Заигрался я...
глубоко в нору отчаянья -
я тебе в любви открылся,
получилось всё печально.
Ты сказала откровенно,
что тебе я и не нужен -
яд разлился внутривенно,
я обижен и простужен.
Погрузился в тёмный омут,
оторвался от реалий,
фибры сердца больно стонут -
я как-будто бы в угаре.
В бесконечности усилий,
в безупречности надежды,
в устремлении без или...
В глуповатости невежды.
Всё прошло и всё пропало,
на дороге грязь лоснится,
страсть к тебе меня достала,
образ твой мне ночью снится.
Помахала грустно ручкой,
Джокер вырос между нами -
крыта масть, ты скрылась в кучке
чувств моих к козырной даме...
Свидетельство о публикации №123051105964
_ В своём роде это одно из программных супер-стихотворений в твоём замечательном поэтическом творчестве. Это весьма сложное стихотворение, и вместе с тем очень направленное, как луч, а точнее как ряд лучей, находящихся один внутри другого.
_ Можно отметить: стихотворение интересно тем, что оно полижанровое, разумеется, оно и философское, насыщенное концентрированными яркими мыслеобразами, но также и мистично (вспомним "Пиковую даму"), имеет ярко выраженные черты любовной лирики, песенно по своей мелодичности и красоте звука (что-то в этой вещи даже от русской рок-музыки есть), похоже на минтатюрную поэму по своей глубокой завершенности и гармоничной соразмерности, хотя как часть общей темы может входить в один из гиперциклов твоих мистически-мистериальных стихотворений (в некотором роде это ещё, пусть и намёком, городская лирика), но более всего эта очень ёмкая пьеса напитана иронией, что ты совершенно правильно и указала в её жанровой причастности.
_ По смыслу стихотворение опять же многоуровневое. Здесь и довольно драматическая любовно-страстная история, но более глубокий слой — мистическая карточная игра (мне такое восприятие ближе), ещё более сокровенная глубина — учение об архетипе хаоса, твоё философское слово о нём, намёк. Но и это, видимо, не предел глубины, ведь всё соткано из Энергий... Творческие люди могут видеть и осознавать эти сверхструктуры. И ещё просто прекрасно то, что Демиург-Пантократор
направляет неожиданные и опасные энергии хаоса на пользу... Ты это понимаешь и удачно показываешь во многих моментах твоих интереснейших произведений.
_ Прекрасно и то, что у стихотворения имеется автоцитатное оригинальное, смысло-богатое, и чёткое название. Оно многое поясняет. Похоже, что "заигравшиеся" родственны "прозаседавшимся". ЛГ — игромании, и это знаково...
_ Ещё об интонации. Когда страстная карта покрыта иной (при вмешательства хаоса), юмор (пусть и ироничный) помогает восприятию и равновесию сознания, развивая ненужные иллюзии и пустые надежды. Напрашивается вывод: не нужно всегда ставить на страсть, хотя учитывать и использовать её стихию, вероятно, нужно.
_ Стихотворение твоё несёт в себе житейскую мудрость, некоторым образом напоминая афоризм К. Пруткова о девицах, шашках и дамках, так и здесь проступает, что всякая дама зачастую мнит себя козырной. Но на каждую роковую или расчетливую женщину находится свой джокер, свой хаос. Также твоё, Оля, творческое трезвомыслие затрагивает тему игромании, вскрывая самую суть и причину этой порочной и весьма распространённой человеческой страсти. В ней ведь нет выигравших, проигрывают в итоге все любители неумолимо-жестокого азарта и его порочного драйва. Символ случайности оказывается выше ценности символьной избранности. Как хорошо ты, Оля, даёшь читателю понять прикладную метафизику жизни!
_ По-своему тон стихотворения даже добр, а и как иначе, Автор ведь тоже глубинно-добр — добр с разумом. Концовка (последний катрен) вышла неожиданная. Вместе со стихотворной формой (4-стопный хорей с почти исключительно женскими рифмами, создающий рунически-песенную интонацию) такой необычный переход создаёт эффект сверхдлительности (весьма уместной здесь, хорошо воспринимаемой читателем) и чрезвычайной смысловой ёмкости твоего, Оля, стихотворения. Эта твоя спонтанная находка отличная!
_ Если ещё немножко коснуться аспектов формы, то уместно упомянуть о весьма удачной рефренности 4-го катрена (начало всех его стихов), об уместных словоповторах в 1-ом и 17-ом стихах; сказать о том, что в стихотворении достаточно много богатых (не тривиальных, не грамматических) рифмопар(1,3,4 и 6-й катрены, там есть явно богатые рифмопары), а также глубоких (есть и поглощающая рифма - в 5-ом катрене) созвучий (явно в 1,2 и 5-м катренах), а чисто глагольные рифмы хороши и уместны. Есть и по-прежнему (ибо редко применяется в силлабо-тонической системе) новаторская разноударная (женски-дактилическая) рифма (в первом катрене). Есть йотированная рифма (в 4-м катрене), приблизительно омонимические (в 3-м и 4-м катренах) и ещё одна приблизительно поглощающая. Также есть ассонансно-аллитерационное краесогласие (в 3-й катрене).
С уважением и теплом ☀️
Гавриил Тишков 24.05.2023 02:09 Заявить о нарушении
Очень ценю твои глубокие знания во всех сферах искусства и бытия, так сказать...
У тебя очень большой опыт и профессионализм.
Удачи тебе и всего самого наилучшего!💖
Руда Ольга 24.05.2023 15:23 Заявить о нарушении