Эссе Астрологи и астрология

АСТРОЛОГИ И АСТРОЛОГИЯ.

Слово «газерин» встречается только в той части книги Даниила, которая написана на арамейском языке (Дан 2:4б—7:28), имеет корень со значением «отсекать; отрезать» и указывает на тех, кто делит небо с учётом конфигурации звёзд (Дан 2:34). В некоторых русских переводах Библии арамейское слово «газерин» переводится как «гадатели» (СП, ВП) и «гадатели судеб» (ПАМ) (Дан 2:27; 4:7 [ст. 4, ВП, ПАМ]; 5:7, 11). Астрологический культ отправляли те, «кто, исходя из положения звёзд в момент рождения человека, путём различных вычислений и гадания... определял его судьбу» (Gesenius’s Hebrew and Chaldee Lexicon / Пер. S. Tregelles. 1901. С. 166—167). Астрология по своей сути политеистична; она зародилась в Южной Месопотамии, вероятно, вскоре после Потопа, когда люди отошли от чистого поклонения Богу. Со временем слово «халдей» стало синонимичным слову «астролог».

Согласно этой псевдонауке, каждым участком неба правил какой-то бог. Все движения небесных тел и все небесные явления, например восход и закат солнца, равноденствие и солнцестояние, фазы Луны, затмения и метеоры, приписывались действию этих богов. Результаты наблюдений за движением небесных тел регулярно фиксировались, и на их основе составлялись подробные карты и таблицы. С их помощью предсказывали будущие события, связанные с жизнью людей. Считалось, что небесные божества контролируют все дела, государственные и личные. Поэтому, прежде чем принять решение, правители и полководцы обращались к астрологам, чтобы те распознали и истолковали приметы и дали свой совет. В итоге эти жрецы стали оказывать огромное влияние на жизнь людей. Они приписывали себе сверхъестественную силу, особое понимание и великую мудрость. В каждом крупном храме в Вавилоне была своя обсерватория.

В VIII в. до н. э. пророк Исаия, предсказывая разрушение Вавилона, бросил вызов астрологам-советникам и предложил им спасти обречённый на уничтожение город: «Ты утомлена множеством своих советников. Пусть встанут и спасут тебя те, кто поклоняется небесам, смотрит на звёзды, рассказывает при новолунии о том, что с тобой произойдёт» (Иса 47:13).

Позднее Даниил и три его товарища стали пленниками в стране астрологов. Когда вавилонский царь испытывал этих евреев вопросами, то «о каких бы делах, требующих мудрости и понимания», он их ни спрашивал, он находил их «в десять раз лучше всех жрецов, занимающихся магией, и волшебников во всех царских владениях» (Дан 1:20). После этого Даниил был назван «главой жрецов, занимающихся магией» (Дан 4:9), однако следует помнить, что он никогда не оставлял поклонение Иегове, чтобы стать одним из тех, кто делит небо.

Например, когда астрологи и другие «мудрецы» не смогли рассказать Навуходоносору его сон, он пришёл в ярость и постановил: «[Вы] будете изрублены в куски, а ваши дома будут превращены в общественные уборные» (Дан 2:5). Этот указ распространялся на всех мудрецов, в том числе на Даниила и его товарищей, но до того как его успели выполнить, Даниила привели к царю, и он сказал: «Есть на небесах Бог, Открывающий тайны» — и добавил: «Мне же эта тайна открыта не потому, что у меня есть какая-либо мудрость, превосходящая мудрость других живущих» (Дан 2:28, 30).

КЕМ БЫЛИ «МАГИ», ПРИШЕДШИЕ К МАЛЕНЬКОМУ ИИСУСУ?

Астрологи (греч. магой; «маги») принесли дары маленькому Иисусу (Мф 2:1—16). Вот что говорилось в одном труде о том, кем были эти «магой»: «По словам Геродота, маги были мидийским племенем [I. 101], члены которого якобы толковали сны, и они имели право совершать священные обряды... одним словом, они представляли собой касту учёных и жрецов и обладали, как считалось, сверхъестественной способностью вглядываться в будущее, обращаясь к книгам и наблюдая за звёздами... Однако, как показали более поздние исследования, наибольшую популярность и силу магия обрела не в Мидии и Персии, а в Вавилоне. „Поначалу мидийские жрецы не назывались магами... Своим названием „маги“, выделявшим их как жреческую касту, они обязаны халдеям, и это помогает понять, почему Геродот говорит о магах как о мидийском племени“... (J. C. M;ller in Herzog’s Encl.)» (The Imperial Bible-Dictionary. Лондон, 1874. Т. 2. С. 139).

Поэтому, когда Юстин Мученик, Ориген и Тертуллиан читали Матфея 2:1, они вполне справедливо понимали под «магой» астрологов. Тертуллиан писал: «Нам известна близость магии и астрологии. Значит, толкователи звёзд первыми... Его [Иисуса] почтили» (Об идолопоклонстве. IX). Название «маги» вошло в употребление «как общий термин, обозначающий астрологов на Востоке» (The New Funk & Wagnalls Encyclopedia. 1952. Т. 22. С. 8076).

