Михаил Шолохов и Владимир Высоцкий
Поэт Евгений Евтушенко (Гангнус) писал о нем: «Писатель, который не любил себя отождествлять с интеллигенцией, да и саму интеллигенцию недолюбливал. Во время сталинских чисток он призывал к беспощадным расправам. В разгар «дела врачей» и антисемитского шабаша вокруг этой коллективной советской дрейфусиады – выступил с шовинистским призывом отменить псевдонимы. Он издевательски назвал повесть Эренбурга «Оттепель» – «слякотью». После дела Синявского и Даниэля в 1966 году, первого диссидентского процесса, когда впервые после смерти Сталина писателей снова бросили за колючую проволоку, Шолохов не постыдился упрекнуть судей в мягкотелости, с удовольствием добавив, что подобных контриков во время гражданской войны ставили к стенке. Все это горько перечислять…»
Ярый сталинист, сам едва избежавший расстрела. Но именно Шолохову приписывают слова, сказанные о Сталине: «Был культ, но была и личность». Писатель, которого на протяжении всей литературной жизни и после смерти не без оснований подозревают в плагиате: историки и литературоведы отказывали ему в авторстве романа «Тихий Дон»… Да, он страшно пил, был врагом Солженицына и Сахарова, гнобил коллег Синявского и Даниэля. Но при этом Михаил Александрович почти все свои деньги раздал на строительство школ, не раз оказывал финансовую помощь землякам. А близкие называли его человеком тонким и безмерно страдающим от своей «исторической» роли, навязанной Кремлем.
Вокруг имени и творчества дважды Героя Социалистического Труда, лауреата Сталинской, Ленинской и Нобелевской премий до сих пор не прекращаются споры, слухи и домыслы.
Попробуем взглянуть на тему «Шолохов – Высоцкий».
К моменту появления на свет будущего поэта и актера Владимира Высоцкого (январь 1938 года) пролетарский писатель Михаил Александрович Шолохов (1905–1984) был уже знаменитостью: автором трех частей романа «Тихий Дон» (1928-40), первого тома романа о коллективизации «Поднятая целина» (1932-60) (в 1932 году, после выхода первой части романа, произведение было объявлено «совершенным образцом литературы социалистического реализма» и вскоре вошло во все школьные программы, став обязательным для изучения), множества рассказов, очерков и статей, опубликованных в периодике и вышедших отдельными книжными изданиями, входил в состав первого Правления Союза советских писателей (1934).
Как и миллионы его сверстников, с шолоховской прозой, так усердно насаждаемой высокими чиновниками от образования не одному поколению подростков, Володя Высоцкий познакомился во время учебы в школе.
В 1955 году московский десятиклассник и начинающий поэт сочиняет стихотворение «Поднятая целина», в котором два раза упоминает фамилию писателя и обращается к нему в шутливой форме:
До сих пор смешны призывы, пожелания:
Все на целину, поднимем целину!
И призывы не остались без внимания,
И на жизнь в столице я рукой махнул.
Шолохов писал о целине прекрасные
Строки. Подняли и сделали колхоз.
А мои труды напрасны и напрасны:
Она меня не хочет принимать всерьез.
Уговоры, клятвы, длинные беседы,
– И каких я только мер не принимал!
Трудно невозможно, не достиг победы…
Я, товарищ Шолохов, так бы вам сказал:
«Целина для жизни мало оборудована,
Но дома построили, будет жизнь вольней.
В общем, целину поднять не очень трудно,
Целину сломать – значительно трудней!»
В комментарии к публикации говорится: «Обыграно название одного из «главных» произведений советской литературы – романа М. Шолохова «Поднятая целина» (1932, 2-я часть – 1959)». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Произведения» wysotsky.com.)
Как известно, события шолоховского романа разворачиваются на Дону в разгар коллективизации, в 1930 году. Стихотворение же молодого Высоцкого хотя и говорит о сердечных, личных переживаниях, несомненно навеяно Государственной программой увеличения продовольствия СССР через освоение целинных земель в 1950-е – 60-е гг. и невиданным в истории человечества массовым сбором урожая, о которой не говорили разве что из утюга. Старт ей был дан на Пленуме ЦК КПСС 1954 года, принявшем эпохальное постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Благодаря этой акции (как сказали бы сегодня) были введены в оборот обширные земельные ресурсы в Казахстане, Поволжье, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке. Миллионы людей, в том числе добровольно, отправились осваивать целину.
