Мартину Идену, не обретшему

Мучился Главный Герой: заработать, прорваться, пробиться!
Встретив земную любовь, над собой пожелал возрасти.
Так, мы друг другу лишь путь, лишь призыв-мотивация-стимул.
Мучься, Заглавный Герой! Ты ведь ценность чрез цель обретёшь.

Много месяцев слушаю эту книгу, тяжело она мне идёт, потому что герой – материалист.  Я ещё не дослушала, но уже знаю, что конец его был печален. Но мне его жаль. Может быть, социализм и спас бы его, в обществе всё же веселее, хоть и в материалистическом. А для индивидуалистов – только духовный путь, иначе жизнь тебя перемелет.
Мартину нужно было всего лишь посмеяться над теми людьми, прибежавшими угождать ему, знаменитому, и ничем не помогшими безвестному. Философски подумать, что вот, таковы люди. И в любви он разочаровался. Это очень тяжёлое бремя. Всё же для любви совершал, а девушка оказалась обычным земным созданием. Но нужно было просто дальше учиться, и не было бы разочарования достижения. Учёба – это вечная цель.

25 апреля 2023

Вот я и дослушиваю финал... Да, это не синдром достигнутого, как вывели психологи, привёл героя к гибели, а до этого к чувству пустоты. А потеря цели. Всё же делалось ради завоевания любимой женщины, которую он посчитал неземной, а она оказалась совсем обычной. Удар - потеря любви и тоска. "Зачем всё было?". Такое очень непросто пережить. Хоть Мартин и чужд мне своим материализмом, мне нравится его желание развиваться, думать, достигать, и его великодушие, он ведь добрый и щедрый человек. Так ведь он ничего не достиг: любви, главного своего не достиг, а психологи пишут, что это "расстройство достижения". Он же трудился, возрастал и писал только ради любви. Потеряна цель -  и смысл жизни потерян. То же, что я написала в последней строчке - ценность через цель - термины сторрителлинга, который я сейчас изучаю. Это светлый путь, но для него нужно поставить в центр своей вселенной себя, а не другого человека. Сам ты есть у себя всегда. А любовь должна быть такой, как у Данте, умозрительной. Тогда она ведёт к духовным богатствам. Но уже в эпоху Возрождения культ служения прекрасной даме был потерян. А говорят - плохое средневековье! Не бывает плохих эпох, каждая своё духовное богатство создаёт. Рыцарство и служение недоступной и прекрасной любви, пусть и платоническое ( а земные жёны и дети - это другое, телесное, бытовое и низкое). Мартин, хоть и грубый матрос, но в душе рыцарь. А главное - он великодушный.
Как всегда, от сострадания, мне хочется спасти, даже литературного героя. А главное -  я его очень хорошо понимаю.

Роман хорошо показывает как выйти из ситуации, в которую загнал себя главный герой. Там есть несколько петель, в которые он попадает. Его чувство после признания Руфи, что она не останется с ним ( хотя отношения и так не очень клеились), потому что он стал социалистом и "опозорил" её - ВСЁ КОНЧЕНО. Закономерное и понятное чувство, когда любовь была целью и маяком. Но следующая за тем депрессия была подкреплена выводом "любящей Лиззи" о том, что Мартин болен. Тогда и Мартин сам себе стал говорить "я болен", это как бы оправдывает состояние. Он, борец, перестал бороться за себя самого. Нужно было бы лишь смириться с этой депрессией и пожить в ней. Она прошла бы сама, особенно если бы он доехал на острова. И нужно было бы перестать плохо думать о людях. В романе постоянно мелькают слова, делящие людей на классы ( социализм автора), буржуазный - значит априори испорченный. Мартину нужно было применить навыки философского мышления и подумать о том, что человек, даже буржуазный, сложное и разнообразное существо.
Нужно было бы сказать себе: "Я не болен, я просто устал от перенапряжения жизни, и теперь буду отдыхать, наслаждаясь красотой прекрасной природы". Деньги ведь ему судьба послала для того, чтоб он отдыхал и наконец-то просто жил.
Очень жаль Мартина. И всё время хочется сказать: вот так вот Ницше и сам сошёл с ума и других свёл. Ницшеанство - это вот такие последствия презрения к людям и пустоты, хотя культурологические изыскания его хороши. Нужно воспринимать и Ницше - до его собственной развилки. Ведь вторая и последняя петля Мартина - это презрение и потому отчуждение от людей.
Вот я читаю о Леонардо каждый апрель. "Приступы невероятной активности, сменяемые долгими часами созерцания и раздумья" - так он работал. Так ведь это природа психики биполярной. Нужно лишь быть в гармонии с собой в своём, кажущимся пустым, созерцании. Даже если оно длится долго, быть может и до конца жизни. Не всё же быть активным и гореть. Особенно если не из-за чего. Созерцание тоже даёт свои плоды.


Рецензии