Я спросил сегодня у менялы. Часть 15. На чём и как
Продолжаем наши размышления о пребывании Есенина в Закавказье. Ни каких-то «левых» поездов-пароходов-аэропланов-ишаков-верблюдов, ни контрабандистов на фелюгах, ни каких-то тайных перемещений за границу вместе с чекистами без оформления документов — ничего нет в предлагаемых нам сведениях о Есенине. Кому это всё надо?! Была дача в Мардакянах, пригороде Баку, под присмотром Чагина и всё. Остальное поэт довообразил. Под гостеприимным азербайджанским небом. Иногда, под не менее гостеприимным, грузинским. Помощники рядом были с воображением. Он же и сам талантливый, Персией бредил!
Обойти чьё-то излишне тёплое опекунство, помочь Есенину попасть в Персию без иллюзии, мог почти только один Блюмкин. И (или) его товарищи.
Тифлис и Батум почти не рассматривались исследователями в связи с Персией, как пути попадания в неё. А надо бы. Особенно Тифлис. Смотри у меня 6-ю часть, как тогда проходила железная дорога в Персию: Тифлис — станция Джульфа на границе — Персия (город Тебриз и т.д. на юг). Прямой дороги Баку — Тебриз не было (появилась в 1941 году). Попадаем по ж.д. только через Тифлис.
Нельзя принимать в расчёт только железную дорогу. Ходили ещё пароходы из Баку в сторону Персии в 1925 году.
Может, и ранее ходили… Вот:
«Кавказ и Меркурий», пароходное общество. Пароходное общество «Кавказ и Меркурий» Волга и Каспийское море. Пароходство обществ «Кавказ и Меркурий» и «Восточное» Волга и Кама: в навигацию 1914 года: ежедневно Рыбинск-Пермь, Рыбинск-Нижний-Астрахань-Баку-Красноводск-Персия. — [СПб.]: Тип. т-ва А.С. Суворина «Новое время», 1914. — [101] с.
На пароходе из Персии в Баку прибывал сотрудник посольства Василий Болдовкин.
http://esenin-lit.ru/esenin/boldovkin.htm
«…Прошёл почти год. Наступил май 1925 года. На пароходе я возвращался из Персии в СССР. В утренней бакинской дымке пароход подходил к причалу. На пристани небольшое количество встречающих людей. Каково же было моё удивление, когда среди встречающих я увидел улыбающееся лицо Сергея…».
Почему Василий Болдовкин пользовался пароходом, а не железной дорогой? — Рассмотреть расстояния до порта Энзели (После 1925 года на некоторое время стал называться Пехлеви. Пока был шах.).
Рассматриваем. От Баку до Энзели — 340 км по морю, потом по суше 30 км до Решта, ближайшего крупного города, потом от Решта до Тегерана — 240 км.
По железной дороге от Баку до Тифлиса (444 км), затем до Джульфы на границе (333 км), затем до Тебриза (95 км), затем до Тегерана (520 км).
Скорость парохода составляет примерно 35 км в час. Итого: из Баку до Энзели — порядка 10 часов на пароходе. И потом до Тегерана на авто — порядка 5 часов, если ехать со скоростью 50 км в час. Получается, всего дорога занимает 15–16 часов, если вас стразу встречает машина в порту Энзели, что, скорее всего, так и было с дипсотрудниками.
Теперь посмотрим, если железной дорогой. Всё расстояние от Баку до Тегерана — порядка 1400 км. Если нигде не останавливаться (что является крайне маловероятным), то время в пути — 28 часов, если двигаться со скоростью 50 км в час.
Выходит, к моему удивлению, что Василий Болдовкин был хитреньким благоразумным парнем, если пользовался пароходом. А я-то думал, что железной дорогой добираться гораздо лучше и быстрее в Персию.
Это лучше и быстрее, если иметь целью Тегеран, а не Тебриз, до которого от Тифлиса чуть больше 400 километров. Тебриз — город славный.
Википедия.
Тебриз — город с населением 1,4 миллиона человек у озера Урмия в Иране, административный центр иранской провинции Восточный Азербайджан. Расположен между вулканическими массивами Сехенд и горой Эйнали. В городе основной состав населения составляют азербайджанцы, после них следуют персы, курды и другие национальности. Население говорит, как на азербайджанском, так и на персидском языках. Четвёртый по величине город Ирана. Одноимённая железнодорожная станция (1916).
