Как я был студентом

  Наверное у каждого бывшего студента есть свои воспоминания о студенческой жизни, которые чем-то особенно памятны. И, несмотря на неумолимое течение лет, эти удаляющиеся "островки прошлого" не исчезают из памяти, а, напротив, становятся еще более яркими и дорогими.
 
  Вот некоторые живые сюжеты из жизни московских студентов МГУ конца 80-х начала 90-х годов.
 
  (1) Утро в нашей комнате в общежитии с моими первыми соседями. Начало занятий --- в 9-00, время --- 8-30. До факультета добираться минут 15, но надо ведь еще мало-мальски привести себя в порядок. Все спят. Кто-то один вяло приподнимает над головой руку с часами, смотрит в них слипающимися глазами, потом рука бессильно падает вниз, а ее владелец издает тяжкий стонательный звук. Подобный же звук отвечает ему из противоположного угла. Я мысленно быстро соглашаюсь с ними, что можно еще подремать чуть-чуть.
 
  ...
 
   Время --- 8-40. Рука соседа поднимается еще более вяло, чем в первый раз, а стон --- еще более тяжел. Кто-то спрашивает: "Сколько?" --- "Без двадцати." --- "Успеем." --- "Ну, конечно, успеем," --- думаю и я.
 
  ...
 
  Время --- 8-45. Рука уже не поднимается, а стон --- душераздирающий. Кто-то опять спрашивает: "Какая первая пара?" --- "Вышка" (т.е. высшая математика) --- "А вторая?" --- "Линейка" (т.е. линейная алгебра). --- "Ну чего?" --- "Спим." Я уже почти соглашаюсь и с этим окончательным решением, но где-то на краю сознания рождается волевой импульс, который, буквально, выталкивает из кровати. Уже на выходе слышу: "Дашь потом лекцию списать?" --- "Ну ясное дело!"
 
 
 
  (2) Еще один ночной сюжет. Где-то около 12 ночи. Я готовлюсь к завтрашнему семинару по физике (уже заканчиваю). Вдруг вваливается одногруппник --- рубаха-парень, душа компании и умная голова: "У тебя можно конспект семинара посмотреть?" Точно знаю, что смог бы и сам подготовиться, но видимо времени не хватило. "Я еще не закончил, где-то через полчаса." --- "Ну и отлично, я попозже, вечерком зайду." Уходит. Потом до меня доходит, что 12 ночи --- это еще не "вечерок".
 
 
 
  (3) Однажды одна из наших отличниц пришла ко мне "проконсультироваться" по матанализу, что показалось мне странным, так как сам я отличником не был. Был какой-то тройной интеграл по симметричной области. Начинаю объяснять и по ходу соображаю, что несколько часов назад, я сам довольно долго решал нечто похожее. После короткого объяснения --- как решать, начинаю, уже по инерции проговаривать само решение и через несколько предложений получаю ответ. Наташа смотрит сначала в ответы в задачнике Демидовича, --- все верно, потом на меня, а взгляд такой сочувственно-жалостливый. Так родилась совершенно нелепая легенда...
 
 
  (4) Начиная с первого курса и практически до самого конца обучения я был свидетелем совершенно непонятного для меня и до сих пор явления --- это какая-то непримиримая и, подчас, совсем нешуточная борьба студентов моего (физического) и химического факультетов. Наши общежития стояли друг напротив друга. Как-то вечером слышустранный гул во дворе и какие-то выкрики. Открываю окно и вижу: наш вокально-инструментальный ансамбль "131" выставил колонки на улицу на первом этаже, а у химиков колонки выставлены на третьем. Видимо все разумные аргументы были исчерпаны и в ход пошли децибелы. И действительно, слышу:
  с нашей стороны --- "Химия --- не наука!"
 
  с их --- "Физика --- не наука!"
 
  с нашей --- "Убей химика --- и ты спасешь мир!"
 