О встречах с Михаилом Александровичем начинающему поэту Володе Высоцкому во время встреч и застольных посиделок наверняка рассказывал приятель, сосед из 11-й квартиры по дому № 15 в Большом Каретном переулке в Москве Левон Кочарян (1930–1970). Друг юности Владимира Семеновича Анатолий Утевский в интервью пятигорскому журналисту Валерию Перевозчикову (декабрь 1987 г.) вспоминал: «Кочаряна как второго режиссера ценили многие наши известнейшие мастера. На «Мосфильме» даже говорили, что Кочарян первый среди всех вторых режиссеров. Могу рассказать вам случай, о котором я узнал и от самого Кочаряна, и от других людей. Когда Сергей Аполлинариевич Герасимов решил снимать «Тихий Дон», он сам немного боялся поехать к Шолохову и показать ему сценарий. И он послал подписать первую серию Кочаряна. Очевидец рассказывал: «В Вешенской появился очень симпатичный человек от Герасимова, который сразу понравился Шолохову. Они беседовали, гуляли, и у них сразу возникли какие-то теплые отношения. Михаил Александрович довольно быстро прочитал и подписал сценарий… И даже сказал по телефону Герасимову: "Если следующую серию привезет не Кочарян – не подпишу"». И Кочарян приехал очень довольный, рассказывал обо всем этом. Привез несколько фотографий с Шолоховым». (В. Перевозчиков, «Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого – 2» (1988), глава III «Анатолий Борисович Утевский».)
Напомним читателям: фильм-эпопея «Тихий Дон» – трехсерийная художественная картина, снятая в 1957-58 годах режиссером Сергеем Герасимовым по одноименному роману Михаила Шолохова.
Во время учебы в театральном вузе и работы в театре актеру еще не раз, к сожалению, доведется встретиться с произведениями писателя…
«В июне 1956 года, сдав экзамены и пройдя по конкурсу, Высоцкий поступил в Школу-студию МХАТ. На экзамене по специальности он читал монолог Олега Баяна из пьесы Владимира Маяковского «Клоп». Согласно воспоминаниям Бориса Поюровского, работавшего в этом учебном заведении на кафедре актерского мастерства и занимавшегося организацией набора студентов, Владимир Высоцкий поступал «честно, безо всяких протекций», и сдал экзамены хорошо.
Высоцкий учился вместе с Романом Вильданом, Георгием Епифанцевым, Валентином Никулиным, Геннадием Яловичем, Мариной Добровольской, Азой Лихитченко, Геннадием Портером. Изначально группой руководил Борис Вершилов, но после его внезапной смерти студенты перешли под кураторство Александра Комиссарова и Павла Массальского.
Первая роль (боец, без слов) была доверена Высоцкому в 1956 году на первом курсе в студенческом спектакле по пьесе Александра Штейна «Гостиница "Астория"». А уже на выступлении студентов курса перед жителями Ступинскго района Московской области в 1959 году Высоцкий читал монолог деда Щукаря из «Поднятой целины». Аза Лихитченко вспоминала: "Володя начинал читать свой отрывок – и постепенно захватывал зал так, что зрители уже боялись пропустить хоть одно слово"», – сообщает статья «Владимир Высоцкий в театре», глава «Годы ученичества», размещенная в русскоязычной Википедии.
«Жителям Ступинского района, наверное, одним из первых посчастливилось видеть игру Высоцкого: еще будучи студентом Школы-студии МХАТ (курс П. В. Массальского), В. Высоцкий летом 1959 года в составе выездной бригады выступал в Ступинском районе в Доме культуры поселка Михнево 1 – с 1959 года Михнево и Михневский район отошли к Ступинскому району. Высоцкий выступал с монологом деда Щукаря из «Поднятой целины» М. А. Шолохова.
Интересно то, что в репертуаре агитбригады Михневского дома культуры образца 1949 года тоже присутствовали монологи деда Щукаря, прочитываемые, конечно, не Высоцким, а рабочим коммунального хозяйства Виктором Савохиным. В журнале «Огонек» описано выступление агитбригады Михневского ДК в колхозе «Объединенный труд» (село Кузьмино Михневского района, сейчас – Ступинского района Московской области)».
О выступлениях же Владимира Семеновича оставила воспоминания очевидица – однокурсница Высоцкого и ведущая тех выступлений, будущий прославленный советский телевизионный диктор Аза Лихитченко: "Володя умел захватывать аудиторию. Что-то в нем тогда уже было такое. Я поняла это после 3-го курса, когда мы выступали летом в Подмосковье. У нас на курсе создали такую концертную бригаду. Это считалось чем-то вроде летней практики. И вот, к примеру, выходила я на сцену, произносила хорошим, красивым голосом первые фразы – и зал замолкал. Но постепенно внимание зрителей ослабевало, и заканчивала я уже не сказать чтобы под огромное внимание аудитории. Затем выходил Володя, который читал Щукаря, – в то время это был его коронный номер. Он говорил первую фразу – зал шумел, еще не отойдя от предыдущего, – затем вторую, третью. Зрители постепенно затихали, втягиваясь в его чтение. Потом он полностью овладевал залом, который буквально внимал каждому его слову. И заканчивал Володя уже при громовом хохоте и аплодисментах"». (Интернет-сайт «Stupinsky.ru» stupinsky.ru, 25 января 2023 г., «Владимир Высоцкий в Михнево, Малино и Коломне», глава «Студент Владимир Высоцкий – гастроли в Михнево и танцы в Малино».)