…1469–1501 — столица туркоманского государства Ак-Коюнлу. При Ак-Коюнлу Тебриз имел важное экономическое значение, он был перевалочным пунктом на Великом шёлковом пути. Немецкий путешественник Иоганн Шильтбергер писал, что доход шаха с Тебриза «превышает доходы могущественнейшего христианского монарха, потому что этот город — центр огромных торговых оборотов».
Около 1474 года город посетил Афанасий Никитин, упомянувший его в своих путевых записках «Хождение за три моря».
1501–1555 — столица государства Сефевидов, Тебриз становится одним из крупнейших культурных и экономических центров Среднего Востока.
…1826 — захвачен русскими войсками в ходе русско-персидской войны.
…25 августа 1941 года началась Иранская операция, и ВВС РККА совершили налёт на Тебриз. 26 августа Красная Армия заняла Тебриз. В городе располагался 442-й отдельный радиодивизион ОСНАЗ (в/ч 95960), который выполнял задачи радиоразведки. Спустя 3 года после советской оккупации 12 декабря 1945 года Тебриз стал столицей Демократической Республики Азербайджан, созданной при участии СССР и просуществовавшей до декабря 1946 года, когда Советский Союз вывел войска из Ирана.
Я: Тогда, после 1945 года, в Баку на некоторое время появились беженцы — иранские демократы, так их называли. Может, потом они и остались, но ассимилировались, и их как бы не стало.
Коротко приведу информацию, взятую из интернета, об упоминаемых в работе персидских городах. Информация, на мой взгляд, весьма интересна. Ведь в них мог побывать и Есенин, кроме вас.
Бендер-Энзели, ранее — Энзели — город на севере Ирана в провинции Гилян, административный центр шахрестана Энзели. Крупнейший иранский порт на берегу Каспийского моря, климатический курорт. По переписи 2006 года население города составляет 110 643 человек, большинство гилянцы.
В 1925–1980 годах город носил имя Пехлеви.
В годы Гражданской войны в России силами Волжско-Каспийской военной флотилии в городе была проведена военная операция по возвращению в Россию судов и военного имущества, захваченного белогвардейцами. Тогда же, в 1920 году, была провозглашена Гилянская Советская Республика, просуществовавшая до сентября 1921 года.
(Я: Вспоминаем, что Блюмкин и Есенин могли попасть в Персию со стороны Туркестана во второй половине мая 1921-го. Подходит по времени. Ещё была кое-где «советская власть».)
…С 1842 года по осень 1917 года российские корабли Каспийской флотилии постоянно базировались на острове Ашур-Ада и в порту Энзели. Советские корабли находились там в 1920–1921 и в 1941–1946 годах.
…Мол Энзели был построен с 1896 по 1914 годы, чтобы корабли и лодки не пострадали от волн моря. Сегодня он стал одним из самых любимых мест отдыха горожан и иностранных туристов, которые всегда делают здесь фотографии с видом на море. В последние годы мол был перестроен.
(Я: Не на этом ли моле встретились Апостол (Евгений Миронов), его жена (Дарья Мороз) и сын? — Ответ. Википедия. Съёмки сериала проходили в Серпуховском районе Московской области, Москве, Праге, ТУНИСЕ. В городе Кириллов, в Кирилло-Белозёрском монастыре, снимались сцены в диверсионной школе абвера.
Так это съёмки. А «на самом деле» действие, скорее всего, было в порту Энзели, так любимом русскими.).
Решт — город в Иране, центр провинции (остана) Гилян. Население — немногим более 620 000 жителей. Расположен на равнине к югу от Каспийского моря.
Город является крупным торговым узлом, за счёт близости к порту Энзели (30 км).
(Я: Энзели и Решт — два города на пути в Тегеран, если следовать по морю из Баку.)
…Весной 1668 года струги Степана Разина, совершавшие разбойничий поход по шахским владениям в Каспийском море, подошли к Решту. Правитель города Будар-хан, знавший о набегах казаков, окружил их и отрезал от моря, но затем разрешил Разину отправить послов к шаху, а казакам торговать на базаре. После того, как разинцы разграбили винный погреб, местные солдаты и горожане устроили им засаду. С большим трудом, оставив убитыми на улицах Решта более 400 человек, казаки вырвались из города, отбили свои струги и ушли в море…
Я: «И он мощною рукою обнял персиянки стан…».
