Мозаика воспоминаний
Мозаика воспоминаний
О старчестве
Драгоценный батюшка Николай
"другие имели огненные крылья"
О фотографии старца схиархимандрита Амвросия
Нет ничего случайного
Слово благодарности старцам
О скуфье отца Амвросия
О священномученике отце Константине Киржеманском
О святителе Спиридонии Тримифунтском чудотворце
Крестины в Старом Изборске
О несовпадении тайного и явного
О рабе Божией Екатерине - монахине Елизавете
История Ангела
О поездке в благословенную Оптину
Об отце архимандрите Адриане и чуде в Команах
О благословении старца отца Николая Гурьянова
О первой поездке к старцу Николаю Гурянову
О поездке к святому праведному Иоанну Кронштадскому
Памяти брата Иосифа Муньоса
"Береги каждый час"
О безвозвратно потерянном времени
Забытый автограф
"все пророки от сотворения мира"
Не поздно ли креститься?
Никто зажегши свечу не ставит ее в сокровенном
месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы
входящие видели свет. (Ев. от Лк. 11; 33)
ЭТЮДЫ О СТАРЦАХ
(Мозаика воспоминаний очевидца)
«…на все и всегда, на всю жизнь – дорога и дорога, труд и болезнь и у монаха и у мирянина. Пути несколько разные, но пути и дороги, а цель-то одна».
Старец Иоанн (Крестьянкин)*
В основу этой книги положены личные воспоминания о встречах с людьми духовными, с теми, кого принято называть старцами, о ком в Евангелии сказано, что не прячут светильник под спудом, но ставят так, «чтобы входящие видели свет». С некоторыми из них Господь благословил краткое знакомство, с другими длительное, многолетнее. Но каждая такая встреча оставляла в душе и в судьбе неизгладимый отпечаток.
Когда-то давно прочитала известную притчу о том, как человек, рассматривал два следа на песке: один собственный, а другой – Господа. Когда один след исчез, то он укорил: «Зачем оставил меня в самый трудный момент? Куда скрылся, когда был особенно нужен?» Но Господь на это ответил, что в самые сложные моменты жизни Он просто нес его на руках, оттого один след обрывался, а другой становился глубже.
Вот так и мне порою казалось, что мой след – единственный. Но, может быть, потому, что все равно понуждала себя идти, Господь подсказывал, что другой след делался глубже? И выражалось это именно в особенном утешающем действии Промысла Божьего, суть которого составляли и встречи с людьми духовными, и особые жизненные обстоятельства. Эти «особенные факты проявления сверхъестественного мира…и Промысла Божия о нас» (пользуясь словами митрополита Вениамина Федчинкова) положены в основу повествования. И далее, продолжая его же словами, хочу отметить, что «если внимательнее относиться к жизни, то нетрудно заметить ведущую премудрую руку Божию как в жизни мира, так и в судьбе отдельного человека. Особенно ясно это будет, если мы посмотрим жизнь после долгих лет». (1)
Наверное, стоит еще прибавить, что воспоминания написаны в каком-то смысле как продолжение книги «Преподобный старец Амвросий Балабановский» (впервые опубликованной в 2000 году), благословленной очень известным старцем отцом Николаем Гурьяновым.
Особое место в моем сердце и в моем повествовании, принадлежит именно ему. Все, что бы ни происходило, все осмыслялось как бы в «осиянии» этого образа, в его духовном присутствии. Поэтому о ком бы и о чем я ни говорила, всегда имела в виду это мысленное соотнесение. И не важно, что описываемые события в своем линейном течении не всегда соприкасались с батюшкой, что было время до нашей встречи и после. Знакомство с ним ввело параметр Вечности в мое личное время (и я благодарна за это Богу). Еще « в скобках» отмечу, что если бы не эта встреча, то, возможно, не было бы ни предыдущей книги, ни этой.
Святая Царица Александра Федоровна, находясь в тобольской ссылке, любила читать книгу неизвестного священника, служившую ей утешением духовным. Там сказано: «Когда мы сами, под влиянием Духа Божия, проливаем любовь, участие и мир, то каждое наше слово, каждый взгляд может поднять дух в наших ближних, передавая им то, что нам Господь для них дает».(2) Пожалуй, в этих словах особенно просто и ясно запечатлелась суть старческого делания.
А мне бы хотелось, с помощью Божией, возможно полнее поведать о тех, «кто поднимает наш дух», поддерживает своею любовью, изгоняет уныние и мрак, потому что ведут нас к Тому, Кто сказал о Себе – «Я Свет миру»…
Желаю и себе, и всем, «чтобы входящие видели Свет», замечали его и в своей жизни и в жизни других…
О СТАРЧЕСТВЕ.
Прежде, чем перейти к непосредственному рассказу, наверное, нелишним будет напомнить, кого в церковном сообществе принято называть старцами. (Разумеется, здесь речь не идет просто о людях преклонного возраста, имеющих некую житейскую опытность). Это понятие тесно связано со святостью, особыми благодатными дарами, посланными старцам для помощи ближним. И напрямую не связано с физическим возрастом человека, поскольку оно – мера духовного рассуждения, духовной ответственности. «Одно из самых важных и нужных нам дарований от Бога есть дар рассуждения, это и в житейских делах необходимо, а наипаче в духовной жизни», - по словам известного старца Псково-Печерского Сято-Успенского монастыря архимандрита Ианна Крестьянкина (3) «Рассуждение показывает человеку всякий путь благий и не попускает ему уклониться на путь злой. Оно первенствует над всеми добродетелями, ибо от него рождается любовь, от любви милостыня и всякое благотворение, потом незлобие, высокотворное смирение, мир и кротость. Рассуждение есть ум Святого Духа и, когда вселится в ум человека, управляет его всеми умными чувствами», - по словам святого Андрея Юродивого.(4) Это самый драгоценный дар (не случайно попросил его у Бога царь Соломон). И со времен Ветхого завета известно, что до царей народом управляли пророки.
