Пролог. Молодая литература России
Этот сборник молодых прозаиков, поэтов, критиков и публицистов, собранный знаменитым поэтом Кириллом Ковальджи, по счёту второй (Москва, Вагриус, 2003), возможно, и нуждается в первом, но за неимением такового я скажу несколько важных слов в адрес всего этого проекта. Говоря возвышенные и нужные слова о молодой литературе, Ковальджи упускает самое важное: то, что он очень своевременно зафиксировал в своём удивительном создании творчество российского безвременья 90-х годов в молодом, даже юном восприятии. Приводимые поэты (именно о них я буду говорить) заслужили величия своей сломанной юностью, своей околовоенной молодостью, своим одиночеством и потерянностью.
Как ни парадоксально, большие и даже великие поэты появляются в молодости. Молодость – это пора обострённого и яркого взгляда на жизнь, которая, и одна она, является первейшим предметом поэзии.
Все авторы, приведённые в разделе поэзии, являются по своему яркими: Ковальджи постарался. Великим поэтом я осмелился бы назвать только первого из сборника – Марину Андрееву. Необычайный надрыв страдающей души она выливает в безкомпромиссные с точки зрения творения строки.
Валентина Калачёва – большой поэт-христианин, пишущий о страдании одиночества, «сна духа», косности верящей и так желающей веровать души.
Интересны маленькие экспромты декадента Александра Калинина.
Проблемным мне видится поэзия Надежды Делаланд, пишущей в разных стилях, в которых в лучшем случае присутствует лицо игривой девушки-девочки. Но вот одно из её стихотворений я отнюдь не случайно помещаю здесь: оно могло бы прекрасно символизировать весь сборник с точки зрения ностальгии по теряемой и с большим трудом обретаемой молодости в тяжёлое для страны и народа время…
«Поцелуй меня в слёзы, в их пахнущий морем ручей,
в пересоленных капель апрель на январском морозе,
в рыбу их тишины, робким всхлипом вспорхнувшую в чей-то
аквариум песен, которые что – как ни слёзы.
Поцелуй, и прильни, и помедли, забудься, забудь,
что – мы думаем – «всё», а на самом-то деле лишь зримость,
посмотри, что за мёд эта соль в самой впадине губ,
что за дивный алмаз – ведь глаза не напрасно возились!
Поцелуй меня в глубь, в самый солнечный душ переплёт,
в середину раскрытой тетради, чтобы буквы, подтаяв,
объяснились мне в смысле. Целуй же, а муза допьёт
то, что ты не вцелуешь в свой медленный, медленный танец.»
Глупыш. 8 мая 2023 года.
Свидетельство о публикации №123050807563