На интернет-сайте «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru также размещены воспоминания будущей звезды советского ЦТ Азы Лихитченко с упоминанием о чтении начинающим артистом Высоцким монолога деда из шолоховкого произведения. В интервью (2013 г.) американскому высоцковеду, биографу поэта Марку Цыбульсому Азалия Владимировна поведала: «В 1959 году наш курс поехал на гастроли в Ступинский район Московской области. Где-то неделю мы там были, ездили на фабрики, на полевые станы.
Володя читал монолог деда Щукаря из «Поднятой целины», а я читала из «Анны Карениной» и вела эти выступления. Я помню, как мы выходили на сцену, и объявляла: «Начинаем…» Зал замирал». («О Владимире Высоцком вспоминает Азалия Владимировна Лихитченко».)
Другой сокурсник Высоцкого, ленинградский актер-статист Ромуальд Вильдан, в беседе (2007 г.) с тем же Марком так же заговорил о чтении Володей монолога, но уже на другой сценической площадке.
«М. Ц.: Поездка на целину после второго курса, летом 1958 года, была для студентов добровольной?
Р. В.: Ну как у нас все было – «добровольно-принудительно». Вроде, добровольно, но ехать было надо. Считалось, что это наш вклад в освоение целины. А, кроме того, считалось, что это для нас практика. И, в общем, ехали с удовольствием.
М. Ц.: Что вы там показывали во время выступлений? Отрывки из учебных спектаклей?
Р. В.: Это было построено, как концерты. И отрывки из спектаклей, и чтение стихов, и танцы.
М. Ц.: В этих концертах Высоцкий читал Маяковского?
Р. В.: Нет, он читал монолог деда Щукаря из «Поднятой целины». А Маяковский был не в его плане». (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, «О Владимире Высоцком вспоминает Роман (Ромуальд) Мячеславович Вильдан».)
Журналист Михаил Задорин в статье, посвященной 60-й годовщине начала освоения целинных земель, опубликованной в популярном латвийском информационно-развлекательном еженедельнике, писал: «О Высоцком. Порой может показаться, что он всю жизнь играл в Москве в Театре на Таганке. Сегодня мало кто знает, что знаменитый актер неоднократно выступал перед целинниками. Впервые на казахстанскую землю он впервые ступил летом 1958 года: после окончания 2–го курса студенты Школы–студии МХАТ отправились в поездку по Павлодарской области Казахской ССР. Как вспоминал позднее сокурсник Высоцкого Владимир Камратов, «на целину должен был поехать весь курс, но ребята начали сачковать, не ходить на репетиции. Понятно, что отнюдь не все москвичи мечтали мотаться в жару по полевым станам и ночевать в клубах».
Но, по словам Камратова, Высоцкий с молодости отличался охотой к перемене мест, он поехал на целину с удовольствием». (М. Задорин, «Мы целину узнали не по сказкам…», «7 суперсекретов», № 17, 24 апреля 2014 г., глава «Высоцкий тоже был на целине!»)
Как известно, по окончании Школы-студии МХАТ Владимир Семенович служил (с перерывами) в московском Театре имени Пушкина – с 1960 по 64 год.
Журналист и историк Валерий Брут пишет: «В августе 1960 года молодой артист отправился вместе с труппой Театра имени Пушкина на гастроли во Львов и Ригу. Тогда было принято, что служители Мельпомены не только демонстрировали свое искусство на сценах театров, но и выступали на предприятиях, в колхозах, в армейских частях, встречались с молодежью. Так, 12 августа Высоцкий побывал на рижском заводе «Сарканайс квадрате» с декламацией произведений Маяковского и Шолохова. Это было его первое выступление в Прибалтике». (Интернет-сайт «Свободная Пресса» svpressa.ru, 21 сентября 2015 г., В. Брут, «"Я знал – все будет так, как я хочу…" 55 лет назад Владимир Высоцкий дебютировал в театре», глава « Первая похвала».)
И в Пушкинском театре молодого артиста «догнал» Шолохов со своей «…Целиной».
В. А. Успенский вспоминал: «Нашей совместной работой с Володей Высоцким был спектакль «Поднятая целина» в Театре имени Пушкина. Постановщиком его был Б. И. Равенских, а я – режиссером. Работа шла долго. Спектакль вышел в 1964 году, но репетировали мы его два с половиной года.
