В память 40 Севастийских мучеников
Когда уже Армения крестилась и стал править Константин Великий, сняв гонения с преследуемых христиан,
В земле, Ликинию подвластной, язычники ещё сопротивлялись, словно иудеи: видевшие в Свете Жизни своей окаменевшей веры лишь изъян.
Там сорок римских воинов-каппадокийцев отказались предавать Христа и жертву принести языческим божкам.
За это их арестовали и вначале пробовали уговоры, лесть, а после твёрдого отказа попытались их предать камням.
Но приключилось чудо первое: все камни даже не задели их, а полетели прочь, как будто от невидимой невиданной стены.
Так были и мучители и идолы Живым и Всемогущим Богом на глазах у всех, включая собственные их глаза, посрамлены.
Однако он на то и враг всех человеков – добрых, во Христе Иисусе, праведных, стремящихся к Живой Воде людей,
Чтоб просто так не отступать от козней, пыток, соблазнений – в общем, как и в частном, своих вражьих, дьявольских идей.
Сорок честных, верных, мужественных воинов раздели, вывели и на ночь, под охраной бросили стоять в мороз и стужу на озёрном льду;
Вдовесок к этой лютой пытке баню растопили жаркую – лишь только б отреклись от Господа – у них прям на виду.
Однако же ещё до пыток снизошёл до них небесный, Первый и Верховный, поразивший их, в благоговеньи, глас:
Что если вытерпят они мучения, то встретит их с объятиями Бог Вседержитель – Сам Всемилостивый Спас.
Поэтому и по причине христианской верности и крепости во Царствии, а до того, по, в службе, доблести своей
Они страдали, но терпели все, за исключением того, кто оказался пред соблазном вражеским гораздо, душегибельно, слабей.
Силён дух: с помощью Господней мог бы немощь тела от ловушки для души, при волевом усилии, успешно отвратить,
Но… он, от духа передав власть телу, ринулся вперёд к печи, по сути адской, и, не добежав, и телом прекратил немедля жить.
А Тот, Кому хранили верность остальные тридцать девять, милость, чудо Своей силы снова, и велико, проявил:
Он посреди глубокой ночи лёд – зараз нагревши воду и явивши свет – озёрной глади севастийской, словно сахар в чае, растопил.
Неспавший, видевший всё это, стражник, увидал над каждым мучеником по наполненному светом яркому венцу
И, сам уверовавши, он перед другими надзирателями-экзекуторами без страха смерти исповедовал свою горяче-истинную веру ко Христу.
Увидев, что не только сломить воинов, но и других возможно этим подвигом привлечь к Тому, от стороны Которого пытались тщетно отвратить,
Мучители решились на последний, дьявольско-бессильной злобы, шаг: побить Христовым воинам их голени, не покорив – убить.
Убив, замыслили, как бы избавиться от просиявших под венцами мучеников тел – верней, теперь уже мощей:
Ведь христиане после смерти святых братьев (равно и сестёр) находят целое, будто живое, даже в крошечном кусочке от костей.
Для этого вначале их тела сожгли, развеяв прах, а после в воду кости сбросили, под нею, полагая, скрыв.
Спустя три дня святые посетили сон епископа Петра, блаженного, то место погребения ему открыв.
Поднявши же останки, с братьями по вере, он их с честью, как положено для христиан – тем более, святых, – похоронил.
За тысячу семьсот лет подвиг этот, как и имена всех сорока, мир Православный ещё больше и сильнее восхитил.
И в наши, тоже непростые, времена, для каждого из нас всё это память, и наука, и великой стойкости пример:
Та как любой, в любой момент, если Христов он воин, может пострадать за истинно-единственную из всех вер.
В празднование 21-го марта 2023-го года от Р.Х. (в три дня).
Свидетельство о публикации №123050404770