Как реализовать себя в Таинстве ближнего

ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА,
недавно расшифрованные из аудиофайлов

Как реализовать себя в Таинстве ближнего христианам 21 века
Воскресная беседа после Литургии в Казанском Храме посёлка Октябрьский
Воспоминание притчи о человеке, впавшем в разбойники
   
Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Дорогие братья и сестры, мы сегодня собрались в День Таинства ближнего. Мы сегодня с вами в этот Воскресный день послужили Божественную Литургию, причастились Христовых Тайн, и сейчас мы собрались на трапезу. В древности после Литургии такая трапеза называлась Агапа. Агапа переводится как вечери любви, когда люди делились едой. Вечери - это и есть Литургия сама по себе. На Тайной Вечери Господь омыл ноги ученикам. Вечери любви должно заканчиваться к вечеру, т.е. мы должны весь день провести вместе. Бог собирает всех на Литургию. Мы все говорим: «Христос посреди нас». Мы все собираемся и не надо спешить разлучаться сразу. Нужно задержаться подольше, поэтому мы сейчас и трапезничаем, чтобы мы друг другу послужили. Мы сейчас пьём вкусный чай, едим аппетитные бутерброды, пирожки и блины, которые мы приготовили, чтобы порадовать не только душу, но и тело.
В чём суть Таинства ближнего? В чём разница, когда помогает христианин или неверующий человек?  Когда мы по-настоящему любим своих близких, надо прежде всего заботиться о своей душе и о душе наших близких, т.е. не о своём теле, а о душе. Если неверующие любят своих детей, но заботиться только о теле, то они губят своих детей, потому что, если они не спасли ни свою душу, ни своих детей, то человек не сможет жить в Раю. В итоге они губят своей любовью, их любовь как удушающая. Некоторые любят детей для того, чтобы они на пенсии жили хорошо, т.е. они воспитывают детей, чтобы они потом им помогли. Это не христианский подход. Христианский подход – это, когда начинается война, и родители посылают своих детей защищать Родину. Настоящие родители понимают, что надо защищать не только себя, но и свою Родину, защищать свою Церковь. Родители думают прежде всего о спасении души ребёнка, а для этого нужно заботиться и беспокоиться, водить в Храм детей, причащать их, устраивать часть семьи.
Часть семьи – это, когда вечером вся семья собирается, отключает телефоны, глава семьи читает Евангелие, мама читает какие-то классические произведения (Чехова, Гоголя, Пушкина и т.п.) и останавливается обязательно на самом интересном месте, чтобы потом детям на завтра это интересно было слушать. А в это время дети занимаются творчеством: либо рисуют, либо занимаются лепкой. Ребёнок находиться под контролем у родителей, и его плохое настроение не будет пропущено ими. Родитель видит через творчество внутренне состояние ребёнка. Если у ребёнка яркие цвета, какие-то добрые рисунки, значит ребёнок идёт по правильному пути, значит у него всё хорошо, значит нужно поддерживать этот путь и не давать никому с этого пути его сбивать. Часть семьи помогает по-настоящему проявить заботу и любовь к своим детям.
Свой или чужой? Настоящий врач на войне должен делить раненых на своих и чужих? Были случаи, когда на войне врачи лечили врагов, которые убили их родных. Но победить эту злобу внутри фактически невозможно. Это можно скрыть, но всё равно это останется. Это можно сделать только с помощью Бога. Если Бог не даст силы, то вытерпеть это невозможно. Только православный христианин, который со Христом, который имеет внутри искорку, может перемолоть злобу внутри себя с помощью Божьей и помочь своему врагу. Это и есть настоящее христианское благородство.
Давайте вспомним притчу о милосердном самарянине. Почему она читается именно в воскресный день? Потому что это Таинство ближнего. «Один человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они раздели этого человека, изранили и ушли, оставив его едва живым. Мимо проходил священник, а затем левит, но оба, увидев его, прошли мимо. Проезжал один самарянин, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, смазав их маслом и вином. Посадив раненого на своего осла, самарянин привез его в гостиницу и позаботился о нем. На другой день, отъезжая, вынул два динария, дал хозяину гостиницы и сказал ему: “Позаботься о нем; и все, что ты еще истратишь на него, я, когда возвращусь, отдам тебе”. Гостиница, это по утверждению Святых Отцов, - это Церковь, а два динария – это два завета: Новый и Ветхий заветы. Слова при возвращении отдать всё затраченное – это обещание воздать.
Толкование заключается в следующем: самарянин - это сам Господь.
Почему к Господу относились так пренебрежительно и называли самарянином?
С самарянами не общались и их считали врагами. По закону Божьему жили иудеи. Иудеи – это избранный народ. Суд Божий начнётся с Церкви и с иудеев. Бог будет судить свой народ. Мы с вами знаем, что еврейский народ к концу покается, и многие потом примут мученическую смерть. Они увидят антихриста, которого они воцарят и поймут, что они ошиблись. И Христа они примут, и многие из них пострадают. Это будет в конце времён.