Мы совершенствовали инсценировку во время репетиций с актерами, а зачастую просто брали роман и «шли по Шолохову» – играли тот или иной эпизод так, как он написан у автора. Вот один из таких эпизодов: Давыдов приезжает в Гремячий Лог в сопровождении секретаря райкома партии, и тот отдает ему свой наган: на, мол, на всякий случай – враги кругом. Как играть секретаря райкома тех лет? Какой он в нашем представлении? Ну, естественно, по стереотипу: серьезный, даже хмурый, устремленный и очень «правильный» – одним словом, человек-схема.
На эту роль безуспешно пробовались несколько актеров, а к тому времени в театр вернулся «прощенный за грехи» Володя Высоцкий, и Равенских назначил его. Володя перечитал роман, выучил небольшой текст своей роли…
…И вот в широченной степи без конца и края (великолепная сценография Е. К. Коваленко) появлялся человек. Он быстро шел, почти бежал на зрительный зал и вдруг, остановившись, широко раскинув руки, вдыхал свежий ветер донской степи, потом, сорвав с головы кубанку, швырял ее в траву и громко кричал, охваченный каким-то порывом. Подходил Давыдов, и секретарь райкома – а это был он – несколько смущенно посмеиваясь, начинал с ним свой разговор. Это было не просто начало сцены, но и экспозиция характера, и кусочек биографии человека. А главное, такое решение очень сливалось с актерской и человеческой сутью Высоцкого. Он делал эту роль сочно, органично и с явным удовольствием.
Но по мере наших репетиций спектакль разрастался и по времени не укладывался в допустимые пределы. Благоразумие требовало поступиться побочными линиями во имя целого. К тому же в романе роль секретаря райкома не имела развития, и это лишало возможности выстроить ее и в спектакле. Пришлось от нее отказаться.
Вот так и не состоялась встреча зрителей с Высоцким в этой, может быть, первой его актерской удаче. (В. А. Успенский, «"Из воспоминаний" (Москва, 1988, 24 января)». (Интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru, «Роль секретаря райкома в спектакле "Поднятая целина"».)
Декабрь 1963 года. Владимир Высоцкий с другом и коллегой актером (впоследствии кинорежиссером и педагогом) Михаилом Туманишвили (Тумановым) отправляется в длительную гастрольную поездку по Сибири.
25 лет спустя, в ноябре 88-го, Михаил Иосифович в интервью вспоминал: «Состоялась эта поездка таким образом. Это был ноябрь 1963 года. У меня в доме были какие-то сложности, и у Володи тогда тоже что-то не клеилось дома, он был какой-то бесприютный и неприкаянный. Тогда я еще работал в Театре киноактера, и мы очень часто собирались у нас, на улице Воровского. В театре был дешевый буфет, биллиардная, и у нас там было много друзей-приятелей. Как-то мы с Володей сидели в этом буфете я о чем-то разговаривали. Скорее всего, грустили по поводу наших «поломанных» жизней. И к нам подошел какой-то человек (как впоследствии выяснилось, его звали Виктор Войтенко) который и предложил нам поехать в концертную поездку.
Прилетели в Томск… и уже на следующий день мы выступали. Я читал какие-то стихи, которые помнил еще по Вахтанговскому <театру>, а Володя – какую-то смешную прозу. По-моему, что-то из Шолохова, про деда Щукаря». (Из интервью М. Туманишвили В. Перевозчикову, «Библиотека "Ваганта"», № 6, 1992 г.)
От дел театральных и гастрольных – к предположительно состоявшейся личной встрече Владимира Высоцкого с Михаилом Шолоховым.
Любопытными воспоминаниями (если только не выдуманными) в своей книге, текст которой размещен на сайте «Проза.ру», делится никому неизвестный писатель некто Владимир Конюков: «Одесса, 80-е, беседа пограничников с актером театра, кино, будущим писателем, поэтом, режиссером Леонидом Филатовым.
В разговорах о машинах, погоде, море, с перерывами, в несколько приемов, Леонид Алексеевич отвечал на наши вопросы, каким был его друг Высоцкий. О характере, манерах,… ну что-нибудь, в ответ на наши приставания, рассказал об одном интересном факте.
«В 1975 году было много мероприятий, посвященных 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Я проезжал мимо ресторана «Пекин».
Вижу, выходят Шолохов, Высоцкий с гитарой, человек десять с ними. Садятся в автобус, на бортах красочные лозунги «30 лет Победы»!
Потом я спросил: «Володя, видел тебя с Шолоховым».
Он резко ответил: «Не был я с Шолоховым, тебе показалось». Сказал, как отрезал!
Об этой черте поведения знали многие. Кто оскорблялся, кто не разговаривал с ним, кто крутил пальцем. Говорили, что «строит» из себя то ли революционера, то ли контрреволюционера, то ли чекиста-разведчика.
