Рапсодия в блюзовых тонах

                Лишены прозорливости не те люди,
                которые не достигли цели, а те,
                которые прошли мимо неё.
                Франсуа де Ларошфуко

https://www.youtube.com/watch?v=eFHdRkeEnpM
Rhapsody in blue

Мысли о  музыкальном сочинении Джорджа Гершвина.
Написана им в 1924 году.
Насколько я мог убедиться, Гершвин в своём творчестве и достаточно бездарен и удивительно схож по манере композиции с Джакомо Пучини. У последнего все оперы и все арии в них всегда построены на вариациях одной и той же тональности. Что «Флория Тоска», что «Богема, что «Мадам Баттерфлай». Одна и та же полутоновая занудливость.
У Гершвина другая, хотя и тоже занудливость: Унылое повторение негритянских «Спиричуэлс», то есть «душещипательных» подвываний о тяжкой судьбе негров в Америке.

(Американский президент Монро предложил бывшим рабам вернуться из этой проклятой, рабовладельческой Америки  в родные пенаты, в Африку, столь любимую и на века отнятую у них пауками колонизаторами.   Даже страну для них приготовил там: ЛИБЕРИЮ со столицей МОНРОВИЯ. Несчастные, униженные да оскорблённые, в подавляющем большинстве не поспешили внять призыву и вернуться на свою историческую родину, а продолжали почему-то страдать и маяться в Соединённых Штатах Америки. Ибо публично, на весь цивилизованный мир стеная о своих страданиях от белых американских расистов, отлично понимали, что УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ в Америке заметно и весьма положительно отличаются от того, что их ждёт на родине. Вон, уже сколько лет, как Африка «освободилась» от проклятых кровососов-колониалистов, и с тех пор, со времени  «освобождения», уже больше полувека только и слышно: «Бедные страны Африки, голодающие десятки и сотни миллионов африканцев, миллионы детей в СВОБОДНОЙ АФРИКЕ ежегодно умирают от голода!!!»  Это не тундра с вечной мерзлотой и не Арктика и не Антарктика. Плодороднейшая почва, полно ценных ископаемых, климат – снимай хоть по три урожая в год. А, вот, несчастные да свободные, всё мрут и голодают, голодают и мрут, и постоянно ноют: «Ой, плозхо нам! Ой, умираем! ПОМОГИТЕ НАМ! ВЫ, треклятые бывшие империалисты да колонизаторы, вы -- ОБЯЗАНЫ нас содержать на свои денежки!!!»)

Джордж Гершвин не был негром, но очень приникся их «музыкальными страданиями».
Даже целую оперу написал «Порги и Бесс».
(Если в СССР пели: «Над Волгой-рекой расплескала гармонь Саратовские страданья», то у негров Америки: «Над Миссисипи-рекой расплескала негронь спиричуэлс-страдания»)

О «рапсодии».
Начну с того, что тона вовсе не блюзовые. По-английски, быть в пасмурно-тоскливом настроении называется быть в «голубом настроении». «Blue mood» – отсюда и пошло название музыки «БЛЮЗ».
Но рапсодия Гершвина полна чуть ли не мелодиями африканских ТАНЦЕВ, два притопа – три прихлопа. Тоски там никак не слышится. Начинает как будто с завываний сирены санитарной машины или полицейской. Очевидно, живя в Бруклине рядом с негритянскими районами, слышал такое не раз на день! После – танцы и громы.
А затем....  композитор в растерянности блуждает по клавишам пианино, явно не зная, чего бы такое сочинить. Снова срывается в громыхающие «американо-негритянские» гопаки в присядку.
Снова перебирает клавиатуру, бренча бессмысленно и бессвязно, как музыкальные колокольчики на качаемой ветром ветке дерева.

И ВДРУГ!
Находит ВДОХНОВЕНИЕ!
Неуверенно, пробуя, начинает некую мелодию, опять же, никак не блюзовую. А скорей торжественно-маршевую. Очень интересно музыкально – прямо слышится, как он НАОЩУПЬ, даже вроде, спотыкаясь, продвигается к НАСТОЯЩЕЙ и красивой теме.
(Происходит всё это ЛИШЬ в последней четверти этой рапсодии).
Тут Гершвин явно подражает Бетховену в последней части Девятой Симфонии -- поиск подходящего мотива. Но, если Бетховену вдохновение тогда изменило и он свалился в заметно ухудшенный вариант своей же «Фантазии для фортепиано, хора и оркестра», написанной за девятнадцать лет до этой симфонии, то Гершвину как раз и удаётся нащупать ВЕРНУЮ МУЗЫКУ.
Итак, Джордж, пришло желанное ВДОХНОВЕНИЕ! Вперёд! Пиши, твори, играй!
Но тут и ВДОХНОВЕНИЕ и внезапное ПРОЗРЕНИЕ, как назло, взяли да покинули его, и наш Джорджик туповато и растерянно  возвращается к песням и пляскам негров, занимавшим уже и так все первые три четверти рапсодии.
Тем и оканчивает её. 
Произошло то, что написано в эпиграфе.
Гершвин наткнулся на удачную мелодию, сыграл её раз, Так, используй это счастье творца, продолжай, развивай в вариациях эту мелодию!
Но нет, тупо вернулся к начальным притопам-прихлопам! (Слегка схожим по темпу и мелодике с «Танцеи огня» Де Фальи)
Слепо ПРОШЁЛ МИМО ЦЕЛИ!
Жаль!
Что бог не дал, в аптеке не купишь.
9 V 2023


Рецензии