Как я был преподавателем педа

За годы (11 лет) работы в ярославском педе много всякого было - впору книгу писать, но книгу не буду - участники живы и здоровы и узнаваемы. Вот несколько эпизодов без имен и фамилий.
 
  (1) Отчаявшиеся по поводу зачета студентки - явление сверхприродного порядка. А тут я еще пытался чего - то добиться от них: ну хотя бы на уровне узнавания... Когда все зачетные сроки кончились, я махнул рукой и занялся своими делами, а в педе появлялся редко. Как - то раз появился и, что называется попал: они как - то узнали о моем появлении и буквально поймали меня прямо на лестнице в капкан: окружили плотной толпой. Мне стало немного не по себе, но я виду не подал. Они тоже молчали. Потом вперед выступила одна, крупного телосложения.
   - Ну, Сергей Сергеевич, - грозно нависла она над моей миниатюрной личностью - когда, наконец, Ваши возможности совпадут с нашими потребностями?...
  Может быть, двусмысленность ситуации в тот момент понял только я один, но, чтобы тема не получила дальнейшего развития, я, кажется за полчаса всем поставил зачет...
 
  (2) Другая вариация на ту же тему. Примерно такая же толпа в аудитории не очень успешно пытается сдать зачет. Одна студентка пытается это сделать уже в n - ый раз. При этом она уверена, что уже все сдала, а я просто придираюсь к ней. Все рациональные варианты ответов уже исчерпаны. Наконец, она начинает просто подсовывать мне по столу зачетку, приговаривая при этом:
 
   - Сергей Сергеевич, ну давайте распишемся!
   Когда она повторила это несколько раз, толпа вокруг просто заржала, тут и до меня дошло. Я хоть и был тогда неженат, но никак не воспользовался ситуацией, хотя студентка была симпатичная
 
  (3) Семинары по физике твердого тела были испытанием для всех - и для студентов, которые ее в основном не понимали, несмотря на все мои усилия, и для меня - терпение препа не безгранично. Одному студенту достался вопрос рассказать про классический эффект Холла: у проводника с током в магнитном поле появляется поперечная разность потенциалов. Постоянная Холла, отвечающая за этот эффект, в классической теории дается выражением (в СГС): R= - 1/nec, где n - концентрация электронов, e - заряд электрона, c - скорость света. Парень в общем - то неплохо рассказал теорию эффекта, нарисовал рисунок, "вывел" эту формулу и прочитал ее очень тихо. Я попросил его прочитать результат погромче, на что в ответ услышал: "Один делить на пес" (то есть на пса делить)... Судя по дружному ржачу аудитории, с физикой твердого тела в этой группе было не все потеряно...
 
  (4) В последствии я не раз убеждался, что некоторые студенты не пишут формулы, а рисуют их, т.е. их восприятие идет в графическом формате. Стоит изменить один завиток у буквы и система распознавания образов дает сбой...
 
  (5) Другая гениальная способность студентов, с которой я столкнулся, - это умения запутать любой вопрос. Одной девушке я дал очень простой вопрос к семинару по ФТТ. Когда она вышла выступать и начала говорить, я вдруг почувствовал, что начинаю терять нить смысла - сначала ее, а потом... и своего. И чем дальше, тем эффект был сильнее. Я подумал о студентах в аудитории, остановил ее и спросил аудиторию: "Хоть кто - нибудь что - нибудь понял?". - Не понял никто ничего, а если кто - то и понимал, то перестал. Это было просто гениально Мне пришлось посадить ее и больше никогда не вызывать для ответов... Я подумал о том, что она могла бы стать бесценным учителем в школе: правда не в российской, а в школе нашего стратегического врага
 
  (6) Со студентами, несмотря ни на что, было интересно, чего не скажешь про руководство педа... Но это была совсем другая история, которая закончилась для меня заявлением об увольнении по собственному желанию. О чем я позже ни разу не пожалел...
 
   (7) 5 курс, математики, ХХ век нашей эры. На безобидный вопрос о том, сколько планет в Солнечной системе, студентко уверенно отвечает: - Триста шестьдесят пять! Я пристально смотрю ей в глаза, она мне, и я, наконец, понимаю, что все абсолютно безнадежно...
 
