Маргарита, 84
Это как пророк, пришедший рассказать царю Давиду историю о том, как царь решил отобрать единственную овечку у крестьянина и просящий его рассудить. Не было предела праведному гневу царя Давида, пока не выяснилось, что речь идет о нем самом. Эта история не нова, и встречается также в Египетских мифах, где превратившаяся в красавицу Изида жалуется Сету, убившему ее мужа, что некий злодей убил ее мужа, насилует ее, забрал все имущество и хочет убить ее детей. Немедленно сюда этого злодея! Я убью его! - кричит Сет.
Все выглядит очень мило, пока не выясняется, что речь идет о нем самом.
***
Что можно здесь сказать? Десятки лет народ читает и смотрит фильмы о Маргарите, которая решила стать кровавой ведьмой, чтобы посетить полуночный бал у сатаны. Ее решение можно понять, так как бал действительно очень масштабный. Народищу будет, как говорит Коровьев... Вход бесплатный, так почему бы и не воспользоваться приглашением немца "с двойной В на визитке" (т.е. W), убийцы, отравителя и шпиона Воланда и не посетить этот самый бал? Понятно, что место проведения (ад) и вход через огненный камин немного смущают. Но зато какая честь!
Кстати, если верить часам Судного дня, то времени осталось очень мало. Уже почти полночь, так что пожалуйста, не опаздывайте.
Но я отвлекся. Написать о судьбе России пытался не только Булгаков. Все русские писатели использовали один и тот же прием, и он работал. И Пушкин со своим немцем Германом, которому очень везло и с тройкой, и с большой семеркой, пока он не срезался на черной пиковой даме (не путать с нефтью). Его потенциальная невеста очень печально закончила. И Островский. И "Вий" Гоголя. И Настасья Филипповна из Льва Николаевича "Идиота" Достоевского. И Анна Каренина, судьба которой уже была предсказана Достоевским.
Такова судьба, никому не дано изменить движение поезда по рельсам (т.н. парадокс вагонетки). И когда-то жестоко погибшая под поездом Аннушка неизбежно вызывает в будущем симметричную гибель Берлиоза (не композитор).
Но при чем здесь Аннушка, спросите вы.. Справедливо.
М.А.Булгаков назвал свою героиню-ведьму Маргаритой. Ее судьба, как т судьба великого города, детально изложена во второй половине романа "Мастер и Маргарита". Единственное, что не очень понятно, это зачем она посетила парад в годовщину пропажи своего любовника, сидя на скамейке напротив вечного огня в Александровском саду. И что за "Ба!" имел ввиду Азазелло. Но это еще можно понять.
Но зачем было устраивать такой бешенный погром в квартире критика Латунского?
Само собой, что критик Латунский заслуживал самой жестокой мести. Критиковать мастера - самая большая наглость, какую он мог себе позволить. Так, что никаких вопросов к идее уничтожить Латунского нет.
Но если Латунского не было дома, то зачем было громить его дом? Выбивать в этом доме все стекла молотком? Заливать его водой? Уничтожать всю квартиру в бешенном бардаке? Устраивать в доме пожар? И в чем провинился брошенный в этом доме ребенок? И где его родители? И вообще, что за человек в противогазе слонялся по дому?
И еще. Зачем Маргарита постоянно повторяла 84, 84, 84?
***
Вот нужный отрывок из главы "Полет" романа М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита".
"И неожиданно дикий разгром прекратился. Скользнув к третьему этажу, Маргарита заглянула в крайнее окно, завешенное легонькой темной шторкой. В комнате горела слабенькая лампочка под колпачком. В маленькой кровати с сеточными боками сидел мальчик лет четырех и испуганно прислушивался. Взрослых никого не было в комнате. Очевидно, все выбежали из квартиры.
— Стекла бьют, — проговорил мальчик и позвал: — Мама!
Никто не отозвался, и тогда он сказал:
— Мама, я боюсь.
Маргарита откинула шторку и влетела в окно.
— Я боюсь, — повторил мальчик и задрожал.
— Не бойся, не бойся, маленький, — сказала Маргарита, стараясь смягчить свой осипший на ветру, преступный голос, — это мальчишки стекла били.
— Из рогатки? — спросил мальчик, переставая дрожать.
— Из рогатки, из рогатки, — подтвердила Маргарита, — а ты спи!
— Это Ситник, — сказал мальчик, — у него есть рогатка.
— Ну, конечно, он!
Мальчик поглядел лукаво куда-то в сторону и спросил:
— А ты где, тетя?
— А меня нету, — сказала Маргарита, — я тебе снюсь.
— Я так и думал, — сказал мальчик.
— Ты ложись, — приказала Маргарита, — подложи руку под щеку, а я тебе буду сниться.
— Ну, снись, снись, — согласился мальчик и тотчас улегся и руку положил под щеку.
— Я тебе сказку расскажу, — заговорила Маргарита и положила разгоряченную руку на стриженную голову, — была на свете одна тетя. И у нее не было детей, и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва много плакала, а потом стала злая... — Маргарита умолкла, сняла руку — мальчик спал.
Маргарита тихонько положила молоток на подоконник и вылетела из окна. Возле дома была кутерьма. По асфальтированному тротуару, усеянному битым стеклом, бегали и что-то выкрикивали люди. Между ними уже мелькали милиционеры. Внезапно ударил колокол, и с Арбата в переулок вкатила красная пожарная машина с лестницей...".
****
Давайте попробуем задать этот вопрос ведьме Маргарите. Мы понимаем, что она не читала рассказ "Выстрел" Пушкина и ничего в этой истории не поймет. Особенно комментарий про то, как тяжело попасть Латунскому прямо в сердце.
Это из главы "Извлечение мастера".
"— Во что, смотря по тому, — резонно ответил Азазелло, — одно дело попасть молотком в стекло критику Латунскому и совсем другое дело — ему же в сердце.
— В сердце! — воскликнула Маргарита, почему-то берясь за свое сердце, — в сердце! — повторила она глухим голосом.
— Что это за критик Латунский? — спросил Воланд, прищурившись на Маргариту.
Азазелло, Коровьев и Бегемот как-то стыдливо потупились, а Маргарита ответила, краснея:
— Есть такой один критик. Я сегодня вечером разнесла всю его квартиру.
— Вот тебе раз! А зачем же?
— Он, мессир, — объяснила Маргарита, — погубил одного мастера.
— А зачем же было самой-то трудиться? — спросил Воланд.
— Разрешите мне, мессир, — вскричал радостно кот, вскакивая.
— Да сиди ты, — буркнул Азазелло, вставая, — я сам сейчас съезжу...
— Нет! — воскликнула Маргарита, — нет, умоляю вас, мессир, не надо этого.
— Как угодно, как угодно, — ответил Воланд, а Азазелло сел на свое место.
— Так на чем мы остановились, драгоценная королева Марго? — говорил Коровьев, — ах да, сердце. В сердце он попадает, — Коровьев вытянул свой длинный палец по направлению Азазелло, — по выбору, в любое предсердие сердца или в любой из желудочков. Маргарита не сразу поняла, а поняв, воскликнула с удивлением:
— Да ведь они же закрыты!
— Дорогая, — дребезжал Коровьев, — в том-то и штука, что закрыты! В этом-то вся и соль! А в открытый предмет может попасть каждый!"
***
Само собой, что ввиду полного отсутствия чего-либо в закрытом сердце, вряд ли в это сердце попадет даже Азазело. Я уже не говорю о герое рассказа "Выстрел" Пушкина.
Свидетельство о публикации №123050101410