Эта притча стоит на рубеже эпох. Т.е. есть исполнение закона, а тут Господь ставит этого священника-левита, монаха, который отдался полностью служению Богу, ставит его в такое положение, что вроде бы они идут к Богу, но тут перед ним стоит ближний и надо что-то переменить. Т.е. Господь этой притчей говорит: «Всё, что было раньше, это надо пересмотреть». То, что было раньше хорошо, сейчас может уже и плохо. Одного закона уже мало.
Закон называют детоводителем ко Христу в ветхозаветное время, т.е. Христос ещё не пришёл, но закон был уже необходим для того, чтобы понять кто такой Христос. Люди были ограничены этим законом, но это были похоже на стадо овечек. Если овечек оставить в стаде и не охранять их, и вокруг них не будет забора, то ночью их могут съесть волки. Вот тот забор, который охраняет овечек, и есть ветхозаветный закон. Этот закон ограждал ветхозаветных людей, чтобы их не похитили. Если ветхозаветный человек соблюдал закон, он мог рассчитывать, что ночью его дьявол не схватит и не утащит, что он будет защищён этим законом.
Но Господь, когда пришёл на Землю, сказал: «Этого мало. Я разрушаю этот закон не для того, чтобы он исчез, а для того, чтобы он служил любви».
Когда Господь пришёл, то Он сказал: «Посмотри за забор. Если там, за забором, лежит твой ближний, то нужно сломать забор в этом месте, сломать не весь забор, и ближнего затащить к себе и тут перевязать ему рану и помочь этому ближнему. А потом их этой бреши сделать калиточку и впускать своего ближнего».
Например, есть юридическое право, судят строго по закону. Сейчас вся юриспруденция на римском праве (термины, бумаги, печати, нотариусы). Если судья будет судить только по закону, то мы все будем сидеть в тюрьме и только останется несколько людей, которые будут нас охранять.
Мы с вами, когда сталкиваемся с какими-то судебными решениями, то это часто кажется бессердечным, и тогда адвокат взывает к судье и говорит: «Посмотрите на его жизнь, посмотрите, как относятся к нему соседи, посмотрите какие у него хорошие рекомендации с работы». И тогда судья говорит: «По закону положено так, но мы видим, что этот человек исправляется и даём ему два года условно». Это получается такая калитка в законе. Человек остаётся дома, ему только два года не надо делать преступления. Эти два года ему нужно быть примерным гражданином, и тогда судья согласится не изолировать его от общества, видя, что он нормальный человек. А в заключении люди только портятся. А, если человек скажет: «Ну и что? Я избежал наказание и буду тайно делать преступления». А тайное становится явным. И представляете, ему остаётся всего один до этого условного срока, и он думает: «А что мне ждать этот день? Пойду ка я веселиться». И просыпается уже в руках с пистолетом или ножом, понимая, что плохое снова совершил. И теперь уже его осуждают на заключение под стражу, добавляя и те два года, которые считались условными. Человек не понимает, что Господь дал ему шанс, с ним поступили по любви, но закон никто не отменял. Господь, с одной стороны, разрушает закон, но этот закон моментально возвращается в единый момент, как только человек попирает любовь.
Братья и сестры, надо понимать, что идёт противостояние закона и любви. Ветхозаветный закон говорит: «Зуб за зуб, око за око», а Господь говорит: «Подставь вторую щеку». Мы должны стерпеть то, что нам даётся и через это мы с вами остановим это зло на себе. Как военные знают, что, если они не остановят врага, не остановят зло на себе, то враги пройдут дальше. Каждый должен оставить на себе зло и с помощью Божьей перемолоть, и только тогда человек пойдёт дальше со Христом, а это зло останется похоронено в том месте. Это зло нельзя в себе проецировать, это зло нельзя с собой брать и идти дальше.
Мы с вами сегодня причастились Святых Христовых Тайн.
- Можно ли называть Таинство Причащения самым высоким и важным Таинством?
- Можно и нужно. Это кульминация всех Таинств. Это седьмое Таинство.
Восьмым по счёту является Таинство ближнего.
- Что мы будем делать в Вечности, в Царствии Божьем?
- Служить ближнему.
- Если Таинство ближнего будет нами здесь не усвоено? Сможем ли мы быть в Раю?
- Нас пустят. После нашей земной смерти каждый из нас пройдёт Рай. Никто нас, братья и сестры, из Рая не будет выгонять. Но мы сами себя выгоним.
По учению Церкви первые три дня после смерти земной, человек прощается с ближними, он может посетить любое место здесь на земле. Захотел в Иерусалим и оказался там. Но после трёх дней душа поднимается и проходит Рай. И с третьего по девятый день, в течение шести дней, душа пройдёт Рай, увидит Святых, увидит своих родных, увидит свой дом, который Господь построил нам там с помощью наших добрых дел. Господь кирпичики добрых дел использует для строительства нашего дома там на небе.
Часто мы делаем два дня добрые дела, а следующий день – злые, т.е. мы два дня строим себе на небе церковное здание, а один день разрушаем.