Вот эта черта, если сам не заговорит о событии, факте, не вспомнит, значит, этого не было».
Уникальное было бы описание встречи М. Шолохова и В. Высоцкого, если бы Владимир Семенович почему-то не отказался признать ее. Была, видимо, причина, но она никому неизвестна, тайна». (Интернет-сайт «Проза.ру» proza.ru, 18 августа 2015 г., В. Конюков, «Высоцкий, Шолохов…», книга I, часть первая «Что такое правда», глава I.)
В этой книге Конюков также пишет: «Известна фраза Шолохова: «Я ему покажу, этому Высоцкому!», самиздат в 80-х.
Когда, где, по какому случаю и что имелось в виду, подробности утеряны (?)».
Не о следующем ли случае с написанием и отправкой «живым классиком» Михаилом Шолоховым письма в ЦК партии идет речь? Напрямую имя поэта в нем не называется, но критикуется содержание фильма, в котором он сыграл главную роль.
1975 год, Владимир Семенович на Киностудии «Мосфильм» снимается в центральной роли Ибрагима Ганнибала в фильме режиссера Александра Митты (Рабиновича) «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» (сценарий написали кинодраматурги Ю. Дунский и В. Фрид по мотивам неоконченного произведения А. Пушкина «Арап Петра Великого»).
Спустя три года, в 78-м, «Михаил Шолохов разгромил картину за "унижение русской нации"». (Интернет-сайт «Телепрграмма.pro» teleprogramma.pro, 28 января 2023 г., Е. Арефьев, «Самые яркие роли в кино Владимира Высоцкого», глава «"Сказ про то, как царь Петр арапа женил", 1976».)
Вот как развивались события…
Отрывок из статьи Марка Цыбульского «На съемках "Сказа про то, как царь Петр арапа женил"» (2014) (интернет-сайт «Владимир Семенович Высоцкий» vysotskiy-lit.ru): «О песнях, написанных Высоцким для фильма, вспоминал один из авторов сценария Валерий Фрид: «Эта работа тоже принесла Высоцкому больше огорчений, чем радостей. Увлеченный мыслью сыграть «интеллигентного человека в неинтеллигентном мире», да еще предка великого Пушкина, да еще крестника Петра Великого, он предложил – и мы с радостью ухватились за его предложение – написать для фильма песни. Со свойственным ему азартом уже через несколько дней Высоцкий принес в группу готовые «Разбойничью» («Сколь веревочка не вейся…») и «Купола». Но когда стали монтировать картину, оказалось, что песни, особенно «Купола», резко выбиваются из стиля, задают высоту, до которой картина уже не могла дотянуться. И скрепя сердце, с очень большим сожалением, режиссер решил не вставлять их в материал, хотя уже было известно, в каких именно эпизодах они должны были прозвучать. Не прозвучали…»
Сам режиссер назвал совсем другую причину непоявления песен в картине. В другом интервью он выразился еще резче. «Песни – их было три (на самом деле песен предлагалось две. – М. Ц.) – Володя писал мимоходом. По-моему, даже до съемок. «Купола» предполагались на титры, потом он показал «Сколь веревочка не вейся». Но их я в фильм не включил: я не самоубийца. Даже без песен Шолохов написал кляузу, что это антинациональный фильм, и Глазунов (известный советский художник. – А. С.) приложился…»
Письмо Михаила Шолохова на имя Генерального секретаря ЦК КПСС Л. Брежнева было написано через два года после премьеры – 14 марта 1978 года. В нем лауреат Нобелевской премии по литературе яростно клеймит «очернителей русской истории». "Особенно яростно, активно ведет атаку на русскую культуру мировой сионизм как зарубежный, так и внутренний. Широко практикуется протаскивание через кино, телевидение и печать антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру, противопоставление русского социалистическому. Симптоматично в этом смысле появление на советском экране фильма А. Митты «Как царь Петр арапа женил», в котором открыто унижается достоинство русской нации, оплевываются прогрессивные начинания Петра I, осмеиваются русская история и наш народ"».
Напомним: премьерный показ фильма состоялся 6 декабря 1976 года в московском Доме кино. Видимо не раз посмотрев картину по ТВ, только через полтора года Шолохов созрел для того, чтобы в лучших традициях 1930-х годов лично настучать «дорогому Леониду Ильичу» на создателей фильма, критикуя кинопроизведение. Собственно, ничего удивительного: с конца 50-х исписавшийся «гений» ничего, кроме подобных кляуз, не сочинял.
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» feb-web.ru размещает полный текст верноподданнического письмеца писателя на имя руководителя партии и государства.
«14 марта 1978 г.
Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиума Верховного Совета Союза ССР товарищу Леониду Ильичу Брежневу.
Дорогой Леонид Ильич!
