продолжение 2. О любви

На фото митрополит Сурожский Антоний (Блум).

 2.
     По словам известного философа Н. Бердяева, «истоки человека лишь частично могут быть поняты и рационализированы. Тайна личности, ее единственности никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек – микрокосм и заключает в себе все. Но актуализировано и оформлено в его личности лишь индивидуально-особенное. Человек есть также существо многоэтажное». (0) Бердяев не поясняет, что значит «многоэтажность», и тут возможен определенный простор в понимании и трактовке этого обозначения. Мне же представляется, что он имел в виду наличие внутренних голосов или состояний личности, которые в разное время и по разным поводам себя проявляют. Во мне перекликается это с подходом транзактного аналитика к определению личности, (заключающей в себе три главные составляющие), а также рождает ассоциацию с трансфинитной теорий личности основателя персонологии (науки личности) профессора В.А. Петровского.
    Исторические корни этой теории базируются на удивительном прозрении корифея психологической мысли А.Н. Леонтьева. «Важнейшие характеристики личности, которые традиционно пытались усматривать в наборе имманентных качеств индивида, предлагается искать не только в нем самом, но и в других людях. В этой связи примечательна запись, которую сделал А.Н. Леонтьев после беседы с писателем В.Ф. Тендряковым: «Я нахожу, имею свое «Я» не в себе самом (его другие находят во мне!), а в других, в другом, вне меня существующем – в собеседнике, в любимой, в природе и… в компьютере»… Итак, прокладывая новый путь интерпретации личности – она выступает как идеальная представленность индивида в других людях, как его инобытие в них (и, между прочим, в себе, как «другом»), как его персонализация». (1а)
     Профессором В.А. Петровским отмечается: «Если вы хотите изучить личность испытуемого, то вначале определите круг других людей, с которыми тот вступает или может вступить в контакт;  зафиксируйте далее изменения, произошедшие с ними; и, наконец  установите, какой «вклад» внес данный, интересующий нас индивид, в изменения, произошедшие с окружающими.
   Есть люди, без которых немыслимо существование других людей. Есть люди, которые подобно «нейтрино» проходят сквозь толщу окружающих их людей. ...Индивид, резко меняющий картину взаимоотношений в группе.., выступает в интересующем нас качестве -  «личностности»  (другое дело, что за  личность данный субъект). Если допустить, что индивид «нейтрален» в любом контексте социального взаимодействия, то либо перед нами самодовольная не-личность, либо человек, трагически не нашедший себя как личность». (1б) Я специально цитирую здесь достаточно подробно, для лучшего соотнесения с вышеприведенными словами митрополита Антония о встрече. Не правда ли, какие близкие или взаимодополняющие высказывания? Конечно, выраженные только разным слогом, но словно «принесенные одной волной», одним общим чувством и постижением. Обычно, когда человек находит такое «созвучие», он считает это редкостным везением, испытывает удивление и какой-то внутренний трепет от своей нечаянно найденной разделенности или продолженности в другом.
   Именно такое чувство посетило меня при сравнении этих позиций, (хотя я выступаю здесь как сторонний наблюдатель), в котором как в зеркале вдруг встретились и совпали два ярких луча. И моя радость – это, наверное, радость обретения вспышки, озарения, порожденного тождественностью восприятия и выражения одного и того же чувства, суждения, открытия. И еще  обретение себя в других и их - в себе самой.   Обращаю на это внимание как на иллюстрацию выше изложенной идеи, ставшей уже вполне своей собственной, и вошедшей как в обиход моего сознания так и «в плоть и кровь» моего общения. Это и есть тот  «личностный» вклад, который остался в моей душе после встречи с ними. В этом  смысле мое сознание выступает как поле, в пределах которого соприкасаются такие  яркие и самобытные личности, и рождают во мне резонансный отклик, возможность полноценного диалога, продолженности, «стереометричности», надежды на то, что мой голос прозвучит в душе кого-нибудь из них, (если они узнают о моей концепции). Глубокая личностная работа и состоит, по моему мнению, в том, чтобы опознавать себя в других - с одной стороны, с другой - «их» в себе. Что есть наше бытовое «стремление к оригинальности», желание выделяться из общей массы? Желание «дифференцироваться», (опознать свое собственное лицо), по-моему, такая же глубинная потребность внутренней жизни,  как и желание «соборности» или сопричастности как формы опознания себя в других (или через других)...
...«для того чтобы узнать, отличить одного индивидуума от другого, мы пользуемся методом контраста; иногда это противоположение, иногда - аналогия, но всегда присутствует элемент дифференциации, так что одного индивидуума можно отличить от другого только в категориях противоположения или контраста».(2) Здесь отмечает владыка Антоний то, что касается сознания «бытового», но ведь есть еще сознание «бытийное», или, я бы даже рискнула сказать, « СО-бытийное», где приставка «со-» указывает на принадлежность Высшему Началу, на СО-участие в Нем, соборность, причастность. Не менее важный для религиозного сознания вопрос - осознание своего «Я» по отношению к «Я» Абсолютному.  И тут «...личность, персона  - нечто совершенно иное: этот термин не соответствует нашему эмпирическому познанию человека; он имеет обоснование в Священном Писании или, вернее, в приложении Священного  Писания к нашему понятию о Боге или о человеке. Для личности характерно, что она не отличается от другой личности путем контраста, противоположения, самоутверждения - личность неповторима. Исчерпывающий образ, я думаю, нам дан в Откровении, где говорится, что в наступившем Царствии Божием каждому будет дан белый камень, и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме принявшего (Откр.2,17) и Бога. Это имя (о нем говорит вся еврейская традиция) совершенно отлично от того, что мы называем именем собственным, фамилией и прозвищем; все это случайные имена, которые мы даем самим себе или другим, тем другим, которые также принадлежат к системе контрастов, противоположностей, отличий; но это имя не случайно: оно в совершенстве соответствует самому существу личности, это - личность, выраженная именем... Она настолько неповторима, настолько бесподобна, что существует сама по себе, но может выражать себя во вне известными действиями, проявлениями, тем, что в послании апостола Павла названо «сиянием»... Мы не знаем, что такое  « личность» в первозданном состоянии именно в силу катастрофы, которая называется грехопадением и вследствие которой, вместо того, чтобы быть гармонией, состоящей из неповторимых, но не самоутверждающихся и не противополагающихся друг другу существ, созвучием, ключом которого является Бог, мы познаем личность только сквозь разделяющую и трагическую призму индивидуумов.


