Талантливый мальчик и оркестр деревенской самодеят
https://www.youtube.com/watch?v=0CW6cxApOBg
Август 2017, Александр Малофеев – пианист пятнадцати лет, исполняет Второй Концерт Рахманинова для фортепиано и оркестра.
Для пятнадцатилетнего – это и признак большого таланта и большая честь, соответствующая уровню его способностей.
В истории музыки он – не единственный, например, Артур Рубинштейн, который тоже мальчиком исполнял Второй фортепианный концерт Камиля Сен-Санса при личном присутствии самого композитора!И в возрасте 88 тоже блестяще его исполнил!
Но это нисколько не приуменьшает высокой оценки исполнительских способностей Малофеева.
Итак, концерт.
Дирижёр некий Кристиан Ярви и оркестр – все одеты как попало. И оркестр и дирижёр, похоже, привыкли выступать с гастролями по деревням да весям необъятной России.
Самое характерное, конечно, не одежда, а, что сразу «бросается в уши» – это полное невежество оркестрантов и, главное, дирижёра.
Там, где оркестр сопровождает игру пианиста, он так наяривает всей своей мощью, что фортепиано вообще не слышно.
Любой грамотный дирижёр ЗНАЕТ, что он должен в такие минуты СНИЖАТЬ громкость оркестра, дабы слушатели могли насладиться ДУЭТОМ, и фортепиано и музыкального сопровождения оркестра. А не сплошным фортиссимо оркестра, когда слушатели только ВИДЯТ, что пианист тоже двигает руками — НО БЕЗЗВУЧНО! К сожалению, оркестр деревенской самодеятельности, шпарил во всю мощь как струнных, так и духовых инструментов, начисто забивая партию фортепиано. Это может свидетельствовать или о полной безграмотности дирижёра, или, что ещё хуже, доминирующем нарциссизме – желании выпятить своё ЯЯЯЯЯЯЯЯ!!!!
Вообще-то, заметил я, что такое случается нередко, даже в вокальных произведениях.
Например, знаменитый и красивейший секстет «Chi mi frena in tal momento» из оперы Гаэтано Доницетти «Лючия де Ламмермур». Там иногда какая-нибудь «певческая знаменитость» так усиливает своё пение, что заглушает всех остальных участников. Мне очень нравится этот секстет в исполнении Амелиты Галли-Курчи, Луизы Хомер, Джузеппе де Лука, Беньямино Джильи, Анджело Бада, Энцио Пинца. Подчёркиваю, именно в ЭТОМ исполнении, хотя слышал секстет в разных «знаменитых» исполнениях, вклюячая Марию Каллас и Энрико Карузо.
Мария Каллас исполняет партию Лючии резковато и тоже стремится заглушить других (из-за этого излишнего повышения силы голоса и возникает резкость звучания). Но с Карузо – это не секстет вообще, а «КАРУЗО на фоне некого хора дефективных певцов».
Старается ПЕРЕОРАТЬ всех!
А Амелита поёт свою партию очень нежно и никак не старается «забить» других. И Беньямино Джильи тоже демонстрирует свой высокий артистический такт и умение ДАВАТЬ ПЕТЬ И БЫТЬ УСЛЫШАННЫМИ ДРУГИМ!
Это и есть – настоящее искусство по Станиславскому:
«Не любить СЕБЯ в искусстве, а искусство в себе»!
Дано такое немногим, к сожалению, и вышеупомянутый концерт доказывает обратное совету Станиславского ВО ВСЕУСЛЫШАНИЕ!
11 V 2023
Свидетельство о публикации №123051200294