…Решт и провинция Гилян вместе с Азербайджаном многократно занимались русской (а затем советской) армией (после войны с Персией в 1723–1736, потом в 1909–1912, 1915–1918, 1920–1921, 1941–1946). Здесь же была основана Персидская Советская Социалистическая Республика (1920–1921)…
В настоящее время Решт является крупным индустриальным городом. Высоко развит туризм, благодаря наличию множества достопримечательностей и богатой истории города.
На улице Пасдаран, 82 в городе находится генеральное консульство России.
Город известен колоритным старым базаром.
Я: Вот так, вслед за Афанасием Никитиным, Степаном Разиным, может быть, и Сергеем Есениным мы прошлись или пробежались по персидским городам. А Тегеран? Ведь в 1924–25 годах он был основной целью Есенина, наиболее часто упоминаемой!
Далее Википедия о Тегеране.
Тегеран — столица и крупнейший город Ирана и один из крупнейших городов Азии. Административный центр одноимённого остана, политический, экономический, транспортный, торгово-финансовый и культурный центр страны. Город расположен на севере страны у подножья горного хребта Эльбурс, в 90 км к югу от побережья Каспийского моря.
(Я: Всего-навсего 90 км от моря. На приличной высоте — 1200 м).
Население Тегерана с пригородами (Большой Тегеран) превышает 13 млн. человек. Тегеран отличается чрезвычайным разнообразием национального и конфессионального состава. Основу населения города составляют персы, азербайджанцы и мазендеранцы. Основная религия — ислам. Кроме того, в Тегеране присутствуют крупные национальные и религиозные меньшинства — армяне, ассирийцы, курды, евреи, бахаи, зороастрийцы.
…Толчком к возвышению Тегерана как политического центра стало разрушение монголами Рея в 1228 году. Жители разрушенного города устремились в почти нетронутый Чингисханом Тегеран.
…Около 1469 года исторический пригород Тегерана — город Рей — посетил Афанасий Никитин, упомянувший его в своих путевых записках «Хождение за три моря».
…В 1925 году в результате военного переворота при поддержке британцев государство возглавил Реза Пехлеви (который позже переименовал государство в «Иран»).
Во время Второй мировой войны в Тегеран из СССР бежало несколько тысяч польских заключённых, освобождённых из лагерей Сибири и Казахстана. Они осели в Тегеране и основали в городе Польское кладбище.
В 1943 году в Тегеране проходила международная конференция глав правительств трёх союзных держав антигитлеровской коалиции — СССР, США и Великобритании, на которой были определены примерные сроки открытия Второго фронта.
На Конференции были также объявлены гарантии независимости и территориальной целостности Ирана после окончания войны.
…При Мохаммеде Пехлеви, последнем шахе, многие древние постройки старого города были уничтожены, так как шах полагал, что им не место в современном Тегеране.
(Я: Перестройка Тегерана пришлась на 60-е годы, так что Сергей Есенин мог ещё насладиться всласть стариной. Если, конечно, он был там.).
…8 сентября 1978 года в Тегеране, как и во всём Иране, начались демонстрации противников шахского режима…
…16 января 1979 года шах, не в силах противостоять демонстрантам, навсегда покинул Иран, а 1 февраля миллионы тегеранцев встречали опального имама Рухоллу Хомейни, высланного из страны 15 годами ранее.
…11 февраля отмечается в Иране как День победы Революции.
…Тегеран является крупнейшим персоговорящим городом в мире.
Второй по распространённости язык — азербайджанский.
Кроме того, существуют общины курдов, гилянцев, луров, белуджей, туркмен, арабов, армян, ассирийцев.
…Подавляющее большинство жителей Тегерана — шииты, они составляют 96 % населения.
В Тегеране проживает довольно крупная христианская армянская диаспора, которой правительством позволено производить вино и употреблять его «в культовых целях», чем нередко пользуются остальные горожане, поскольку надзор за соблюдением исламских законов со времени Революции 1979 года заметно ослаб.
