Муравейник 888 Учебная история

Наша многодетная семья – это кладезь для исследования и понимания многих жизненных вопросов. Проживаем мы в посёлке «Мастера качеств». Наш отец является Мастером Ценностей и зовут его Аристарх Иванович, что означает « глава лучших».
Я – его старший сын Владимир, поведаю вам одну историю.
Собрал отец всех детей: меня Владимира, Ингу, Еремея, Захара, Гертруду и Дмитрия для разговора в сад, там есть удобная круглая беседка среди роскошных яблонь, которые  свои ветви с плодами опускают к большим проёмам между резными столбами. На дворе стоял август, яблочки как шарики – огоньки сияли в проёмах, источая душистый аромат спелости и на просвет солнечных лучей,  показывали изящное своё нутро. Поистине – медовые!
При всех таких сборах каждому следовало брать с собой ручку, цветные карандаши и тетрадь познаний, даже самому младшему Дмитрию - он пока только рисовать умеет. Расселись мы по местам, раскрыв перед собой  столешницу мини – парты, изящно прикрепляемую к центральному , круглому столу. Всё у отца продумано до мелочей для наилучшего удобства.
- Дети, – обратился отец к нам. Это обращение означало  - сосредоточиться и стать предельно внимательными.
- Вчера Гертруда  в течении всего дня отвлекалась от своей главной ценности, которую  сама себе определила, как ориентир всей своей жизни.
- Мы с вами уже говорили о том, что в процессе взросления человек может менять некоторые ценности, но не центральную,  которая определяет весь смысл жизни человека.
- Для настоящего ученого большой жизненной ценностью является возможность открывать новое. А именно такую ценность взяла себе Гертруда, ей действительно нравится быть открывателем нового. Чтобы стать открывателем ей предстоит сформировать  ряд качеств, которые не позволят  свернуть с намеченного курса.
- Папочка, я еще только учусь жить.
- Вот о твоём жизненном уроке и поговорим. Поделись тем, что вчера произошло.
По выражению лица было видно, что вспоминать, а тем более рассказывать о произошедшем не хотелось, но таковы правила в нашей семье – через рассказ полностью осознать и сделать полезные выводы для себя. Гертруда начала рассказ.
- Вчера я сначала читала книгу о путешественнике Николае Ивановиче Вавилове, о его открытиях, о его непреклонности следования поисков нового. Я чувствовала, как радость переполняет моё сердце.  Затем, после завтрака мы отправились в соседний лесок понаблюдать за природой.  По дороге к нам присоединились два мальчика Егор и Станислав, они  городские жители, приехали на лето в соседнюю деревню к бабушке.
Вскоре мы увидели муравейник, за ним очень интересно наблюдать. Мне подумалось, что вот тут можно и новое научное открытие сделать. Мальчики согласились со мной наблюдать, как трудится муравьиное семейство.  Наблюдать вскоре Егору надоело, он встал, глазами поискал сухую палку и ничего не говоря, стал рушить  муравейник, говоря: «Сейчас мы посмотрим, что у вас внутри».
За ним поднялся Станислав, отошёл в сторону, сорвал большой лист лопуха и стал  втыкать его в разваленный муравейник со словами: «Мы  покорили крепость муравьёв».
Какое - то время я сидела молча и смотрела на действия  Егора и Станислава, не останавливая их, думая рассмотреть что –то интересное во внутреннем строении муравейника. Это длилось несколько минут. После чего меня пронзила мысль, что я не только позволила произвести разрушительные действия, а и сама, своим бездействием стала соучастницей гибели муравьиного крова.
Мысли понеслись в голове. У этих братьев  другие ценности в жизни, отличные от моих. Они не знают таких качеств, как Бережность, Бережливость,  Сострадание. Но больнее всего было от мыслей и чувств, что я поддалась их влиянию, пусть и несколько минут, но  за это время причинён вред муравьям и природе.
Я решительно встала на защиту, пусть и разрушенного, но живучего муравьиного дома.
- Станислав, Егор, отойдите от муравейника. Я больше не стану с вами участвовать в этом деле и вам не позволю. Мораль читать я не имею право, потому что сама поступила опрометчиво, но вас прошу уйти  домой, к своей бабушке.
Чувствуя мой решительный настрой,  мальчики удалились. А я, в расстроенных чувствах, с осознанием, что навредила природе, стала помогать муравьям  восстанавливать муравейник. Я шептала им  подбадривающие слова и истинно просила их простить меня за причинённый вред. Я просила прощения у природы, у кустика лопуха, ведь я не воспрепятствовала действиям мальчиков вначале.   В одно из мгновений прилетела мысль – а что если муравьи и природа не простят меня?
Только я осознала суть мысли, как один из муравьёв коснулся моей руки и словно погладил её своими лапками. За ним потянулся следующий, они не кусали меня, а напротив ласкали и успокаивали, проявляя качество Заботливости о моих чувствах.
 Трава на которой я сидела мне показалась шелковистой, она тоже стала ласкать меня своими листочками, словно природа приняла мои слова. Я стала благодарить и природу и муравьёв за их великодушие ко мне.
На своём жизненном примере я отчётливо поняла, что от ценностей зависят проявляемые качества личности и поступки.
И ещё я осознала, что недостаточно укрепила в себе позиции жизненного уклада, крепость своего Духа.
Да, я осознала, кто мне помог остановиться и задуматься – это была моя Совесть, которая живёт в моём внутреннем мире. Я стала и ей посылать благодарность. Вот такая история вчера со мной приключилась.
Гертруда остановила свою речь и взглядом пробежалась по лицам братьев, сестры и отца, в их глазах не было упрёка, лишь только глубокое понимание.
- Благодарю вас – произнесла она. Благодарю за то, что не осуждаете, а постарались понять, я ведь только учусь жить.
Аристарх Иванович посмотрел на дочь тёплым взглядом и произнёс вслух: « Пример Гертруды наглядно показал, что от имеющихся ценностей вершатся дела человека через качества, какие в нём сформированы.
Важно каждому человеку неустанно укреплять позиции выбранных ценностей для себя, чтобы никакая внешняя сила не смогла поколебать тебя в действиях.
Очень хорошо, что Гертруда восстановила муравейник, попросила прощения за причинённые действия. И я знаю, что она сделала пять полезных дел для природы и животных в этот день, никому об этом не сказав. Даже сегодня об этом не упомянула.  Это не говорит о том, что она старалась загладить вину, это говорит о её мудрости.
- Сейчас, каждый из вас запишет в тетрадях о том, что:
-  ценности формируют фундамент личности человека;
- ценности определяют качество жизни;
- основные жизненные ценности, которые создают наш характер;
- осознавая собственные ценностные ориентации, человек занимает своё особое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.
Зарисуйте в картинках основные ценности: семья, учеба, любовь, дружба, здоровье, творчество, свобода, справедливость, самосовершенствование.
Дав задание отец вышел из беседки, а мы остались трудиться, прежде поблагодарив Гертруду за откровенность.


Рецензии