Две Марфы

     Памяти бабушки Марфы Прядеиной , прожившей в Ирбите  до 95 лет

У бабушки Марфы корова ,
Две дочери , четверо внуков .
Старушке - за девяносто . Здорова ,
Но слепа лет десять . Без стука
Вхожу я на кухоньку к Марфе ,-
К моей бабушки младшей сестре .
К ирбитской родне  всегда трафик
Детский : за молочным с утра быстрей ,
Елизарьевых , дом 45 ...

Баба Марфа продала корову ,
Мотоцикл Юрке куплен опять ,
Не лихачить ! - наш город прикован
Крепко к мотозаводу навек .
В галерее картинной есть Рубенс :
" Мария МагдАлина с сестрой Марфой " .
В этих женщинах так сложноват вес
С нашей бабушкой сравнивать , легче
На три пуда двух голландок Марфа .
Совпадение же имён случайное ,
А дородные бабы Европ - картинные ...
Жизнь в труде наших бабушек - факт
Не оспорить ...Вековая есть тайна
Для нас : двадцатый несли на руках
Наши бабушки , словно детушек ...
Елизарьевых , дом 45 ...

* П.П. Рубенс " Мария Магдалина с сестрой Марфой " ( 1615 г. ? )


Рецензии
Добрый день, дорогой Геннадий! Очень трогательное стихотворение и интересное сравнение самоотверженной русской женщины с её тёзкой - персонажем картины, авторами которой являются сразу три известнейших голландских художника:Рубенс, Ван Дейк и Якоб Йорданс. Наименование изображённых женщин голландками и европейками справедливо, поскольку еврейки времён Иисуса Христа вряд ли носили такие костюмы. Европейская живопись эпохи барокко характеризуется экспрессией и чувственностью. По сравнению с Андромедой, освобождаемой Персеем, Рубенса героини этой картины могут показаться даже довольно сухощавыми.:)Имя Марфа переводится как хозяйка, госпожа, домоустроительница. И евангельская Марфа была заботливой и хозяйственной, а не сидела , сложа руки, как персонаж картины, поэтому сравнение библейской Марфы и героини стихотворения всё же напрашивается. С персонажем Марии тоже вышла историческая путаница: Мария Магдалина из города Магдала, а сёстры Лазаря из Вифании. Ноги Иисуса умащали две разных женщины при разных обстоятельствах. Одна из них была не поименованная блудница, другая - сестра Лазаря. Их путают с третьей Марией, которая жила позже: Марией Египетской, которая не застала Иисуса, но приняла Его своим Спасителем. О ней известно, что она была блудницей, а о двух первых Мариях таких сведений нет. В стихотворении сравниваются скорее два духа времени: чувственный эпохи барокко и аскетичный начала прошлого века. Но справедливости ради нужно сказать, что сами по себе аскеза - не добродетель, а чувственность не порок. Пороком является лишь любая зависимость души, ума и тела от чего-либо, кроме Бога - любви и истины. Чувтвуется, что героиней этого стихотворения руководили именно эти идеалы, и гордость такой жизнью закономерна, а память о ней священна. Спасибо за тёплые и трепетные чувства от прочтения!

Аглая Культикова   24.07.2023 09:35     Заявить о нарушении
Дорогая Аглая ,
такая же почти картина с названием подобным находится в Вене и её считали единственной , но из Эрмитажа передали в Ирбит эту картину , стали реставрировать
и она оказалась лучше , чем из австрийского музея ,
Написана , конечно , не только Рубенсом .
Не у всех Марий были сестры Марфы , мне без разницы были они блудницы , не мне
осуждать . Я ради бабушки Марфы создал по наитию строки , она была ростом
примерно 150 см , слепая после восьмидесяти лет и всегда чувствовала что я , а не кто-либо другой заходит в её двор. Тепло её рук и обьятий словно греет мои воспоминания.
С уважением Геннадий

Ирбитский-Ницинский   24.07.2023 13:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.