…Цикл стихов Сергея Есенина «Персидские мотивы», где, в частности, описывается, как он «синими цветами Тегерана лечил былую рану в чайхане», — также своеобразная «выдумка»: Есенин никогда не был в Тегеране, а цикл стихов «Персидские мотивы» был написан им в пригороде Баку — Мардакянах.
(Я: Вот так. Википедия о Тегеране вслед за Чагиным повторяет: Мардакяны и только — родина «Персидских мотивов». Видите, как вбита эта информация в головы авторов?! Напоминаю: из 15 стихотворений «Персидских мотивов» только последние 4 написаны в Мардакянах. Почему же нас в разное время и в разных местах прямо отгоняют от других версий? Не зарыта ли здесь кое-какая собака? Ну, если вы говорите только правду, то почему врёте про Мардакяны как единственную родину мотивов, когда это довольно легко опровергнуть?!).
…В Иране веками производили и употребляли опиум. В 1949 году 11 % населения Ирана употребляло наркотики; в самом Тегеране их употребляли 1,3 млн человек.
…Сам Тегеран расположен на одном из основных путей наркотрафика из Афганистана и Пакистана на Запад. Основные пути идут через провинции Хорасан и Систан и Белуджистан, через Тегеран, далее в Турцию и на Балканы…
Я: Вот, коротко всё о Тегеране и других персидских городах. Интересные города. Сказочная страна — Персия. Как бы попасть в неё Сергею Есенину?
ПОЕЗДА… ПАРОХОДЫ… ЛЁТЧИК? Иногда.
Уже летали экзотические аэропланы, которые залетали и в Персию. Только откуда и куда? Или для Якова Блюмкина не было преград?!
Вот ссылка. http://mskavia.ru/istoriya-aeroporta-2/
20 октября 1910 года в городе Баку произошло грандиозное событие, впервые жители города стали свидетелями взлёта самолёта. Полет был осуществлён известным авиатором России Сергеем Уточкиным на аэроплане системы «Фарман».
В 1923 году первый самолёт типа «Юнкерс», принадлежащий Акционерному Обществу «Закавиа» был доставлен для гражданской авиации Азербайджана и 2 апреля этого года совершил первый полет. Учредителями вышеотмеченного общества явились управления «Муганское Мелиорационное Строительство», «Каспийское Морское Пароходство» и «Азнефть». Самолёт выполнял аэрофотосъемочные работы, срочную доставку грузов и материалов, а также почтовые перевозки.
В августе 1923 года на самолёте «Юнкерс» был осуществлён полет по маршруту Баку-Тифлис (Тбилиси)-Баку.
В 1925 году произошло объединение Азербайджанской и Грузинской авиации, что создало условия для экономического сотрудничества двух республик. В 1925 году был построен аэропорт в посёлке Кишлы и создана «Воздушная станция «, занимающаяся почтовыми, грузовыми и пассажирскими перевозками. Обмен информацией о взлётах и посадках самолётов между аэропортами осуществлялся посредством телеграфа.
Я: Скорее всего, в 1920 году, когда находился в Закавказье (Баку-Тифлис), Блюмкин добирался до Персии поездом, а в 1921 году (Туркестан) Блюмкин ездил по Персии в автомобиле. С той стороны железных дорог почти не было в Персии.
А в 1924–25 годах, когда надо было попасть в Персию из Закавказья?
Вот ещё источник: Ближневосточный клуб ИСАА МГУ. Я: Спасибо им за приведённые новые сведения, дополняющие и исправляющие ранее мною изложенные!
https://vk.com/middleeastclubiaas
…Так, история авиаперевозок в Иране начинается в 20-х гг. XX в., когда Реза-хан, будучи военным министром, а впоследствии и шахом, задумал создать иранские ВВС. Такая необходимость в военных самолётах была обеспечена во многом нестабильным положением страны, сепаратизмом и постоянными мятежами (особенно племён).
Миссия по приобретению военных самолётов началась в 1922 году, когда правительство Ирана обратилось к администрации США в попытке договориться о покупке американских военных самолётов, а также подготовке пилотов и технического персонала, однако американцы отклонили эту просьбу. Иран обращался и к другим странам, таким как Германия, Бельгия, Россия, Франция; в конце концов, первым самолётом, приобретённым иранским правительством, стал немецкий Junkers F.13; в 1923 году было куплено ещё 2 самолёта. В то время Junkers F.13 считался одним из лучших военных и транспортных самолётов.
