, что когда я увидела ее впервые, то немного смутилась. Поскольку великий старец был на ней «слишком» прост, «по-домашнему» (в моем понимании), в белой рубахе и монашеском парамане. Впервые увидела этот портрет в доме покойной старицы схимонахини Серафимы (Шошиной – «правой руки» батюшки). Это происходило в день памяти отца Амвросия, 15 октября, мы собрались, чтобы помянуть его и матушку. Там я вглядывалась в эту фотографию и думала о том, что  хорошо бы нашелся человек,  написавший  о старце. Мелькнула даже мысль, что и я бы постаралась для батюшки, и приложилась к снимку, прося благословения старца. Только через несколько лет вспомнила произошедший эпизод, когда именно эта карточка украсила обложку  книги о старце, причем совершенно неожиданно для меня. Художник - оформитель  принял такое решение.  Я не стала возражать, когда  вспомнила все, что думала и чувствовала, глядя на нее впервые.  Приняла это  как подтверждение его благословения на труд. (Спасибо тебе, драгоценный батюшка Амвросий! Царство тебе Небесное и Вечная память!) Впоследствии я прочла у отца Андрея Кураева такое замечание: «…все произошло по известному правилу: каждый пишет ту книгу, которую хотел бы прочитать сам».(2)   Действительно, я столько лет желала прочитать про батюшку… И что удивительно, спустя много лет после опубликования, когда я писала новую книгу о нем и других старцах,  Господь  послал мне благословение через параманный крест отца Амвросия. Теперь я могла приложиться к нему непосредственно, так как неожиданно  познакомилась с  человеком, унаследовавшим его. Впрочем, думается, что это заслуживает отдельного рассказа, и я вернусь к нему позже.
 А сейчас хотелось бы еще дополнить о художнике-оформителе. Несколько ранее он подготовил к печати большую книгу (в том же издательстве)  под названием «Россия перед вторым пришествием». На обложке поместил изображение преподобного Серафима и Государя-мученика. Когда  старец Николай (Гурьянов) увидел это оформление, то сказал, что это – новый образ, новая икона.
За много лет до того, как  могла предположить, что когда-нибудь буду работать над книгой  о старце,  приехала однажды к батюшке Николаю и подарила ему фотографию схиархимандрита Амвросия, где он в митре и с крестом в руках. Не могу ничем объяснить это желание, тем более,  что  случайно повредила снимок: на руке появилось небольшое пятнышко, которое не удалялось. Отец Николай без удивления принял и поблагодарил. А, по прошествии длительного времени, когда уже писала об отце Амвросии –  увидела это фото в доме у Валентины (будущей келейницы – схимонахини Иоанны), но пятнышка на нем не было – оказывается оно совершенно очистилось, пока находилось у старца. (В документальном фильме  «Свете тихий» эта фотография на стене показывается наряду с другими).
Однако, начав рассказ о необычном благоухании, не могу здесь не вспомнить, что подобный случай произошел со мной и моей знакомой Катериной. Было это 6 февраля в день памяти святой блаженной Ксении Петербургской (как сегодня, когда пишу эти строки). Мы сидели в ожидании приема у старца архимандрита Иеронима* (*Шурыгина) (он  гостил несколько дней в Москве) я читала ей акафист. И вдруг Катерина воскликнула: «Откуда  этот аромат?» И потянулась к книжечке, которую я держала в руках. Оказалось, запах исходил от иконы блаженной Ксении, помещенной в акафисте. Надо сказать, что раньше эта книжечка принадлежала батюшке Николаю Гурьянову, и я получила ее в подарок в келье старца, приехав на годовщину смерти. Хочу еще добавить, что батюшка благословлял меня при жизни молиться ей. Уже после смерти старца я видела сон, как он посылает меня к ней, а она – к нему. В тот день отец Иероним благословил Катерину на паломничество в Иерусалим, откуда и мне, грешной, она привезла в утешение святыню.

Нет ничего случайного…

    Говоря о духовных связях, или взаимодействиях, мне хочется упомянуть здесь интересное «совпадение», касающееся старца схиархимандрита Амвросия Иванова. Собирая материалы для своей книги о нем, в «Житии схиархимандрита Варсонофия»(3)  нашла любопытную запись: «На первой странице тетради рукой преподобного Амвросия (Гренкова) написано: «Брату Константину благословляется записывать замечательные случаи Оптиной пустыни и Предтечева Скита. 20 сентября 1862 года. Многогр. 1 Амвросий». Когда  увидела эту запись, то сразу же подумала, что преподобный прозорливо назвал себя  Амвросием первым, хотя в то время в Оптиной не было другого старца с таким именем. Например, были два настоятеля с именем Исаакий (Антимонов и Бобриков), известные как Исаакий «первый» и «второй». По аналогии я и поняла, что преподобный как бы тем самым предсказывает появление еще одного («второго») Амвросия, то есть будущего старца схиархимандрита Амвросия Иванова, наследника имени и дела старца. Но поскольку  не была уверена это 1 или просто буква I (от слова иеромонах) то и  не  включила в текст это свидетельство. И вот не так давно, читая книгу Евгения Гончарова,вышедшую по благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Воронежского и Борисоглебского, «Сновидения. Жизнь души во сне», я нахожу в главе «Вразумления от праведников» любопытные сведения, на которые ссылается автор. «В книге об оптинском старце Варсонофии(4) приведен следующий случай. О. Димитрий, художник, рассказал старцу замечательное сновидение одной шамординской монахини, матушки Марии (Соколовой).  «Она совсем было собралась уезжать из Шамордина, доверившись лукавому помыслу вражию, что не стоит тут жить, ибо нет уже в Оптиной старца Амвросия. Видит во сне, будто она перенесена на какую-то прекрасную местность. Видит громадный дворец, над дверями над ним: «Обитель отца Амвросия 1». Входит во дворец». Интересно, что и в первый раз и во второй также эти сведения приходят ко мне «через» преподобного Варсонофия Оптинского, то есть из книг, посвященных ему. Во второй раз даже под заголовком: «Вразумление от праведников».   В скобках замечу, что моей любимой мыслью, почерпнутой у старца Варсонофия, на которую я опиралась при создании и первой книги и теперь, является та, что нет случайностей, все так, как угодно Господу, все взаимосвязано, только мы или замечаем это или нет. Помню, меня очень поразило, как старец Варсонофий, рассказывая о себе, приводит факт такой взаимосвязи. Он вспоминает, что однажды (еще в бытность свою в миру) подарил бедному монастырю лампаду к иконе Крестителя Господня Иоанна и впоследствии за эту незначительную милостыню Креститель ввел его в свой скит в Оптиной, вознаградив тем самым сторицей.

примечание:*о нем смотри книгу «Преподобный старец Амвросий Балабановский»
** христианские песнопения Деве Марии, с309 (Псалтирь Богородице)
(1)с. 3, митрополит Вениамин Федченков «Из того мира»
(2) А. Кураев «О Рерихах и православии» с.15
(3)Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1995г, с.124
(4)Преподобный Варсонофий Оптинский. Духовное наследие. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...


Рецензии