Схемы семи-строфных маэкудзукэ
Басе очень низко оценивал подобные произведения (когда они попадали в специальные сборники), потому что находил в них мало поэзии*. Но, есть мнение, что не будь Мацунага Тэйтоку — не было бы и самого Мацуо Басё.
("Школа Тэйтоку просуществовала до XIX века, выпустив более 260 сборников хайкай. Сам Тэйтоку, на первых порах ценивший исключительно поэзию вака и весьма пренебрежительно отзывавшийся о хайкай, к концу жизни пришел к мнению, что поэзия хайкай - это особый поэтический жанр, ничуть не уступающий по своему положению в литературе вака и рэнга. Тэйтоку и его ученики впервые разработали принципы поэтики хайкай, которая раньше не подчинялась никаким правилам. Главной особенностью хайкай Тэйтоку считал использование "комических слов" (хайгон), то есть вульгаризмов и китаизмов, употребление которых было запрещено как в вака, так и в рэнга. Особое значение он придавал также таким приемам, как энго и какэкотоба. Хотя установленные Тэйтоку правила касались прежде всего технической стороны стиха, но именно он и его последователи утвердили поэзию хайкай как занятие, достойное настоящего поэта, и способствовали распространению этого искусства по всей стране...." Т.Соколова-Делюсина)
Так вот, маэкудзукэ в школе Тэйтоку — это часто семистрофный свиток, когда начальную строфу предлагает наставник, а потом к нему вплетаются строфы по одной на сезон, а так же строфа про путешествия и строфа с темой любовь.
Я хочу немного погенерить вариантов схемы такой игры
1. весна, айсацу
2. путешествие
3. осень, луна
4. лето
5. любовь
6. зима
7. весна, агэку
1. осень, айсацу
2. лето
3. любовь
4. осень
5. зима, луна
6. путешествие
7. весна, агэку
1. зима, айсацу
2. зима
3. осень, луна
4. лето
5. путешествие
6. любовь
7. весна, агэку
1. лето, айсацу
2. осень
3. путешествие
4. лето, луна
5. любовь
6. зима
7. весна, агэку
Сейчас смотрю, можно было бы сезонные строфы повторить строфами с луной того же периода и не делать обязательным условием окончание свитка весной.
К примеру так:
1. осень
2. путешествие
3. осень, луна
4. зима
5. любовь
6. весна, цветение
7. лето, агэку
... Предполагаю, что после зимы трудно любовь выписывать. Похоже, что это первая схема, по которой я попробую писать доку-рэнга (рэнга, написанная одним автором).
Так тому и быть когда наступит наше время...
* Наталья Шефтелевич, Теория и практика искусства хайкай, стр 17
Свидетельство о публикации №123050104182