…Одним из первых иранцев, получивших образование пилота за границей, стал Ахмад-хан Нахджаван (Нахичевани). Нахичевани получил почётное звание первого пилота Ирана, а впоследствии был назначен военным министром.
Далее вставка из Википедии об Ахмад-хане (1893-1967).
Ахмед-хан родился в 1893 года в азербайджанской семье в городе Тебриз (Иран) и был старшим сыном Али-хана Нахичевани. Он принадлежал к известному и влиятельному нахичеванскому клану Кенгерли, давшему Азербайджану множество выдающихся личностей — политиков, историков, учёных…
Ахмед-хан Нахичевани учился во Франции. По окончании школы он занимал в Тегеране различные малозначимые посты. Всё это время оставался близким другом Мохаммеда Реза Пехлеви. Был помощником принца. Между принцем и Ахмад-ханом установились близкие дружеские отношения…
Я: Ахмад-хан, почётный первый пилот Ирана — азербайджанец. Наверное, в связи с этим, между Ираном и Закавказьем было легче установить воздушное сообщение.
Продолжение из Ближневосточный клуб ИСАА МГУ. Я: Спасибо им!
https://vk.com/middleeastclubiaas
…Дело в том, что компания Junkers в межвоенный период активно развивала производство как военных, так и гражданских самолётов; в 1924 году особое подразделение, занимавшееся планированием и организацией новых авиамаршрутов, а также надзором за другими авиалиниями, связанными с Junkers, было преобразовано в авиакомпанию Junkers Luftverkehr. Фирма Junkers собирала самолёты и в СССР на заводе в Филях; однако в качестве авиакомпании там не реализовалась, поэтому всё внимание немцев было сосредоточено на Иране.
В сентябре 1924 года руководство Junkers связалось с правительством Ирана с предложением открыть почтовые службы между Баку и Бендер-Энзели.
(Я: И Есенин приехал в Баку в сентябре 1924-го! Напоминаю: от Энзели до Тегерана всего 270 км.).
Хотя это предложение всё ещё находилось на рассмотрении иранского правительства, Junkers начал экспериментальные внеплановые полёты между Баку и Тегераном. ПЕРВЫЙ ПОЛЁТ СОСТОЯЛСЯ 20 ДЕКАБРЯ 1924 ГОДА.
Я: В это время (с 07.10.24 по 25.02.25) Есенин находился в Тифлисе или Батуме. Надо смотреть Хронологию. Всё очень близко. Правда гуляет где-то рядом. Вот аэроплан, вот Персия, вот Есенин. И почему-то он одним из первых узнаёт о летающих в Персию аэропланах! Вспомним хотя бы воспоминания В. Качалова о Есенине и Баку (см. у меня 13-ю часть, там начало 1925 года и аэропланы). Ведь только-только начали летать. Это означает только одно: Есенин и люди, пользующиеся тогда аэропланами в Закавказье, существовали совсем рядом друг от друга. Есенин и чекисты. Блюмкин? Берия? Багиров? (Я ещё не знал о Могилевском. См. у меня часть 17.)
Из приведённых выше сведений следует, что аэродромы и Баку, и Тифлиса в 1924–25 годах существовали как два, примерно равные по техусловиям, объекта, то есть, в Персию Есенин мог полететь как из Баку, так и из Тифлиса. Не забываем также, что Есенин уже однажды (?) воспользовался услугами воздушного транспорта — вместе с Айседорой Дункан, выезжая в Европу в 1922 году, начал с воздушного путешествия Москва – Кёнигсберг.
В части 13 выдвинул версию тайного полёта Есенина из Москвы в Баку в феврале-марте 1924 года.
Итак, пароходы, поезда, аэропланы. Оказаться в Персии было возможно, воспользовавшись этими видами транспорта. Если не пешком или вплавь.
Будучи в Батуме, Есенин подумывал о контрабандистах и Турции. Пока предполагаю, что в Турции Есенин не был. Но это совсем другая история.
Конец 15-й части.
Свидетельство о публикации №123042905656