  с их --- "Было у отца три сына --- двое умных, третий --- физик!"
 
  и.т.д. и т.п. в течении получаса.
   Это было мое первое "знакомство с проблемой". Затем я слышал и видел нечто подобное неоднократно. Апогеем же было следующее. Дело в том, что не только общежития, но и факультеты --- физический и химический --- стоят друг напротив друга. Почти что ровно посередине между ними стоит памятник отцу российской науки --- М.В.Ломоносову. Вот это "почти" и стало очередным предметом разбирательств: к кому же все-таки ближе? Решили мерить спичечным коробком --- чтобы поточнее. Мерили долго и основательно. Результат оказался таков: сам памятник (грубо говоря --- его центр масс) на пять коробков ближе к химфаку, но сердце М.В.Ломоносова на три коробка ближе к физфаку.
  Все это я был бы готов принять за шутку, если бы не произошли и другие события, о которых здесь лучше не упоминать...
  (5) Неотъемлемой частью жизни студентов физического факультета являлся (не знаю как сейчас) так называемый, "лом", а попросту говоря --- "организованное" спортивное многоборье, связанное с добычей билетов в Большой театр. Сам я никогда не "ломился", поскольку не обладал для этого необходимыми физическими данными, но мои друзья участие принимали и рассказывали следующее. Кассы, находившиеся где-то в центре Москвы в районе бывшей улицы Горького, открывались с восьми утра, поэтому на "лом" собираются с вечера. С собой берут тормозки, а также теплую (дело было зимой) и (главное!) крепкую одежду. Необходимо большое количество здоровых и сильных парней, иначе очень быстро "выломят." У касс вечером собираются студенты большинства ВУЗов Москвы и уже вечером там начинается предварительная подготовка и укрепление позиций. Причем важно не столько занять выгодную позицию --- поближе к окошечкам касс --- сколько удержать ее в течении ночи, и (главное!) --- утром перед открытием, так как попытки "проломиться" будут предприниматься со стороны враждебных ВУЗов всю ночь. Существует, как мне объясняли, несколько стратегий поведения, которые часто приводят к успеху. Если парней много и все --- крепкие, то, как говорится, "сила есть --- ума не надо": все решается примитивным физическим вытеснением одной массы студентов --- другой --- более сильной и многочисленной. Если же группировки примерно равны по числу, то отторгнутые от касс выстраиваются тупым клином, наподобие свиньи "крестоносцев", и пытаются резким совместным броском сначала "расколоть" ряды противника, а потом и "выломить" их. Если же отторгнутая группировка значительно уступает по числу, но превосходит по индивидуальной силе, то поступают следующим образом: крайних членов враждебного ВУЗа (пограничников), занявшего в данный момент позиции у касс просто вырывают из их окружения, и передают сверху друг другу по рукам, вынося его, таким образом, за пределы арены боевых действий и делая совершенно безвредным. Противник же, в свою очередь, держит своих пограничников вчетвером-впятером, иначе очередь дойдет и до внутренних слоев. "Лом" не обходится без порванной одежды, синяков и ушибов, иногда и крови, хотя в общем-то, все настроены дружелюбно, но и воинственно. Иногда вмешивается милиция, которая дежурит рядом всю ночь.
  Студент, не участвовавший в "ломе", считается каким-то неполноценным что-ли...
 
