Интеллектуальное Кунг-Фу. Притчи Дзен

Чашка чая.

Известный учитель Дзэн принимал у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое Дзэн.
Учитель пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить дальше.
Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал: «Учитель, она же переполнена. Больше уже не войдёт!»
«Так же, как эта чашка, - сказал мастер, - Вы полны своих собственных мнений и размышлений. Как же я могу показать Вам Дзэн, если Вы сначала не опустошили свою чашу?»


Будда рассказал притчу.

Человек перебегал поле, на котором жил тигр. Он бежал со всех ног, тигр за ним.
Подбежав к обрыву, он стал карабкаться по склону, уцепившись за корень дикой лозы, и повис на нём. Тигр рычал на него сверху. Дрожа, человек посмотрел вниз.
Там, немного ниже, другой тигр поджидал его, чтобы съесть. Только лоза удерживала его.
Две мышки, одна белая, другая чёрная, понемногу стали подгрызать лозу. Человек увидел возле себя ароматную землянику. Уцепившись одной рукой за лозу, он стал рвать землянику. Какая же она была сладкая!



Дающий должен быть благодарен.

Богатый купец пожертвовал 500 золотых монет на строительство школы Дзэн.
Учитель школы молча принял от него деньги. Купец остался недоволен отношением учителя. Один человек три года может жить на три монеты, а его даже не поблагодарили за 500 монет!
«В этой сумке 500 монет», - как бы невзначай сказал купец.
«Да, я знаю, ты уже сказал мне», - ответил учитель.
«Хоть я и богат, 500 монет для меня большие деньги», - снова сказал купец.
«Ты хочешь, чтобы я поблагодарил тебя за них?» - спросил учитель.
«Ты должен это сделать», - ответил купец.
«Почему должен я?» - спросил учитель. – «Дающий должен благодарить».



Грязная дорога.

Два монаха шли однажды по грязной дороге. Лил проливной дождь. Проходя мимо перекрёстка, они встретили красивую девушку, в шёлковом кимоно, которая не могла перейти через рытвину.
«Идём, девушка», - сказал первый монах сразу же. Он взял её на руки и перенёс через грязь.
Второй монах ничего не сказал и молчал до тех пор, пока они не подошли к храму. Больше он не мог сдерживаться и сказал: «Нам, монахам, надо держаться подальше от женщин, особенно от молодых и красивых. Они опасны. Зачем ты сделал это?»
«Я оставил девушку там, - сказал первый монах, - а ты всё ещё тащишь её?»



Как учились молчать.


Четыре ученика школы Дзэн учились медитации и обещали друг другу хранить молчание.
Первый день они молчали. Их медитация началась благоприятно, но после ночи керосиновые лампы стали совсем тусклыми, и один из учеников не смог сдержаться и крикнул слуге: «Поправь эти лампы!»
Второй ученик удивился, услышав, что первый заговорил.
«Мы договаривались не говорить ни слова», - заметил он.
«Вы, болваны, чего вы разговариваете?» - спросил третий.
«Один я молчу», - заключил четвёртый.


Не привязывайся к праху.

Китайский мастер времён династии Тан написал следующие советы своим ученикам:

Живя в мире, не привязывайся к праху его – таков путь настоящего ученика Дзэн.
Когда видишь, как другой совершает хорошее, поддержи его, следуя его примеру.
Услышав об ошибках другого, постарайся не превзойти его.
Даже если ты один в комнате, будь таким, как перед лицом благороднейшего гостя.
Человек может выглядеть глупцом – но не быть им. Он может просто беречь свою мудрость.
Добродетели – плоды самодисциплины, они не падают нам с неба. Скромность – основа всех добродетелей.
Пусть твои соседи откроют тебя до того, как ты сам откроешься им.
Для чистосердечного ученика каждый день – счастливый.
Не суди правого и виноватого.
Некоторые вещи, хотя и верные, могут казаться неправильными другому поколению. Так как цена правоты может быть установлена через многие века, нет нужды требовать немедленной оценки.
Живи делом, а результат оставь великому закону Вселенной.
Проводи день в мирных размышлениях.


Ничто не существует.

Ученик Дзэн посещал многих учителей. Однажды он пришёл к ещё одному учителю.
Желая показать свои знания, он сказал: «Разум, Будда, чувственное бытиё, в конце концов, не существуют. Истинная природа явлений – пустота.
Не существует ни воплощения, ни заблуждений, ни мудрости, ни посредственности. Ничто нельзя дать, ничто нельзя взять».
Учитель, который спокойно курил, ничего не сказал.
Внезапно он сильно ударил ученика бамбуковой трубкой по голове. Юноша очень разозлился.
«Если ничего не существует, - спросил учитель, - откуда же эта злость?»


Время умереть.

Один мастер Дзэн был очень умён, даже когда был мальчиком. У его учителя была драгоценная чаша для чая, редкая антикварная вещь. Случилось так, что ученик разбил эту чашу и очень растерялся. Услышав шаги учителя, он спрятал осколки за спину. Когда мастер вошёл, ученик спросил его: «Почему люди умирают?»
«Это естественно, - объяснил старик. – Всё должно умереть, и особенно то, что уже долго жило».
Ученик, показывая разбитую вдребезги чашку, добавил:
«Вашей чашке пришло время умереть".


 Визитная карточка.

  Кейгу, великий дзенский учитель Эры Мэйдзи, стал главой Тофуку, кафедрального собора в Киото. Однажды правитель Киото навестил его в первый раз. Его слуга вручил визитную карточку правителя, на которой было написано:"Китацаки, правитель Киото."
"Я не имею дела с такими людьми,- сказал Кейгу слуге. - Скажи ему, пусть уходит отсюда."
Слуга с извинениями вернул карточку.
"Это моя ошибка,- сказал правитель и карандашом зачеркнул слова "Правитель Киото".
"Спроси учителя снова".
"О, это Китацаки?- воскликнул учитель, когда увидел карточку,- я хочу видеть этого человека!"



 


 Дзен Будды.


  Будда сказал:

"Я считаю королей и правителей пылинками праха. Я смотрю на сокровища, золото и жемчуг, как на кирпич и гальку. Я смотрю на лучшие шелковые одежды, как на рваные лохмотья. Я вижу мириады миров Вселенной как маленькие зернышки, а самое большое озеро в Индии - как капельку масла на моей ноге.

Я понимаю, что учение о мире - это иллюзии фокусников.

Я различаю высшее понятие освобождения, как золотую ткань во сне и смотрю на святую дорогу среди освещенных дорог, как на цветы перед глазами. Я вижу медитацию, как опору горы. Нирвану, как ночное сновидение среди дня.

Я смотрю на суждения о верном и неверном как на коварный танец дракона, а на зарождение и гибель убеждений, как на слезы, оставляемые четырьмя временами года.




Из книги "Плоть и кости Дзен" (101 притча). Paul Reps.


Рецензии