Итак, косвенные доказательства ясно указывают на то, что «магой», пришедшие к маленькому Иисусу, были астрологами. Поэтому в «Новом Завете» в переводе Ч. Уильямза стоит слово «звездочёты» и к нему даётся сноска со следующим объяснением: «То есть те, кто изучает звёзды и их влияние на события на земле» (The New Testament. Williams C.). Вполне уместно, что в некоторых современных переводах в Матфея 2:1 используется слово «астрологи» (НМ, AT, NE) или «звездочёты» (СРП).

В повествовании не говорится, сколько астрологов «с востока» пришли к маленькому Иисусу и принесли ему «золото, ладан и мирру»; общепринятое мнение о том, что их было трое, не находит подтверждения (Мф 2:1, 11). Будучи астрологами, они поклонялись ложным богам и, осознанно или нет, шли за тем, что им казалось движущейся «звездой». Они сообщили Ироду новость о рождении «иудейского царя», и он стал замышлять, как убить Иисуса. Однако его коварный замысел не удался. В дело вмешался Бог, который был сильнее демонических божеств астрологов: «получив во сне предостережение от Бога», астрологи не вернулись к Ироду, а отправились домой другим путём (Мф 2:2, 12).

ГАДАНИЕ ПО ПЕЧЕНИ И АСТРОЛОГИЯ.

По всей видимости, обычай рассматривать печень — это форма астрологии (Иез 21:21). В одной из школ при храме в Вавилоне была обнаружена глиняная модель печени, датируемая временем Хаммурапи. Одна сторона печени разделена на два участка, символизирующие «день» и «ночь». Её край поделён на 16 частей, на которых начертаны соответствующие имена небесных божеств. Занимающиеся этой особой формой гадания делили печень священных жертв таким же образом, каким они делили небо на условные участки. Во время жертвоприношений они рассматривали печень — миниатюрную «карту небес»,— чтобы прочесть послание божеств.

МОЛОХ И АСТОРОЛОГИЯ В ИЗРАИЛЕ.

Существуют доказательства того, что астрология была тесно связана с почитанием Молоха, бога, которого иногда изображали с головой быка. Быку поклонялись такие народы, как вавилоняне, хананеи, египтяне, почитая его как воплощение их божеств — Мардука, Молоха, Ваала и других. Бык представлял один из главных знаков зодиака — Тельца. Часто бог-солнце изображался в виде быка, рога которого символизировали лучи, а его оплодотворяющая сила — силу солнца как «дарителя жизни». Не меньше почиталась корова — воплощение Иштар или Астарты, как её нередко называли. Поэтому, когда Аарон и Иеровоам ввели в Израиле поклонение быку (телёнку), в глазах Бога это было тяжким грехом (Исх 32:4, 8; Вт 9:16; 1Цр 12:28—30; 2Цр 10:29).

Отступническое десятиплемённое царство Израиль было осуждено за то, что переняло астрологический культ. В Библии говорится: «Они оставили все заповеди своего Бога, сделали себе литые статуи, двух телят и священный столб и стали кланяться всему небесному воинству и служить Ваалу. Они проводили своих сыновей и дочерей через огонь, занимались гаданием, высматривали приметы» (2Цр 17:16, 17).

В южном двухплемённом царстве нечестивый царь Ахаз и его внук Манассия насаждали поклонение астральным божествам и безжалостно сжигали своих детей заживо, принося их в жертву (2Цр 16:3, 4; 21:3, 6; 2Лт 28:3, 4; 33:3, 6). Однако хороший царь Иосия «отстранил от служения жрецов», которые возносили «жертвенный дым Ваалу, солнцу, луне, зодиакальным созвездиям и всему небесному воинству», разрушил высоты и сделал непригодным для поклонения Тофет, «чтобы никто не проводил своего сына или дочь через огонь в жертву Молоху» (2Цр 23:5, 10, 24).

Через своих пророков Софонию и Иеремию Бог осудил тех, кто, занимаясь астрологией, «кланяется на крышах небесному воинству» и клянется Малхамом, или Молохом (Сф 1:5; Иер 8:1, 2; 19:13).

Взаимосвязь между почитанием Молоха, поклонением телёнку и астрологией также видна из слов Стефана, когда он говорил о мятеже израильтян в пустыне. Они упросили Аарона: «Сделай для нас богов, которые бы шли перед нами», и тогда Бог «оставил их совершать священное служение небесному воинству, как написано в книге пророков: „Мне ли вы приносили убитых животных и жертвы?.. Нет, но вы несли с собой шатёр Молоха и звезду бога Ремфана“» (Де 7:40—43).

БОГ ОСУЖДАЕТ АСТРОЛОГИЮ.

В Библии простыми словами изложена важная истина: «В начале Бог сотворил небеса и землю», включая планеты Солнечной системы и неподвижные звёзды созвездий (Бт 1:1, 16; Иов 9:7—10; Ам 5:8) (с точки зрения земных наблюдателей). Однако Бог не хотел, чтобы люди обожествляли эти величественные творения. Поэтому он строго запретил своему народу почитать «какое-либо... изображение того, что в небесах вверху» (Исх 20:3, 4). Астрология в любой её форме была запрещена Законом (Вт 18:10—12).


Рецензии