Одним из главных объектов идеологического наступления врагов социализма является в настоящее время русская культура, которая представляет историческую основу, главное богатство социалистической культуры нашей страны. Принижая роль русской культуры в историческом духовном процессе, искажая ее высокие гуманистические принципы, отказывая ей в прогрессивности и творческой самобытности, враги социализма тем самым пытаются опорочить русский народ как главную интернациональную силу советского многонационального государства, показать его духовно немощным, неспособным к интеллектуальному творчеству. Не только пропагандируется идея духовного вырождения нации, но и усиливаются попытки создать для этого благоприятные условия.
И все это делается ради того, чтобы, во-первых, доказать, что социализм в нашей стране – это, якобы, социализм «с нечеловеческим лицом», созданный варварами и для варваров, и, во-вторых, что этот социализм не имеет будущности, так как его гибель предопределена национальной неполноценностью русского народа – ведущей силы Советского государства.
Особенно яростно, активно ведет атаку на русскую культуру мировой сионизм, как зарубежный, так и внутренний. Широко практикуется протаскивание через кино, телевидение и печать антирусских идей, порочащих нашу историю и культуру, противопоставление русского социалистическому. Симптоматично в этом смысле появление на советском экране фильма А. Митты «Как царь Петр арапа женил», в котором открыто унижается достоинство русской нации, оплевываются прогрессивные начинания Петра I, осмеиваются русская история и наш народ. До сих пор многие темы, посвященные нашему национальному прошлому, остаются запретными. Чрезвычайно трудно, а часто невозможно устроить выставку русского художника патриотического направления, работающего в традициях русской реалистической школы. В то же время одна за одной организуются массовые выставки так называемого «авангарда», который не имеет ничего общего с традициями русской культуры, с ее патриотическим пафосом. Несмотря на правительственные постановления, продолжается уничтожение русских архитектурных памятников. Реставрация памятников русской архитектуры ведется крайне медленно и очень часто с сознательным искажением их изначального облика.
В свете всего сказанного становится очевидной необходимость еще раз поставить вопрос о более активной защите русской национальной культуры от антипатриотических, антисоциалистических сил, правильном освещении ее истории в печати, кино и телевидении, раскрытии ее прогрессивного характера, исторической роли в создании, укреплении и развитии русского государства. Безотлагательным вопросом является создание журнала, посвященного проблемам национальной русской культуры («Русская культура»). Подобные журналы издаются во всех союзных республиках, кроме РСФСР.
Надо рассмотреть вопрос о создании музея русского быта. Для более широкого и детального рассмотрения всего комплекса вопросов русской культуры следовало бы, как представляется, создать авторитетную комиссию, состоящую из видных деятелей русской культуры, писателей, художников, архитекторов, поэтов, представителей Министерства культуры Российской Федерации, ученых – историков, филологов, философов, экономистов, социологов, которая должна разработать соответствующие рекомендации и план конкретной работы, рассчитанной на ряд лет.
Дорогой Леонид Ильич! Вы многое сделали для разработки конкретного плана подъема экономики нечерноземной зоны Российской Федерации, то есть тех районов, которые составляют изначальное историческое ядро России. Приятно отметить, что этот план встретил всеобщее одобрение и в настоящее время успешно претворяется в жизнь.
Деятели русской культуры, весь советский народ были бы Вам бесконечно благодарны за конструктивные усилия, направленные на защиту и дальнейшее развитие великого духовного богатства русского народа, являющегося великим завоеванием социализма, всего человечества.
С глубоким уважением М. Шолохов».
Журнал «Шпион» (№ 1, 1994 г.), впервые опубликовавший эпистолярное произведение писателя на своих страницах, приводит интересные комментарии к нему.
«Печатается по подлиннику (машинопись с подписью Шолохова: РГАСПИ <ЦХСД>, ф. 5, оп. 25, д. 96). К письму приложена резолюция: «Секретариату ЦК. Прошу рассмотреть с последующим рассмотрением на ПБ <Политбюро>. 14/III 78 г. Л. Брежнев».
Датируется в соответствии с временем поступления в ЦК КПСС и резолюцией Л. И. Брежнева.
Письмо было рассмотрено на заседании секретариата ЦК КПСС 21 марта 1978 г. К письму прилагалась записка секретаря ЦК КПСС М. В. Зимянина, в которой отмечалось, что «вопрос о состоянии развития русской культуры требует более глубокого и всестороннего рассмотрения, нежели это сделано в записке тов. Шолохова», что записка «отличается, к сожалению, односторонностью и субъективностью». Подчеркивалось, что «изображать дело таким образом, что культура русского народа подвергается ныне особой опасности, связывая эту опасность с «особенно яростными атаками как зарубежного, так и внутреннего сионизма» – означает определенную передержку по отношению к реальной картине совершающихся в области культуры процессов. Возможно, т. Шолохов оказался в этом плане под каким-то, отнюдь не позитивным, влиянием».
