Победители Чикало Я. Р

Воспоминания авиамеханика Я.Р. Чикало: «Это было в конце февраля 1944 года. Наш полк базировался на полевом аэродроме близ села Гирсовка Приазовского района Запорожской области. Стояла неустойчивая погода, небольшие морозы сменялись оттепелями, у стоянок самолетов под капонирами поблескивали лужи талого снега. У штабной землянки 3-й авиаэскадрильи на рассвете дежурили, в ожидании своих самолетов, улетевших ночью на бомбежку вражеских позиций в район Никополя, Кривого Рога, техники Лузин, Сергеев, старшие авиамеханики Ваня Чернышов и я. Около нас находился старший техник звена Георгий Иорданишвили, постоянный весельчак, анекдотист. Мы приятно затягивались «Беломором», а Георгий рассказывал смешные истории. Все мы в ожидании и с волнением всматривались в светлеющий горизонт утреннего неба, прислушивались к утренней тишине. Все чаще и чаще в разговорах технического состава были слышны заботы и волнения по поводу, уже изношенных моторов «Райт-Циклон», стоящих на наших «Бостонах». Моторы уже изрядно подработались за период боевых действий от Сталинграда до берегов Днепра. Каждый день техники, механики тревожно посматривали на капоты моторов, где все чаще стали появляться черные маслянистые языки копоти от глушителей. Не было и дня, чтобы в полку техсостав не занимался снятием отдельных цилиндров и заменой поршневых колец.
Наконец мы услыхали отдаленный гул приближающихся самолетов. Все с волнением всматривались в горизонт. Вот появились наши самолеты, и один за одним, стали заходить на посадку. Но что это – не хватает одной машины. Нет моего «Бостона» с хвостовым номером 37. Меня охватило волнение. На самолете улетел Герой Советского Союза капитан Бочин. Наконец на горизонте появилась еще одна машина, на душе вроде бы отлегло. Самолет подходил к аэродрому на бреющем полете и без разворота сразу пошел на посадку. Уже колеса коснулись земли, и я увидел, что самолет пришел на одном моторе. Левый двигатель был без винта, на месте редуктора картера большая дыра. На самолете левая часть капота, плоскость, фюзеляж и весь хвост были залиты маслом. После пробега самолет остановился в конце посадочной полосы. Мы со старшим техником Иорданишвили поехали к нему машиной-буксировщиком и притянули израненный самолет до капонира. Подъехал к нам старший инженер эскадрильи Михаил Петренко, и мы стали осматривать самолет. Очевидно, осколок снаряда разрушил переднюю часть редуктора мотора, воздушный винт отлетел в воздухе. Летчику пришлось на одном моторе идти до цели, отбомбиться и прийти благополучно на свой аэродром. Поэтому Петру Бочину пришлось отстать от своей группы. Нам была поставлена задача, за сутки снять разбитый мотор и смонтировать новый. Для выполнения указанной работы ПАРМУ потребовалось бы не менее трех суток. Была скомплектована группа технического состава, в которую вошел я, механик Чернышов, механик Кобызев, техник Игорь Лузин. Старшим был назначен старший техник Георгий Иорданишвили. Учитывая ненастную погоду и работу в ночных условиях, временно был сооружен шатер из брезента, в него были поставлены две подогревательные лампы-печки с гофрированными рукавами, подключена переноска от аккумулятора для ночного освещения. Сутки трудились механики, а учитывая предыдущую боевую ночь, то без сна уже двое суток. Кушали прямо под мотором у самолета. Работали при пронизывающем ветре. У меня к тому же было сильное простудное состояние и температура. И снова наш весельчак Георгий Иорданишвили в период работы поднимал нам настроение. Все мы знали, что через сутки самолет снова полетит бомбить ненавистного врага. Задание командования эскадрильи было выполнено. И, моя «хвостовая» № 37, снова громила гитлеровцев и летала, дойдя до города Кенигсберга в Восточной Пруссии. За это я был награжден второй медалью «За боевые заслуги».

Источник информации: рассказ «Хранитель истории».

Чикало Я.Р. «Боевой путь 10-го Гвардейского Киевского Краснознаменного ордена Суворова авиационного бомбардировочного полка» СамИздат 1984 год.


Рецензии