После того, как побывали на небе в течение шести дней, после начинаются мытарства. С 9-ого по 40-й день человек проходит мытарства. На мытарствах бесы будут предлагать человеку, выманивать человека из Рая и говорить: «Посмотри, помнишь ты курил с нами, помнишь ты с нами пил, помнишь ты с нами сплетничал». Т.е. человек будет стоять у Врат Рая, и Господь будет ему говорить: «Я тебя жду, не уходи из Рая». Но, если человек соблазниться и сделает шаг навстречу какой-то страсти своей, протянет руку, сразу же ему накинут наручники, и он окажется на этом мытарстве.
Т.е. из Рая Бог никого не выгоняет, все люди могут остаться в Раю навсегда, потому что Бог приготовил в Раю место для нас. И только из-за того, что мы с вами не интересуемся Раем, нам в Раю будет не интересно, нам станет скучно в Раю. В Раю действует Таинство ближнего во всей своей полноте. Если ты ближнему не помогаешь, то тебе там скучно.
Таинство ближнего, которое нам сейчас дано, нужно нам для того, чтобы мы привыкли быть в Раю, мы должны сделать из своего сердца маленький рай. Поэтому Бог и дал большие семьи. Многодетная мать не думает о себе, она не может быть эгоисткой. А, если Бог не дал детей, то родителям нужно взять ребёнка. Есть такой духовный закон: когда приходят к православным врачам и говорят, что у них нет детей, то врач говорит: «Исповедуйтись, очистите своё сердце. Бог ждёт, чтобы вы подготовились к рождению ребёнка и не дали свою черноту для ребёнка». Родители идут исповедуются и причащаются, и говорят: «И всё равно Господь не даёт нам детей». И тогда врач скажет: «А возьмите дитя в свою семью». Как только родители возьмут ребёнка в свою семью, то буквально сразу они рожают. Почему? Потому что они стали готовыми родителями, и Бог хотел, чтобы этот ребёнок оказался в их семье. Если бы родители имели детей, они бы не задумывались о том, что надо помочь ближнему. Господь ставит нас в узкий коридор, и в этом коридоре мы должны увидеть своего ближнего.
Когда мы вообще не замечаем своего ближнего, например, много раз ходим мимо человека, которому надо помочь, тогда Господь «сталкивает нас лбами». Он подходит и говорит: «Ну вот, этому же человеку нужно помочь». Когда мы с кем-то ссоримся, у нас есть непонимание с другим человеком, то это тоже нас Господь сталкивает с этим человеком, чтобы мы помогли, увидели этого человека. Ребёнок часто устраивает истерики не потому, что ему плохо, а просто, что он хочет обратить внимание.
Дети в домах ребёнка слабо развиваются, потому что им мало оказывают внимания. Самое главное внимание – это тесный контакт матери и ребёнка. Детей в детдомах очень редко берут на руки. Ребёнок воспринимает не через уши и глаза, а именно он воспринимает от тела к телу. Ребёнок впитывает с молоком матери и страсти, и добродетели. Если мы хотим воспитать ребёнка, то очень важно уделять ему много времени и много внимания.
Сейчас люди ставят перед собой совсем другие цели, говоря: «Мы не можем позволить себе ребёнка». Они могут позволить себе карьеру, богатство, но не могут позволить себе самую большую драгоценность – это ребёнка.
Мы сегодня говорили о Таинстве ближнего, о Таинстве бесконечности. Каким образом мы можем себя реализовать? После службы в Храме при встрече с другим человеком, можно с ним поздороваться и поздравить с Воскресным днём; помочь человеку, который встретится на пути; дома обнять своих ближних, поцеловать.
Какова степень родства в цифровом эквиваленте?
Между матерью и маленьким ребёнком – первая;
между матерью и ребёнком её ребёнка (внуком или внучкой) – первая,
степень родства не изменяется;
степень родства между мужем и женой – нулевая.
Очень важный момент в Таинстве ближнего – это то, как мы относимся к своим ближним. Когда человек хорошо относится к дальним людям (например, на работе), а дома он может быть деспотом. Человек, когда только приходит в православие, начинает поститься, молиться, ходить в Храм, то он становится деспотом для своих близких людей, которые находятся у него дома. Когда он призывает дома своих неверующих близких постится, но они не хотят этого, не способны и не готовы к этому. Из-за это получается человек отталкивается от веры.
Что человек может применить в Таинстве ближнего? Он может выслушать и помочь другого человека или просто никого не обидеть, приготовить еду, помочь разобраться с уроками детям, написать записочки на Литургию с именами ближних, чтобы вознести их к Богу. Уходя их Храма, мы должны не уходить с Литургии, а брать Литургию с собой, нести эту Литургию ближнему своему. Также человек может навестить ближнего, находящего в тяжёлой ситуации, помочь болящему. Можно сходить в дом престарелых, в больницу, в тюрьму и принести пакеты с едой и предметами первой необходимости. Также мы должны молиться о наших близких.
Пусть каждый из нас сегодня унесёт кусочек тепла и поделится семенами добра с каждым ближнем.
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!


Рецензии