Мятежный Париж
Распахнуты окна, крики и топот.
Наваждение, я вижу во сне Триумфальную арку, как будто в огне.
Из глубин поседевших веков,
Как когда-то на плаху... , давно
Поднимаются тени казнённых борцов,
Овеяных славой в романах Гюго.
Мятежный Париж, как ты в гневе хорош,
Марат, Робеспьер и юный Гаврош.
В баррикады, на площадь снова идёт,
В стычках не сломленный духом народ.
В кровавых закатах вечерней зари,
Когда в Сену фантомом ложатся мосты,
На город мятежный, неземной красоты,
Равнодушно глядит Нотр - Дамм - де Пари,
Безмолвный свидетель седой старины.
Свидетельство о публикации №123043003258
Но один залп тотчас покончил с попыткой государственного переворота и с самой революцией: эра толпы уступила место эре порядка, обеспеченного страхом.
На фасаде церкви Сен-Рош до сих пор сохранились следы от картечи как напоминание о том решающем моменте. Здесь Бонапарт был тем, кто послужил инструментом, и тем, кто от этого выиграл. За шесть лет до этого события старый генерал де Бройль советовал королю Людовику XVI использовать картечь. Но к нему не прислушались, и последовал крах. «Теперь, – как писал в своей эпической книге Томас Карлейль, – время настало, и пришел этот человек; и вот оно, смотрите! То, что мы называли Французской революцией, сметено и стало тем, чего больше нет!»
После Тулона и Дего вандемьер стал третьим общепризнанным успехом Бонапарта. И все эти победы принесли ему пушки. Грохот их стволов забросил его к заоблачным вершинам власти. Теперь он был командующим внутренними войсками…
Владимир Орныш-Полонский 01.08.2023 07:28 Заявить о нарушении