В поэзии Японии больших форм нет...

«Каждое слово наделено духом, посему оратор либо истолкователь должен подбирать слова осмотрительно и изрекать их сообразно времени и месту, ибо воздействие, кое оказывает каждое слово, ясно и очевидно. Величайший речет: «Одно слово может быть подобно огню, другое — свету, и влияние как того, так и другого очевидно в мире сем. Потому просвещенный мудрец должен говорить прежде всего словами нежными, как молоко, дабы сии слова питали и наставляли чад человеческих и помогали им достичь высшей цели человеческого бытия — положения истинного понимания и благородства. Также Он речет: Одно слово подобно весенней поре — от него нежные ростки в розовом саду знания начинают зеленеть и цвести, другое же действует, словно смертельный яд. Предусмотрительный и мудрый будет говорить кротко и терпеливо, дабы сладость слов его помогла всякому человеку достичь того, что подобает его положению». (Бахаулла)

«Скажи: Речь человеческая есть сущность, предназначенная оказывать воздействие, и она нуждается в умеренности. Что до воздействия ее, условием сего будет чистота, каковая, в свою очередь, зависит от незапятнанности и отрешенности сердца. Что до умеренности, надлежит сочетать сие с тактом и умудренностью, как предписано в Святых Писаниях и Скрижалях». (Бахаулла)

«Любуясь прекрасным
Я жил как хотел.
Вот так и закончился год.» (Басё)

В поэзии Японии больших форм нет,   
Они там хокку или танку дружно пишут,
Поэт не будет буревестником побед,
Полит-позицию его никто не слышит…

Они опишут вам иль сценку, иль пейзаж,
Возможно, натюрморт с подтекстом и намёком…
Извивом мысли образуется коллаж,
Он будет ребусом, загадкой и уроком…

Вы не найдёте там ответы на вопрос:
Кто виноват и что вам с этим делать дальше?
Кому доверить разгребать проблемный воз?
Как обществом такой вопрос решался раньше?

…А наш народ шарады не привык решать,
Коль плохо, ясно что элита виновата,
Он не привык полит-намёки понимать,
Не будет он кричать тому, в ушах чьих вата…

Взбунтуется народ… попробуй усмири…
Уж лучше не вести к подобному исходу,
Ведь легче загодя понять, что при двери
И компромисс - дань уважения народу.

Поэт-трибун двоякую играет роль
Способен он помочь найти элите выход,
И разозлить он может коль, рассыплет соль
На раны публике, чтоб не сидела тихо…

В поэзии Японии больших форм нет,      
Там марсельезу – гимн восставших не напишут.
В Японии совсем другой менталитет,
Цветением там любят восхищаться вишен….      

(Генцелев А.Н. 31 января 2020 г.)


Рецензии