Зигзаги Вишни. Ла Скала в Италии. 84-а часть

А на галерке в антрактах просто дрались.
  И так в течение всего спектакля…
  А затем,- до половины ночи —
  на площади перед Мега-Театром,
случалось-ли когда подобное в Ла Скала
или нет,-  неизвестно Галине Вишневской
и она, к своему изумлению,- в первый
  и в последний раз в своей жизни
присутствовала при столь непристойном
  поведении итальянской публики
в тот день, в ту оперу, в то время…
 
Галина-Вишня сидела в центральной ложе,
       втянув голову в плечи,
у меня от страха зуб-на-зуб не попадал,
    а как только начинались вопли,
она закрывала глаза и не глядела на сцену.

Вишневской казалось, что певица сейчас умрет.
   Если бы ей пришлось побывать
на такой премьере до её первого выступления
в «Турандот»*, вряд ли пережитое в тот вечер
способствовало-бы её сценической свободе
и уверенности в своем вокальном мастерстве.

На другой день скандал продолжился в газетах:
 критики на чем свет поносили исполнителей
   и постановщиков,-  и камня-на-камне
    не оставили от всего спектакля.
      Но вот: в результате скандала,
      оскорблений и издевательств,
чего, собственно, добились публика и критики?

Того, кто один из величайших дирижёров
 20-го вЕка в течение 15-ти лет,
     как его ни умоляли,
не перешагнул порога Ла Скала…

Он, надо полагать, не остался без работы,
   но итальянский театр получил-ли-??
    хоть приблизительную замену
    столь выдающейся личности…
   А о том, чего лишились певцы
   и говорить не приходится…
      
   На протяжении вишнёвой карьеры
у неё было мало случаев, когда она могла-бы
пожаловаться на несправедливость критики,
     но как видно Бог миловал, —
  ибо Вишневской часто приходилось
бывать свидетельницей совсем незаслуженных
 нападок прессы, (чей заказ налицО-??)
  когда любого знаменитого артиста
за одну лишь неудачно взятую верхнюю ноту
   могли стереть в порошок….
И от такой нетерпимости к ошибкам,-
  ожидающим мЕсти,- нервный шок…

Постепенно Галина Вишневская
  стала лучше разбираться
в психологии западных певцов:
 ей стало воОтчию понятно,
   почему они так не любят
репетировать до полного аншлага..;
а зачем?,- всё равно на спектакле
 все артисты и артистки заботятся
в основном, лишь о ровном звучании гОлоса
и, главное, о верхних нотах — держать их
 как можно дольше и не пустить петуха,
   не дать критикам пОвода   
   для насмешек над собой.
 
Но, держа всё время на прицеле пера
     знаменитых певцов,
заказнЫе критики лишают публику
эмоциональной отдачи артистов,
  их творческой смелости..!! 
   В конце концов,-
совсем не трудно выйдя на сцену,
пропеть всю партию, как у себя дома,
  но это не будет искусством,
на которое способен выдающиеся
    артисты или артистка. 

А сами-то критики,-  как-бы неуязвимые
   в своём знании оперы и театра,
что порою столь безапелляционно поучают
 постановщиков и артистов, как нужно петь
     и играть какую-либо ‘оперу,
  что на них ставить дьявола  клеймО !!   


Рецензии