  (8) Одной студентке достался билет на моем экзамене по ФТТ (как сейчас помню) про явление сверхпроводимости. Она была не готова и честно призналась в этом. В течении года ее активность была умеренной, но все же заметной.
   - Понимаете, - начала она, - я не подготовилась не потому, что мне лень или неинтересно, мне очень интересен этот предмет и этот вопрос. Просто личные обстоятельства так сложились...
 
  Личные обстоятельства у студенток в педе обычно начинают складываться в районе сессии - это я уже потом понял. Но, вообще - то, я и сам был в такой ситуации, когда личные обстоятельства очень мешают сдавать экзамены.
   - Я все понимаю, но у нас нет билета с вопросом "Личные обстоятельства", поэтому я должен поставить Вам "неуд".
   - Там уже распределение стипендии идет, если будет "неуд" - я останусь без стипендии... Знаете что, - внезапно оживилась она, - а давайте я подготовлюсь и приду отвечу вопрос ровно через неделю. А Вы мне пока авансом поставьте "уд".
   - Хорошо, - сказал я. Доверчивость - не порок, а девушка была явно не хуже по уровню знаний, чем те, которые уже получили тройки. Я поставил ей "уд", мы договорились про место и время, но...
 
  Прошла неделя, две, месяц, два, год, два года... а мы так и не встретились. Это был выпускной 5 - ый курс. Я сделал коррекцию своего коэффициента доверчивости, но случай почему то запомнился. Но это был еще не конец...
 
  Где - то лет через десять после описанных событий, я сажусь в троллейбус и вижу на сидении в двух метрах от себя эту бывшую студентку. Она тоже видит меня, ее глаза делаются круглыми. Я очень хочу подойти, поздороваться, спросить как дела, но тут меня отвлекает кондуктор. Я быстро рассчитываюсь, поворачиваюсь и... вижу пустое сиденье. А я хотел только спросить как дела... Даша, если тебя все еще так мучает совесть, мы можем договориться и я готов выслушать тебя по вопросу сверхпроводимости и отпустить этот грех, хоть я и не священник
 
  (9) В своих попытках приобщить студентов к высокому, я на КСЕ дал им задание познакомиться с научно - философской статьей Анри Пуанкаре "Наука и гипотеза". Там были глубокие мысли о природе геометрии и научных понятий, о смысле законов Ньютона и т.д. И ни одной формулы. Однако, я, пожалуй, перегнул палку. Статья оказалась просто не по зубам: и непонятно и неинтересно (для меня осталось загадкой, что причина, а что следствие). Вот один очень характерный разговор:
   - Прочитали статью? - Да... - Ну, давайте поговорим о природе евклидовой геометрии. Что об этом пишет Пуанкаре? Своими словами, как поняли. В ответ я услышал примерно такую исповедь:
   - Сергей Сергеевич! Я честно прочитал эту статью, я всю ночь потратил. Я работаю охранником, сидел, читал, надо мной там смеются все. Я честно старался врубиться, но ничего не понял. У меня возник только один вопрос - зачем он все это написал? Ну, ясно, умный дядька был, но зачем все это? Я читаю, и вроде каждое слово по отдельности понимаю, но в целом - ничего не понятно. Я в свободное время еще ремонтами квартир занимаюсь. Может я Вам лучше ремонт сделаю?
   - Не надо ремонт. Давайте зачетку...
   Педагоги говорят, что оценку ставят не (только) за уровень знаний, а за усилия, - а усилия я оценил Через некоторое время одна моя школьница делала доклад на студенческой конференции в педе, чтобы набирать опыт выступлений. В середине доклада: - Как показал Анри Пуанкаре в своей работе... ... Весь правый ряд студентов (это была моя группа) дружно выдохнул: "Пуанкаре!...". Благими намерениями известно куда дорога ведет... Пуанкаре так никто и не понял, зато открыли новый вид невроза - Пуаневроз
 


Рецензии