Три мадонны

Что объединяет  “Мадонну Брюгге” Микеланджело, “Мадонну Бенуа” Да Винчи и “Сикстинскую мадонну” Рафаэля – помимо сюжета? Все эти мастера были итальянцами, современниками и знали друг друга лично, при этом испытывали друг к другу смешанные чувства: уважения, почтения, соперничества, неприязни. Но речь не об этом. И в скульптуре Буонаротти, и в картинах Леонардо и Санцио обращает на себя внимание общая деталь, или, можно сказать, ошибка: голова младенца Иисуса слишком велика, она не меньше головы его взрослой матери. Это бросается в глаза и производит довольно странное впечатление.

Это трудно объяснить, учитывая, что Леонардо и Микеланджело отдали дань теоретическим изысканиям в области пропорций. Да Винчи писал и иллюстрировал трактаты по данной проблематике. Его общеизвестный Витрувианский человек, вписавшийся в круг и квадрат одновременно, даёт исчерпывающее представление об идеальных пропорциях, соотношениях разных частей мужского тела от фаланг пальцев до полного роста. Микеланджело слишком не умствовал: ему достаточно было установить, что голова высокого человека восемь раз укладывается в его росте, а членения сверху вниз приходятся по соскам, пупку, лобку, середине бёдер, коленным чашечкам и середине голеней. Вместе с тем рабом “идеальных” пропорций мастер никогда не был и свободно импровизировал, добиваясь впечатления грации или устрашающей физической мощи – по своему усмотрению.

Рафаэль же попросту доверял своей интуиции и чувству прекрасного. Хитроумные математические выкладки мало его интересовали.

Так отчего же головы младенцев слишком велики, противоестественны? Неужели мастера увлеклись чем-то другим, а этот момент упустили из виду, а потом пренебрегли возникшей несуразностью? Трудно допустить такое. Работа в те времена никогда не велась спонтанно. Прежде чем приступить к панели, стене или холсту, живописец исполнял сначала картон – отрисовку в натуральный размер и предъявлял его заказчику, чтобы исправить ошибки и уладить недоразумения, каковые могли возникнуть, именно на этой стадии работы. Картон утверждался, и только после этого сам мастер или его подмастерья переносили рисунок на подготовленную поверхность. Тогда живописец брался за краски.

Приходится сделать вывод: художников устраивали эти большеголовые младенцы, или даже сыну Божию следовало быть таким – в отличие от обычных человеческих отпрысков. Возможно, размер головки как раз был призван указать на исключительную, божественную природу Иисуса.

В таком случае зритель свидетельствует не противо-, а сверхестественное.

Если здесь действительно особенная черта сугубо итальянской иконографии, то оформилась она в период кватроченто (1400-е, XV век) и получила развитие на момент Высокого Возрождения (начало 1500-х). В тысячелетней византийской традиции, из которой вышло итальянское искусство, ничего подобного не наблюдается. А Северное Возрождение, представленное в первую очередь Нидерландами, склонно скорее приуменьшать новорождённого – как голову, так и фигурку в целом. Таков Иисус в исполнении Яна Ван Эйка, Ганса Мемлинга, Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса.

“Мадонна Бенуа”  написана 26-летним Леонардо в 1478 году. Другое её название “Мадонна с цветком”. Крошечное крестоцветие намекает на грядущий крёстный путь Спасителя. Молодой Да Винчи берёт за образец “Мадонну с младенцем” своего учителя Андреа Вероккио, но сообщает образу небывалую прежде жизненность, одевает и причёсывает Марию по флорентийской моде.

“Мадонну Брюгге” Микеланджело исполнил в 1501 году по заказу немецких купцов. Это единственное произведение флорентийца, покинувшее Италию при его жизни. Оно является своеобразным отзвуком “Римской пьеты”, работу над которой мастер завершил в 1500-м. Снова скульптор берётся за тему матери и сына, которая была для него глубоко личной: свою мать он потерял в 6-летнем возрасте и с годами всё острее ощущал горечь этой утраты.

“Сикстинскую мадонну” Рафаэль написал по заказу папы Юлия II в 1513 году для церкви монастыря Сан-Систо в Пьяченце. Художнику было 30 лет. Это  был последний заказ понтифика: Юлий скончался в 1512-м.

02. 04. 2023


Рецензии
интересные размышления!... )
наверно всё-таки во всём этом есть некий символ - тем более, если подобное было как бы почти уже традиция... да и в целом - именно младенец становится центром композиции...
кстати - сколько видел эту картину - впервые обратил внимание - размер младенца значительно превышает все мыслимые размеры "младенца стандартного"!...
таким бывает скорее даже трёхлетний - если не пятилетний ребёнок... )
однако - почему-то это совершенно не бросается в глаза...
собственно же пропорции при этом всём - в принципе достаточно соблюдены...
вот видимо именно из-за этого - и голова, и даже рука при внимательном рассмотрении кажутся намного больше, чем у обычного младенца...

Криспи   04.05.2023 07:37     Заявить о нарушении
Вот две мои версии (или два объяснения): 1. Младенец существует как бы сам по себе, в "обособленном" пространстве, он нарочно приближен к зрителю, оттого и увеличен. Это метафизическая концепция. 2. Есть такая особенность детского рисования: эмоционально значимые объекты ребёнок всегда преувеличивает, а поля, напротив, уменьшает (глаза на лице, солнце на небе). А художники, как известно, всего лишь большие дети. )))

Дмитрий Постниковъ   04.05.2023 09:21   Заявить о нарушении
хорошие варианты!... )

Криспи   04.05.2023 10:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →