Карен Шахназаров и Владимир Высоцкий

    Кинорежиссер, сценарист, продюсер, Народный артист России (2002), генеральный директор Киноконцерна «Мосфильм» (с 1998 г.), лауреат и обладатель множества премий и наград – как кинематографических, так и государственных, Карен Шахназаров (1952 г. р., г. Краснодар), автор фильмов «Шире шаг, маэстро!» (1975, короткометражный, дипломная работа во ВГИКе, мастерская И. Таланкина), «Добряки» (1979), «Мы из джаза» (1983), «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Курьер» (1986), «Город Зеро» (1988), «Цареубийца» (1991), «Американская дочь» (1995), «Яды, или Всемирная история отравлений» (2001), «Всадник по имени Смерть» (2004), «Палата № 6» (2009), «Белый Тигр» (2012), «Анна Каренина. История Вронского» (2017) и других, был знаком с Высоцким и в юности неоднократно встречался с поэтом и актером.
    Карен Георгиевич почти в каждой своей беседе с журналистами вспоминает о знакомстве и некоторых эпизодах своего общения с Владимиром Семеновичем.
    В интервью «Российской газете» (24 января 2008 г., С. Альперина, «Если бы Высоцкому исполнилось 70. 25 января Владимиру Высоцкому исполнилось бы 70 лет») мастер признавался: «Я не могу сказать, что был близко знаком с Высоцким. Мой отец одно время был дружен с ним. (Георгий Хосроевич Шахназаров – общественный и политический деятель, почти четверть века работал в Международном отделе ЦК КПСС, помощник Ю. Андропова, а затем – М. Горбачева. – А. С.) Я тогда учился в 10-м классе, мне было 15 лет, когда отец попросил меня отвезти в больницу Володе Высоцкому блок сигарет «Кент», которые он с трудом достал. Сигареты в то время достать было сложно, но отец сделал для своего приятеля невозможное.
    И вот мы с другом поехали. Володя вышел в пижаме, тапках, взял блок сигарет и сказал мне: «Спасибо, ты меня очень выручил!»
    Песнями его тогда я не увлекался – наше поколение больше интересовалось рок-музыкой. «Роллингами» и другими. Он мне больше нравился как актер. И, мне кажется, была у него неиспользованность в кино. Я уже ВГИК окончил, встречал его на студии, и он говорил мне: «Ты сними меня, Карен». Я и действительно думал, как и где его снять, ведь он как актер нравился мне гораздо больше, чем как певец. А когда я начал снимать, он умер…»
    Фотограф Театра на Таганке Александр Стернин: «Карен Шахназаров вспоминал, что его папа послал через Карена Володе кентовские сигареты (тогда страшный дефицит). И Карен поехал к нему на Грузинскую, отвез». (М. Райкина, «"Высоцкий был тот еще кадр". «Личный фотограф» поэта Александр Стернин: "Владимир Семенович не давал себя снимать случайным людям"»: интервью, «Московский комсомолец», 20 июля 2010 г.)
    О передаче сигарет вспоминает и мать режиссера Анна Шахназарова: «Однажды он (Высоцкий. – А. С.) надолго лег в больницу и никак не мог достать «Винстон», а он курил только эту марку сигарет. Георгий достал где-то пять блоков «Винстона», и Карен, который тогда был еще студентом, бросал сигареты Володе через забор. Не помню точно, какая больница, но какая-то психиатрическая». (В. Перевозчиков, «Владимир Высоцкий. Только самые близкие» (2017), глава «Анна Шахназарова».)
    В феврале 1968 года Владимир Семенович проходил лечение в санаторном отделении Московской психиатрической больницы № 8 им. З. П. Соловьева.
    В программе «"Шаги к успеху" с Алиной Кабаевой» (ТВ-5 Петербург), вышедшей в эфир 11 июля 2010 года, Шахназаров признается:
    «– Я тогда был юношей и даже записывал его (В. Высоцкого. – А. С.).
    – А записи сохранились?
    – Да, надо будет как-нибудь заняться ими. Осталось несколько катушек. Что интересно: помимо песен, которые Владимир Семенович исполнял, он ведь еще и комментировал их. Перед каждой песней был какой-то интересный рассказ или комментарий».
    Карен Георгиевич продолжает вспоминать: «Высоцкий приходил, пел у нас дома. Мне было 14 лет – я его записывал на магнитофон «Комета». Все хочу найти эти записи. Конечно, он пел примерно те же песни, которые все знают, но это же была живая интонация. А потом было застолье, он что-то говорил, менял слова в песнях, то есть все было немного иначе, чем на пластинках». (Интернет-сайт «Sostav.ru» sostav.ru, 2 февраля 2011 г., «Карен Шахназаров. Режиссер-диктатор российского кино».)
    Наиболее подробно о Высоцком, встречах и общении с ним Карен Георгиевич рассказал в интервью, данном накануне своего 60-летия журналу «Итоги» (№ 27, 2 июля 2012 г., А. Ванденко, «Везунчик»):
    «– Папа долго дружил с Любимовым. Юрий Петрович частенько заглядывал к нам с Людмилой Васильевной Целиковской. Круг друзей у родителей был художественный. Устраивались шумные застолья, где собирались театральные люди, художники. У нас бывал Владимир Высоцкий. В то время, когда Таганка гремела и туда билетов было не достать, нас на все премьеры приглашали. Отец работал в ЦК, мог достать билеты в Большой театр. Я постоянно туда ходил. Это же как-то сказывается на формировании личности. А иногда после спектакля приходил Высоцкий, приносил гитару…
    Никак не найду бобины с записями тех кухонных концертов. По идее должны лежать где-то дома, но не доходят руки разобрать завалы. Хотя есть вероятность, что записи разрушились от времени, пленка превратилась в труху. Жаль, если так. Я сам записывал на магнитофон «Комета». Во-первых, Высоцкий не только пел, за столом шел разговор, из уст умных и известных людей звучали нетривиальные мысли. Во-вторых, Володя иногда сворачивал с проторенной дорожки и импровизировал под гитару.
    – Вы звали его по имени?
    – Он сам так представлялся. Не любил, если обращались по отчеству. Да этого никто тогда и не делал. Высоцкий был молодым человеком в районе тридцати, это мне, пятнадцатилетнему, он казался взрослым, фактически же в папиной компании почти все превосходили Володю по летам. Он хорошо ко мне относился. Помню, как возил ему сигареты Marlboro, которые отец доставал через ЦК. Продукция американской табачной промышленности периодически появлялась в свободной продаже, говорят, какая-то братская социалистическая страна рассчитывалась ею с Советским Союзом за долги. Не знаю, правдива ли версия, но при желании сигареты в Москве отыскать было можно. Если не в магазинах, то в барах и ресторанах. В ЦК Marlboro продавали чаще, вот папа и покупал их для Володи, а я отвозил. Однажды даже в больницу. Со временем Высоцкий стал реже бывать у нас дома, но мы сталкивались в коридорах «Мосфильма». Я уже окончил ВГИК, работал ассистентом режиссера на студии. При встрече Володя полушутя-полусерьезно говорил: «Карен, не забудь позвать в новую картину». Конечно, я обещал, но не довелось… Высоцкий сознавал, что не до конца востребован как актер, ведь, по сути, единственная большая роль в фильме «Место встречи изменить нельзя» случилась незадолго до смерти… О Володе у меня остались наилучшие воспоминания, он был искренним, добрым человеком, это чувствовалось на расстоянии. Как говорится, ребенка не обманешь…
    От Высоцкого исходила волна тепла, он сразу располагал к себе».
    «Комсомольская правда» в номере от 25 января 2018 года в заметке «Высоцкий мог убить Юрия Никулина в "Андрее Рублеве"» информирует читателей: «Уже став профессиональным актером, Высоцкий мог навсегда остаться на пленке культового фильма Андрея Тарковского «Андрей Рублев», который снимался во Владимире и Суздале в 1966 году (в 65-м. – А. С.). Хотя сам актер претендовал на Рублева, в итоге Владимиру Семеновичу была отдана небольшая роль предателя – княжеского сотника Степана, залившего в Успенском соборе расплавленную смолу в глотку монаху-ключарю Патрикею, герою Юрия Никулина.
    С юности близко друживший с Тарковским Высоцкий успешно прошел пробы, есть несколько его фотографий «в образе» – с бородой и в кафтане. Но дальше что-то пошло не так, на съемки он уже не поехал, и роль сыграл другой актер – Николай Граббе».
    Карен Шахназаров комментирует: «Чувство нереализованности в кино у него (В. Высоцкого. – А. С.) было. Фотопроб, знаете, их тысячи может быть. Это ничего не значит. Может он там был у Андрея Арсентьевича, посмотрел, ну по каким-то причинам он либо не подошел, либо, кстати, может быть ему предложили какую-нибудь, не знаю, что это за роль сотник-то. Может она – эпизод, а он не смог из театра отпроситься». (Док. фильм «Владимир Высоцкий. Не сыграно, не спето», а/с С. Музыкова, реж. Ф. Сурков, ООО «Студия 8», 2014 г.)
    В интервью журналистке Татьяне Шадриной (программа «Разбор полета», Радио «Эхо Москвы», эфир – 23 февраля 2015 г.) Карен Георгиевич вновь не мог не припомнить о поэте и общении с ним…
    «К. Ш.: У меня папа, мама обожали кино, театр, кстати, театр – в больше степени, – живопись. И такие были очень активные. Они дружили тогда с Эфросом, Любимовым. У нас приходил домой Юрий Петрович Любимов, Высоцкий пел. Я его записывал еще мальчиком на катушечный магнитофон. И, конечно, эти разговоры про театр, про кино – это, конечно, видимо, мне крышу, как говорит молодежь, снесло.
    Т. Ш.: Я вот пытаюсь себе представить ситуацию, при которой у нас дома появляется Владимир Семенович Высоцкий и поет под гитару – конечно, сносит крышу!
    К. Ш.: Тогда это, надо сказать, немножко по-другому. Во-первых, это сейчас он уже очевидно занял место классика. Но тогда он был, в общем, хотя мне, конечно, лет 15 было, 14 – для меня он был взрослый. Но на самом деле ему было, наверное… 30 может быть, не было, лет 30. Он был молодой актер, который пел песни, которые были популярны, но еще такой славы не было. А актерской славы у него вообще не было в тот период.
    И, кстати, потом я уже, окончив ВГИК, его встречал на «Мосфильме» несколько раз. Он мне говорил: «Ты меня обязательно, Карен – вот ты будешь снимать фильм – ты мне роль какую-нибудь хорошую… Я хочу у тебя так сняться». У него был, мне кажется, определенный комплекс по этому поводу. Он был, конечно, недовостребованный в кино. Скорее, его звездный час, мне кажется, действительно совпал с «Место встречи изменить нельзя», когда он раскрылся, его раскрылось дарование актерское в полной степени. Но, к сожалению, он практически он быстро после этого умер. И, я думаю, что если бы он не умер, он сыграл бы, конечно, в кино очень важные, очень значительные роли.
    То есть я имею в виду, что немножко я тогда по-другому. У меня не было ощущения: О! Высоцкий! Я ему сигареты возил в больницу, знаете. Мой папа достал ему два блока «Кента», что ли, или он там курил «Винстон». Мой отец говорит: «Ты сгоняй к Володе». Он где-то лежал в больнице. Мы с другом поехали куда-то в больницу, передавали сигареты. Так что был такие… можно в мемуары вставлять уже.
    Т. Ш.: Вообще, история интересная, конечно».
    11 апреля 2016 года режиссер был гостем программы Радио «Серебряный дождь» «Отцы и дети». И здесь ведущие не забыли Карена Георгиевича расспросить о домашних посиделках с Владимиром Семеновичем. Помимо этого Шахназаров рассказал о том, что его мать Анна Григорьевна, занимаясь дипломной работой, записывала репетиции спектакля «Гамлет» на Таганке (она была театроведом и окончила ГИТИС)!
    «Карен Шахназаров: Мама, кстати, писала диплом, она была на спектаклях Любимова – «Гамлет», очень смешно было…
    Фекла Толстая: Тот самый «Гамлет» с Высоцким?
    К. Ш.: Тот самый «Гамлет» с Высоцким, и она записывала, как они репетировали, это очень смешно и интересно…
    Ф. Т.: Это не издано еще?
