Отрок Варфоломей
Михаил Васильевич Нестеров (1862 — 1942) был удивительным художником, очень во многом. Нестеров — это, конечно, модерн. Изысканные линии, гибкие молодые деревья, утончённые лица, одухотворённые фигуры людей, и не только пустынников и монахинь. Мирское у него выглядит небесным, а небесное – земным. Эта особая, чисто нестеровская, хрустальная какая-то выразительность никогда не покидала ни полотен, ни храмовых росписей художника, ни его икон. И при этом известным его сделали Передвижные выставки, где его картины и приобретал Павел Михайлович Третьяков. Нестеров был, пожалуй, единственным, кого ничему не научил уникальный педагог Павел Чистяков, а вот скорбный жанрист Василий Перов научил многому. И, возможно, Нестеров был единственным, кто так элегантно сумел соединить свой модерн с реализмом и условностью иконографии.
О причинах увлечённости художника величайшим русским подвижником Сергием Радонежским, видимо, говорить в житейском контексте не стоит. И собственное болезненное детство художника, когда он чудом выжил, и смерть его молодой жены через несколько дней после родов, и судьба новорожденной дочери Ольги, и глубокая религиозность художника, и, конечно же, те высшие тайны, которым не следует искать объяснений. Гармония и благородство неизменно объединяют его персонажей и природу. Всё у Нестерова возвышенно и прекрасно. Мирской суеты нет даже в многофигурных композициях, а уж серия его полотен о Сергии Радонежком – изумительное воплощение благодати, света и тепла. Но именно «Видение отроку Варфоломею» художник и в старости считал своим лучшим полотном.
Свидетельство о публикации №123050306051