Победители Чикало Я. Р
Наконец мы услыхали отдаленный гул приближающихся самолетов. Все с волнением всматривались в горизонт. Вот появились наши самолеты, и один за одним, стали заходить на посадку. Но что это – не хватает одной машины. Нет моего «Бостона» с хвостовым номером 37. Меня охватило волнение. На самолете улетел Герой Советского Союза капитан Бочин. Наконец на горизонте появилась еще одна машина, на душе вроде бы отлегло. Самолет подходил к аэродрому на бреющем полете и без разворота сразу пошел на посадку. Уже колеса коснулись земли, и я увидел, что самолет пришел на одном моторе. Левый двигатель был без винта, на месте редуктора картера большая дыра. На самолете левая часть капота, плоскость, фюзеляж и весь хвост были залиты маслом. После пробега самолет остановился в конце посадочной полосы. Мы со старшим техником Иорданишвили поехали к нему машиной-буксировщиком и притянули израненный самолет до капонира. Подъехал к нам старший инженер эскадрильи Михаил Петренко, и мы стали осматривать самолет. Очевидно, осколок снаряда разрушил переднюю часть редуктора мотора, воздушный винт отлетел в воздухе. Летчику пришлось на одном моторе идти до цели, отбомбиться и прийти благополучно на свой аэродром. Поэтому Петру Бочину пришлось отстать от своей группы. Нам была поставлена задача, за сутки снять разбитый мотор и смонтировать новый. Для выполнения указанной работы ПАРМУ потребовалось бы не менее трех суток. Была скомплектована группа технического состава, в которую вошел я, механик Чернышов, механик Кобызев, техник Игорь Лузин. Старшим был назначен старший техник Георгий Иорданишвили. Учитывая ненастную погоду и работу в ночных условиях, временно был сооружен шатер из брезента, в него были поставлены две подогревательные лампы-печки с гофрированными рукавами, подключена переноска от аккумулятора для ночного освещения. Сутки трудились механики, а учитывая предыдущую боевую ночь, то без сна уже двое суток. Кушали прямо под мотором у самолета. Работали при пронизывающем ветре. У меня к тому же было сильное простудное состояние и температура. И снова наш весельчак Георгий Иорданишвили в период работы поднимал нам настроение. Все мы знали, что через сутки самолет снова полетит бомбить ненавистного врага. Задание командования эскадрильи было выполнено. И, моя «хвостовая» № 37, снова громила гитлеровцев и летала, дойдя до города Кенигсберга в Восточной Пруссии. За это я был награжден второй медалью «За боевые заслуги».
Источник информации: рассказ «Хранитель истории».
Чикало Я.Р. «Боевой путь 10-го Гвардейского Киевского Краснознаменного ордена Суворова авиационного бомбардировочного полка» СамИздат 1984 год.
Свидетельство о публикации №123050707336