По итогам рассмотрения было принято решение: «Поручить тт. Демичеву П. Н., Зимянину М. В., Капитонову И. В., Трапезникову С. П., Тяжельникову Е. М., Шауро В. Ф., Маркову Г. М. и Кочемасову В. И. рассмотреть письмо т. Шолохова и представить предложения в ЦК КПСС с учетом обмена мнениями, состоявшегося на заседании Секретариата ЦК».
5 июня 1978 г. комиссия представила в ЦК КПСС пространную записку. Главное внимание в ней было уделено тому, что «спекуляции вокруг русской и других национальных культур советского народа… заняли в идеологических диверсиях наших противников особое место». Вместе с тем констатировалось: «Особый вопрос составляют объективные причины тех или иных представлений о недооценке роли и значения русской культуры. Подчас возникают субъективные суждения, не отражающие действительного положения дел». Комиссия сочла «нецелесообразным принимать особое постановление по вопросам, поставленным в письме М. А. Шолохова», но в то же время сделала вывод о необходимости «обратить особое внимание на весь комплекс проблем культурного строительства».
27 июня 1978 г. было принято постановление ЦК КПСС: «В основном согласиться с предложениями, изложенными в записке т.т. Демичева, Капитонова, Зимянина, Тяжельникова, Шауро, Маркова и Кочемасова. Поручить тт. Демичеву, Соломенцеву, Зимянину и Шауро с учетом обмена мнениями, состоявшегося на заседании Секретариата ЦК, проводить практические мероприятия и при необходимости вносить их в ЦК КПСС.
Фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (режиссер А. Н. Митта) вышел на экраны в 1977 г. В связи с оценкой, данной ему в письме, в записке П. Н. Демичева, М. В. Зимянина и др. отмечалось: "Фильм, конечно, не отвечает высоким идейным и художественным критериям, однако неправомерно оценивать его и как злонамеренную антирусскую диверсию"».
«НЕПРАВОМЕРНО»! Партийные чиновники в итоге оказались не дураками и более разборчивыми в истории и искусстве, нежели «классик советский литературы».
Осенью 1975 года Театр на Таганке гастролирует в Ростове-на-Дону, а Владимир Высоцкий в паузах между спектаклями дает концерты в городе и областных районных центрах.
Биограф поэта и актера, писатель и журналист Федор Раззаков на странице «Раззаков. Спрятанная история» (интернет-сайт «Дзен» dzen.ru) размещает интересные размышления: «В станице Вешенская проживал литератор – известный на весь мир писатель Михаил Шолохов. Однако у шахтинцев даже мысли не возникло , чтобы свести с ним Высоцкого. Почему? Всем было прекрасно известно негативное отношение великого писателя к либеральной интеллигенции, которую он называл «клоакой». Впрочем, и сам Высоцкий был такого же мнения о Шолохове. О человеке, который в 1966 году заклеймил на весь мир (с трибуны 23-го съезда КПСС) двух писателей-либералов – Андрея Синявского и Юлия Даниэля. А Синявский, как мы помним, был педагогом Высоцкого в Школе-студии МХАТ и любил его песенное творчество (во время обыска у него нашли магнитофонные записи с «блатарскими» песнями Высоцкого). А дословно Шолохов сказал следующее: «…Мне стыдно не за тех, кто оболгал Родину и облил грязью все самое светлое для нас. Они аморальны. Мне стыдно за тех, кто пытался и пытается брать их под защиту, чем бы эта защита ни мотивировалась. (Одним из таких защитников был Высоцкий. – Ф. Р.) Вдвойне стыдно за тех, кто предлагает свои услуги и обращается с просьбой отдать им на поруки осужденных отщепенцев…
И еще я думаю об одном. Попадись эти молодчики с черной совестью в памятные двадцатые годы, когда судили, не опираясь на строго разграниченные статьи Уголовного кодекса, а «руководствуясь революционным правосознанием», ох, не ту меру наказания получили бы эти оборотни! А тут, видите ли, еще рассуждают о «суровости» приговора…»
Простить эти слова Шолохову Высоцкий никак не мог. Впрочем, даже если бы и простил, то все равно не решился бы на встречу с ним, поскольку после такого визита либеральная «клоака» его бы никогда не простила. За то, что «ручкался» с самим Шолоховым – одним из лидеров «русской партии». Между тем Василий Шукшин в 1974 году с Шолоховым увидится, посчитав за честь для себя такой визит. Так что тем людям, кто сравнивает Высоцкого и Шукшина, не грех подумать над тем, почему они так по-разному относились к Шолохову. Ответ, по-моему, лежит на поверхности. Шолохов и Шукшин – настоящие русские мужики, не испорченные «игом иудейским». Более того – они с этим игом всячески боролись. Высоцкий этому «игу» отдался со всеми потрохами, поскольку только оно сулило ему «вернисажи и вояжи», женитьбу на французской кинозвезде и восторженные публикации в западных СМИ».