примечание:(0)Н.А. Бердяев. Самопознание, с.14, Москва, «Книга»,199
(1а) В.А. Петровский. Индивид и его потребность быть личностью.  (Из книги проф. В.А. Петровского «Личность в психологии: парадигма субъективности», с. З48 изд. Феникс, Ростов-на-Дону, 1996)
(1б) В.А. Петровский. Личность в психологии: парадигма субъективности, с.339, (то же).
(2) Антоний митрополит Сурожский. Человек перед Богом, с. 102 – 103, изд. Паломник, Москва, 2001.

 ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...         


Рецензии
Наверное, надо обладать аналитическим умом,
широким кругозором, знанием философии, быть глубоко верующим человеком, чтобы проанализировать классиков, написать подобную статью. К ней нужно возвращаться.
С уважением,

Надежда Воронина   06.05.2023 06:16     Заявить о нарушении
Благодарю за добрый отзыв! Когда над ней работала, получала удовольствие. На днях опубликую еще несколько страничек. Университетский сборник, в котором она помещалась, имел небольшой тираж, всего 1000 экз. И не переиздавался, я полагаю. Еще раз спасибо на добром слове. Рада,что это кому-то интересно...

Наталья Грачева 2   06.05.2023 21:15   Заявить о нарушении
Слава Богу за все! Хорошо, что так Бог управил!

Наталья Грачева 2   06.05.2023 21:24   Заявить о нарушении