  (6) Типажи роскошной блондинки, которую интересуют только шмотки, деньги и поклонники и сутулого очкарика, которого интересуют книги, наука и духовные искания дают трещину. У меня лично есть несколько знакомых пар, у которых дела обстоят как - бы наоборот: блондинок интересуют высокие знания в мире горнем, а сутулые очкарики пробавляются среди благ цивилизации скорее где - то в дольнем мире. В начале 90 - х я активно занимался туризмом, а свободное от походов время туристы зарабатывали себе деньги на эти походы с помощью своего туристического снаряжения. По этим соображениям я попал в город Балкаш (он на озере Балхаш - юго - восток Казахстана). Мы должны были отремонтировать фасады зданий в городе, вися на своих веревках и орудуя малярными инструментами. Как то раз вишу я на своей веревке (жара и влажность запредельные были) и вижу, что сбоку от меня тоже кто - то висит. Присмотрелся - девушка, блондинка, круглолицая, симпатичная. "Эк, тебя занесло," - думаю. Даже жалко стало ее. Молча работаю, - в жару особо говорить не хочется. Через некоторое время она сама начинает разговор. Слово за слово... Выяснилось, что оба приближаемся к дипломной. Она спрашивает про мою тему, я с гордостью сообщаю, потом спрашиваю у нее, а она не отрывая взгляда от рыжей облезлой стены выдает мне: - "Биголоморфные автоморфизмы кэлеровых многообразий с дополнительными структурами". Моя веревка задрожала как струна - ну не ожидал! Получил урок на всю жизнь - внешность обманчива В том числе и у блондинок
 
 
  О студенческой жизни можно написать еще многое. Но теперь --- о моих преподавателях. Поскольку все они --- живы-здоровы и у меня нет возможности спросить их согласия на мой рассказ, то фамилий я не упоминаю.
 
 
  (7) Один из преподавателей матанализа отличался суперпунктуальностью. Выглядело все обычно так. Самый конец лекции, студенты уже, в общем-то, изнемогают. Он же довольно бодро продолжает: "...Рассмотрим функцию, непрерывную на сегменте [a,b] и докажем ее огра..." Тут звенит звонок и мел, буквально, выпадает из его рук. Сам он тут же поворачивается к аудитории и весело объявляет: "Перерыв!" Все уже догадываются, что следующая пара начнется со слова "... ниченность".
 
  (8) Как пример студенческой классификации преподавателей у нас ходил анекдот, который я впоследствии слышал и от студентов других ВУЗов про своих преподавателей. Я буду называть их А и В, оба --- преподаватели матанализа.
  Отличник сдает преподавателю А. Отвечает блестяще, но получает --- 3. На вопрос почему, получает ответ: "Матан большой --- что-нибудь да не знаете!"
  Двоечник сдает преподавателю В. Отвечает ужасно (скажем прямо --- молчит). Но получает тоже 3 и слышит при этом: "Матан большой --- что-нибудь да знаете!"
 
  (9) Преподаватель ММФ на консультации к экзамену посоветовал нам не слишком демонстрировать на экзамене свою ученость, так как реакция экзаменатора может быть непредсказуемой и привел пример из своей жизни. На вступительных экзаменах абитуриент, которому достался билет с вопросом о теореме Пифагора, начал свой ответ так:"Существует двадцать два доказательства теоремы Пифагора, из них я знаю только семнадцать!" Наш преподаватель мысленно удивился:"Хм, а я --- только четыре." В конце концов абитуриент получил 3. К слову сказать, я, к сожалению, так и не воспользовался на экзамене его советом, но это уже другая история...
 
  (10) На экзамене по теоретической механике наш преподаватель ставил только две оценки --- 5 и 2. У нас двоек не было.
 
  (11) В одной из многочисленных лабораторий механики я сдаю задачу по связанным колебаниям. Отвечаю --- так себе: не во всем разобрался, цельной картины процесса в голове нет, иногда правильный ответ не удается даже угадать. В конце отчета преподаватель спрашивает: "Ну так сколько же вам поставить?" Я, несколько удивленный, чисто механически говорю: "Пять", и тут же спохватываюсь краснея, так как ответ был на "3", если не сказать хуже. Преподаватель, до глубины души пораженный моей наглостью и непосредственностью, больше чем я его вопросом, что-то быстро ставит в практикантскую книжку и отдает ее мне в руки. Выхожу, заглядываю и глазам не верю: там действительно стоит "5"!.


Рецензии