Не многим что-то скажет имя Федора Шахмагонова. В свое время он был секретарем и другом Михаила Шолохова. Шолохов когда-то познакомил Федора Федоровича с Риммой Николаевной. Будучи вдовой, Р. Н. Шахмагонова последние годы проживала в бельгийском городе Льеж.
Александр Мельник в очерке «Наши прихожане: о Римме Шахмагоновой» пишет: «Шахмагоновы были знакомы с Владимиром Высоцким. Примерно в 1977 г. знаменитый актер и певец продал свой автомобиль БМВ Федору Шахмагонову. Однажды Высоцкий зашел к Шахмагоновым по делу, связанному с этой куплей-продажей. Увидев на стене икону, он заметил, что изображенный на ней святой очень похож на Солженицина (у которого тоже был шрам на лбу)». (Интернет-сайт «Шолохов Михаил Александрович» sholohov.lit-info.ru, А. Чернов, «Римма Шахмагонова: "Вещи и рукописи Крюкова хранились на чердаке Шолоховых"».)
26 июля 2022 года на странице «Кумушка» интернет-портала «Пульс» pulse.mail.ru размещен материал «8 самых богатых мужчин Советского Союза: официальные миллионеры социализма». В нем рассказ о профессиональной деятельности и доходах Владимира Высоцкого, Юрия Антонова, Анатолия Карпова, Михаила Шолохова, Сергея Михалкова и других знаменитостей позднего советского времени.
Писатель на три с половиной года пережил поэта.
Поэт, публицист, переводчик, литературный критик Станислав Куняев задается вопросом и размышляет: «Если говорить о крупнейших именах, которые жили при Высоцком, – Ахматова, Твардовский, Леонов, Солженицын, Шолохов – никто о нем ничего публично не сказал. Почему? Есенин был благословлен и завязан на ненависть и любовь крупнейших мастеров искусства. У Высоцкого этого не было. Почему? У Высоцкого была только масса почитателей. А этого мало для художника, для того, чтобы чувствовать себя бессмертным». («"Дитя безвременья" (Беседа о Высоцком с Владимиром Бондаренко)», «Завтра», 18 апреля 2000 г.)
Что касается посмертной славы…
«Главным русским кумиром ХХ века для россиян является Юрий Гагарин. По данным опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), такой точки зрения придерживаются 35% опрошенных. На втором месте в этом рейтинге располагается Владимир Высоцкий (31%). Тройку лидеров замыкает Георгий Жуков (20%).За ними идут Лев Толстой (17%), Иосиф Сталин (16%) и Александр Солженицын (14%). Рейтинг продолжают Владимир Ленин (13%), Андрей Сахаров и Андрей Миронов (по 12%). Далее в порядке убывания следуют Михаил Булгаков (10%), Михаил Шолохов, Ирина Роднина (по 9%), Антон Чехов, Майя Плисецкая (по 8%), Любовь Орлова (7%), Лев Яшин (6%), Федор Шаляпин (5%). Замыкают рейтинг Василий Чапаев, Дмитрий Шостакович (по 4%), Илья Репин, Михаил Горбачев (по 3%), Иосиф Бродский (2%)». (Интернет-сайт «РБК» rbc.ru, 20 января 2010 г., «ВЦИОМ: Главными кумирами ХХ века для россиян являются Ю. Гагарин, В. Высоцкий и Г. Жуков».)
Как видно, люто ненавидимые Шолоховым Солженицын и Сахаров в процентном отношении опережают по популярности автора «бессмертных произведений».
В 2021 году интернет-сайт «reddit» reddit.com информировал пользователей: «Работа «Великие алкоголики» от художника ZOOM появилась на Люсиновской улице столицы. В очередь выстроились: Юрий Олеша, Василий Шукшин, Александр Твардовский, Сергей Есенин, Владимир Высоцкий, Сергей Довлатов, Аркадий Гайдар, Венедикт Ерофеев, Михаил Шолохов, Ольга Берггольц».
Вывод: «Владимир Семенович Высоцкий, подобно Пушкину, Маяковскому, Толстому, Шолохову и другим глыбам, навсегда занял свое место в пантеоне отечественных деятелей культуры». (Интернет-сайт Муз-ТВ muz-tv.ru, 25 января 2023 г., «"Всенародный Володя": исполнилось 85 лет со дня рождения Владимира Высоцкого. Народная любовь к кумиру не ослабевает».)
Свидетельство о публикации №123050600305