Победители Иорданишвили Г. Н

Ветерана Великой Отечественной войны, Георгия Николаевича Иорданишвили, я видел всего один раз и хорошо его запомнил, когда он приезжал к нам в гарнизон в октябре 1982 года на празднование 40-летия нашей 5-й МРАД (морская ракетоносная авиационная дивизия). В день его приезда в полку была предварительная подготовка к предстоящим полетам. Ближе к концу предварительной подготовки, два прапорщика-радиста из летного состава, неожиданно занесли в класс предварительной подготовки два старых затертых, среднего размера, тяжелых чемодана, а следом за ними зашел пожилой человек среднего роста в сером осеннем пальто и с головным убором в руке. Его сопровождал командир, нашей 3-й АЭ, полковник Махмутов Исхак Хасанович. Все присутствующие в классе отложили свои дела и приготовились выслушать указания командира АЭ. Командир был немногословен: «Представляю всему летному составу ветерана Великой Отечественной войны Георгия Николаевича Иорданишвили, который воевал в нашей 3-й АЭ техником звена. В классе установилась непривычная тишина, и мы приготовились выслушать нашего неожиданного гостя. Мой рабочий стол находился в первом ряду, и я хорошо рассмотрел добродушное лицо этого улыбающегося грузина. На его продолговатом лице выделялся высокий лоб, живые карие глаза сверху охватывали густые черные брови, а под носом были скромные седеющие усы. Он начал говорить с характерным и приятным кавказским акцентом и первое, что он попросил сделать своих помощников с чемоданами, чтобы они открыли свои чемоданы и раздали ребятам угощения. Оказалось, что в этих чемоданах лежали плоды хурмы, заботливо завернутые в старые газеты. По всеобщему гулу одобрения наш гость понял, что его подарок нам понравился. Ему предоставили слово, и он нам кратко рассказал, что к нам он приехал из Тбилиси, а всю войну прослужил в 3-й АЭ. Несколько лет подряд коммунисты-фронтовики доверяли ему возглавлять партийное бюро эскадрильи. Он  также с гордостью доложил нам, что за время войны он неоднократно возглавлял работу групп технического состава по замене авиационных двигателей на самолетах в полевых условиях летом и зимой, и с его участием всего было заменено 19 авиационных двигателей. Беседу он вел раскованно и непринужденно, чувствовался его большой опыт общения с людьми. Иногда он лукаво улыбался или же смеялся вместе с нами над смешными эпизодами своего же рассказа. Первая короткая встреча с личным составом подразделения пролетела очень быстро и обе стороны остались довольны от интересного и приятного общения.
На следующий день Георгий Николаевич снова приходил к нам в класс предварительной подготовки и уже более подробно рассказывал нам о суровых буднях войны, которые тоже не обходились без курьезных случаев. Плановых полетов полка в тот день не было, но одно специальное полетное задание на обеспечение сил флота необходимо было выполнить. Когда поступила команда выезжать на аэродром, Георгий Николаевич изъявил желание поехать на аэродром вместе с летным экипажем для ознакомления с авиационной техникой. Командир АЭ, гвардии полковник Махмутов, лично провел для дорогого гостя экскурсию по маршруту предполетного осмотра самолета, а затем пригласил ветерана подняться в переднюю кабину самолета. Я тоже поехал на аэродром со своей кинокамерой в качестве сопровождающего кинооператора. В повседневных полетах как то не замечалась та легкость, с которой все члены экипажа передней кабины всегда уверенно и быстро поднимались на свои рабочие места. А Георгий Николаевич каждое свое движение рук и ног готовил осторожно и основательно, после того как его цепкий взгляд наконец-то находил то, за что он мог уверенно взяться или куда поставить ногу, чтобы не сорваться и не упасть с высоты входного люка на бетон стоянки. Это зрелище отчетливо напомнило мне кино про альпинистов, которые точно также тщательно готовили и совершали каждый свой шаг, поднимаясь по склону горной вершины. В кабине командир АЭ продолжил свой рассказ о самолете, а гость иногда приятно улыбался сидя на левом кресле командира корабля.
Поступила команда на вылет и экипаж построился под крылом самолета для получения предполетных указаний от командира корабля. Мне было приятно видеть и снимать кино про такой необычный экипаж – первым, в знак уважения к ветеранам войны, командир АЭ предложил встать в строй Георгию Николаевичу, а уже после него стояли все члены летного экипажа. После съемки этого эпизода экипаж занял свои рабочие места и ждал команду на запуск двигателей. Однако через несколько минут от руководителя полетов поступила команда: «Отбой» и мы с командиром АЭ повезли нашего гостя немного погреться и осмотреть КДП (командно-диспетчерский пункт).
После осмотра КДП мы вернулись в гарнизон и больше Георгия Николаевича я уже никогда не видел. Остались только кадры моей любительской кинохроники, на которой было видно, что с годами характер нашего ветерана особенно не изменился. Он действительно был душой компании, и вокруг него всегда была приятная атмосфера юмора, которая так помогала его подчиненным преодолевать все трудности в суровые годы войны, как об этом и написал в своих воспоминаниях о нем, и герой моего рассказа Чикало Яков Романович.

7 мая 2023 года.


Рецензии