Пирамида
ВЕЛИКИЕ
ВЫДАЮЩИЕСЯ
БОЛЬШИЕ, КРУПНЫЕ, ЗАМЕТНЫЕ
ОДНИ ИЗ, РЯДОВЫЕ, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ЛЮБИТЕЛИ, ГРАФОМАНЫ, ДИЛЕТАНТЫ, ЭПИГОНЫ
Примерно так выглядит иерархическая пирамида в мире любой национальной поэзии (русской, английской, немецкой и так далее). Гений, занявший вершину раз и навсегда, пока жив язык, забирает себе львиную долю общественного внимания, восхищения и превосходных эпитетов. Его творения переиздают, изучают и исследуют с неослабевающей настойчивостью. Они входят в школьные программы и хрестоматии. Памятники ему украшают многие города, причём иногда даже в других странах. Любому культурному народу полагается иметь своего поэтического гения, в том числе и для того, чтоб при случае щегольнуть перед другими культурными и, следовательно, заносчивыми народами. Человек вообще стремится к превосходству над себе подобными в чём бы то ни было, в любой сфере. К гению, как к известному монарху, иногда прикладывают эпитет “солнце”. Звёзд много, а солнце всё-таки одно-единственное.
Как мне это представляется, пирамида – матрица, заложенная в сознание или в бессознательное, не суть, каждого индивида. В ней есть ячейки или ниши, как раз по размеру фигурок. Наверху – как правило, одна; это место для самого гениального. Ниже уровнем ячеек-ниш несколько. Ещё ниже – несколько десятков, потом сотен, и так далее. На уровне подошвы счёт идёт на сотни тысяч или на миллионы, если национальная литература существует достаточно долго. На каждую высокую нишу имеется множество претендентов, все ячейки кем-либо заняты. Нижние может занять любой желающий, причём без очереди. Правда, чести не много.
Человек не только монада, индивид сам по себе, но ещё и клетка большого организма, называемого обществом. Следовательно, частные пирамидки посредством общения людей сливаются в одну общую. Так литературный мир образует объективную иерархическую структуру.
Пишущие изначально равны друг другу. Нет никакого особенного знака, клейма на лбу, которое обозначило бы “гения” или “великого”. Кто-то мнит о себе, имея или не имея на то основания, кто-то хулиганит в стихах, кто-то просто развлекается таким способом. Регулярно пишут сотни тысяч, поэтому фигурок, способных занять любой из уровней пирамидальной структуры, всегда в избытке.
Сложить множество стихотворений – то же самое, что сделать заявку или приобрести лотерейный билет. Теперь можно ждать и надеяться: один из миллиона билетиков обязательно выиграет!
Состояние внутри поэтической пирамиды относительно динамичное. Только верхняя позиция незыблема на все времена; никто и ничто не потеснит национального гения, уж коли он утвердился в качестве такового. “Великие” тоже останутся на своих местах. Однако каждый последующий поэтический век открывает новые вакансии на этом уровне.
Серебряный век дал не менее дюжины великих, потом время оттепели ещё добавило. Без сомнения, это относится и текущему моменту. Традиционно начало века соответствует подъёму русской поэзии, её всплеску и бурному кипению.
Очень может быть, что “великие”, “выдающиеся” и “крупные” публикуют свои тексты здесь, на Стихи.ру, запросто пишут рецензии и отвечают на них. Правда, об истинном значении этих авторов мы узнаем лет через двадцать-тридцать, не раньше. Если доживём, конечно.
07. 05. 2023
Свидетельство о публикации №123051202461
вообще, встречались различные попытки классификации - в чём-то пересекающиеся с данной, в чём-то нет...
если говорить о "вершине" - это всегда естественно связывается с каким-то основоположником, "демиургом" - до которого той же литературы на данном языке, можно сказать - и не существовало...
будь то Шекспир - для англичан, или же Пушкин - для нас...
но даже и тут - вопрос очень непростой...
иногда - причём, такое может наблюдаться и в любом виде искусства - бывали жившие в те же времена, а иногда и чуть ранее признанных гениев - по тем или иным причинам "выпадавшие из обоймы"... кого-то - просто не так много напечатали, кому-то не повезло с покровителями, способствовавшими обретению известности...
и точно так же - и по всем последующим "ступеням" - иногда роль случая бывает велика...
если бы не Ахматова - что было бы с Бродским - кто знает...
ну или, особо наглядный пример - уже из музыки - кто бы знал о группе Битлз сегодня - если бы в магазин грампластинок их будущего менеджера Эпштейна не зашёл какой-то случайный парень, попросивший очень редкую гамбургскую пластинку никому не известной на тот момент группы - что вызвало сначала желание всегда обязательного Эпштейна удовлетворить просьбу клиента - начав искать эту пластинку - а затем - и интерес к собственно самой группе - начало руководства их выступлениями - и мировую славу...
правда, кто-то считает и что все случайности - всегда неслучайны... )
но на этот вопрос однозначного ответа наверно не существует...
Криспи 12.05.2023 15:23 Заявить о нарушении
И после смерти значение П. неоднократно пересматривалось. Всякие нигилисты и народовольцы топтали его, потом Достоевский снова поднял. Явились футуристы-будетляне и сбросили П. с парохода современности. Сталин в 1937 году окончательно сделал А.С. культовой фигурой.
Дмитрий Постниковъ 12.05.2023 17:24 Заявить о нарушении