С утверждением христианства эта духовная традиция не исчезает, просто переносится на иную почву, уходит как бы вглубь, становится монашеской, или монастырской, по-прежнему связанной с духовным водительством, руководством, говоря в православной терминологии – «окормлением» (от слова «кормчий»). Есть старец, а есть его ученики или те, кто приходит к нему за советом, помощью, исцелением. Особую духовную тайну составляет процесс воспитания преемника, когда дух старца передается, почивает впоследствии и на ученике. Так, в Ветхом Завете – это пророки Илия и Енох. Близкие к нам по времени примеры находим в истории Оптиной пустыни, в лице преподобных старцев Амвросия (Гренкова) и его ученика Иосифа (Литовкина), или старцев Варсонофия (Плиханкова) и ученика Никона (Беляева).
Дух не разбирает ни лица, ни чина, ни места, ни времени и «дышит, где хочет», является Вечным и Неизменным, Тем, о Котором говорил преподобный старец Серафим Саровский чудотворец как о цели христианской жизни: «стяжи мирный Дух и вокруг тебя спасутся тысячи». Старцами были не только мужчины, но и женщины, например, святые блаженные Матрона Московская, Ксения Петербургская. К ним при жизни, и после смерти стекается бесчисленное множество людей за советом и помощью.
«Апостол Павел, независимо от иерархии, перечисляет три служения в Церкви: апостольское, пророческое и учительское. Непосредственно за апостолами стоят пророки (Еф.IV,11; 1Кор. XIII, 28). Их служение состоит, главным образом, в назидании, увещании, и утешении (1Кор.XIV, 1,3). С этой именно целью, а также для указания, или предостережения, пророками предсказываются будущие события.» (5) «Пророческое служение связано с личной святостью, процветало с подъемом жизни церкви... Ярче всего оно проявляется в монастырском старчестве. Влияние …(его) далеко распространилось за пределами стен монастыря. Старцы окормляли не только иноков, но и мирян. Обладая даром прозоливости, они всех назидали, увещевали и утешали (1Кор. XIV,1,3), исцеляли от болезней духовнях и телесных. Предостерегали от опасностей, указывали путь жизни, открывая волю Божию. Представляя собою прямое продолженин пророческого служения, старчество с этим именем и в этой форме появляется лишь в IV веке, вместе с возникновением монашества, как руководящее в нем начало». (6) (*там же с.8)
Что касается русского старчества, то «судя по житиям, оно было общераспространённо…»
Далее, исходя из собственного опыта, Михаил Концевич (известный религиозный писатель начала 20 века) говорит о тех чувствах, которые испытывает входящий в общение с ними. «Предавшие себя всецело водительству истинного старца испытывают особое чувство – радости и свободы о Господе… Старец непосредственный проводник воли Божией. Общение же с Богом всегда сопряжено с чувством духовной свободы, радости и неописуемого мира в душе».(7)
В подтверждение того, что старец не навязывает свою волю, а лишь является инструментом, одушевленными Устами Божиими, хочу привести слова старца архимандрита Псково-Печерского - Успенского монастыря отца Иоанна Крестьянкина:
«Я не устану вам повторять слова святых отцов, прошедших суровую школу скорбей и познавших покой и радость в Боге, слова их, в которых стержень нашей крепости, чтобы мы не поколебались: « На земле нет ничего невозглавленного, потому что начало всему – Бог». Вот в чем наша надежда и крепость – в неколебимой уверенности, что в мире вовсе ничего не бывает без Бога, но все происходит или по Его воле, или по Его попущению. Нам бы следовало напечатлеть в сердце своем единственное знание: чтобы ни делал Господь, Он делает для нашей пользы, и мы все должны принимать с благодарностью, как от Благодетеля и Благого Владыки, хотя бы то было и скорбное. Так делали Божии люди во все времена, этим они проходили тяготы жизненного пути».
По словам Ивана Михайловича Концевича, окормлявшегося при Оптиной пустыни и написавшего большой труд, посвященный традиции старчества и развитию и укоренению его в России: « Благодатное старчество есть одно из высочайших достижений духовной жизни Церкви, это ее цвет, это венец духовных подвигов, плод безмолвия и Богосозерцания» (8) Далее, продолжая свою мысль, он подчеркивает: «Оно органически связано с иноческим внутренним подвигом, имеющим цель достижения бесстрастия, а потому и возникает одновременно с монашеством на заре христианства». Таким образом, очевидно, что это явление не чуждое нормам церковной жизни, а напротив – самое важное достижение ее. В старческих ликах мы можем видеть Свет, которого лишены сами (в силу привычки грешить), но к которому призваны и должны стремиться. И не только видеть, но как сказал когда-то апостол и «осязать».
примечания: *Письма архимандрита Иоанна Крестьянкина с19-20, изд. Свято-Успенский Псково-Печерский м-рь
(1)«Из того мира» митрополит Вениамин, с. 203
(2)Каждый день – подарок Божий, стр.32
(3)Письма архимандрита Иоанна Крестьянкина, изд. Свято-Успенский Псково-Печерский м-рь,с.78, 2006
(4)Серия: «благодатное слово русского старца» протоиерей Валентин Мордасов «Помощь Ангелов и бесовские козни» с. 60, изд. «Благовест»
(5) Концевич «Оптина пустынь и ее время, с.7
(6) там же с.8 ;(7)там же, с.11;
(8)«Стяжание Духа Святого на путях древней Руси», а также «Оптина Пустынь и ее время»
Свидетельство о публикации №123051002710