    К. Ш.: Нет, это не издано, это у нас лежит, надо, кстати, найти. Интересно еще просто потому, что она просто записывала буквально: как, что Высоцкий говорил, что Любимов говорил… Например, Высоцкий говорил: «Юрий Петрович, я хочу бросить ей, как собаке, кость!» Он говорил: «Володя, что ты говоришь, какой собаке, какая кость?!» – до невозможного смешные фразы. Отец дружил и с Высоцким, и с Любимовым.
    Михаил Козырев: Я прочитал где-то, что они и в гости к вам приходили…
    К. Ш.: Да, приходили в гости, я лично Высоцкого записывал на магнитофон старый, у меня записи тоже сохранились.
    М. К.: Да вы что, бобина есть какая-то, магнитная пленка?
    К. Ш.: Да, я не знаю, сохранилась ли она, но должна лежать. Меня все Никита Высоцкий просит. Потому что, конечно, он пел песни все известные, но, поскольку это была компания, тем более, они и выпившие были, он пел-то их по-другому! Многие песни он пел, меняя слова, то есть немножко аутентичные, вставляя свои комментарии.
    Ф. Т.: Вообще, найти новую запись Высоцкого – это серьезное событие!
    М. К.: Обещайте, что прямо после сегодняшней записи будете искать! Бобины – они знаете, сейчас осыпается у них магнитный слой.
    Ф. Т.: Мне кажется, в вашем огромном киноконцерне найдутся специалисты в звуковом цеху, кто поможет.
    К. Ш.: Да, могут, я думаю, что могут, надо вообще этим заняться, потому что там интересные были записи. Я и сигареты ему возил в больницу, Владимиру Семеновичу. Он американские сигареты любил всегда, папа ему доставал – «Кент», что ли. Я помню, он мне говорит: «Слушай, отвези Высоцкому», я спрашиваю: «А где он?» – «Да, он в больнице»… И мы с другом поехали куда-то на окраину. Ну, отдавали, он в пижаме пришел…
    Ф. Т.: То есть вы фактически Высоцкому за сигаретами бегали – вот так начиналась ваша карьера в кино!
    М. К.: Мы как раз в середине рассказов о молодости, о детстве – как раз услышали историю про то, как наш герой носил сигареты в больницу Владимиру Семеновичу Высоцкому».
    Размышлял кинорежиссер о творческом и социальном становлении поэта и его режиссера (из интервью, размещенном на женском интернет-сайте «Woman Hit» womanhit.ru, 30 июня 2016 г., Н. Корнеева, «Карен Шахназаров: «Качество человеческого материала стало хуже». Режиссер – о счастье в профессии и в жизни»):
    «– К вашим родителям в гости приходили далеко не послушные советскому режиму люди: Юрий Любимов, Владимир Высоцкий. Как вы думаете, сейчас они были бы довольны жизнью?
    – Юрий Петрович не принимал советскую действительность. А Владимир Семенович, как мне кажется, все равно с уважением относился. Но оба они состоялись при Советской власти. Любимову Советская власть дала театр. Ну да, что-то у него закрывали, но он все равно работал. И Высоцкий работал и был очень популярным. Ездил на «Мерседесе», между прочим, и за границу выезжал без всяких виз. (??? – А. С.) Они оба были очень интересными людьми, особенно Юрий Петрович. Он ведь артист в прошлом и невероятный рассказчик. Постоянно ругал всех советских чиновников, хотя мой отец работал в ЦК и был советским чиновником. И отец ему помогал, когда у него были проблемы со спектаклями».
    В декабре 2016 года Карен Георгиевич был гостем телепрограммы истребителя писчей бумаги Захара Прилепина «Чай с Захаром». В беседе с писателем Шахназаров припомнил несколько историй из своего общения с Высоцким и поразмышлял о кинематографической, актерской судьбе Владимира Семеновича…
    «З. П.: В, в некоторых ваших интервью, во многих интервью говорится, э-э-э, – не знаю, насколько это правда, – что в вашей семье и Любимов, и Высоцкий были гостями. Они…
    К. Ш.: Да…
    З. П.: Они с отцом дружили?
    К. Ш.: Да, да. В детстве, в детстве, когда маленький был. У нас был очень такой хлебосольный дом, и папа… Вообще, у нас семья такая была, не имеющая отношения прямого отношения к искусству, как говорится, но очень интересующаяся. Они все время ходили, и я с ними ходил. И у них завязались такие очень знакомства близкие с Любимовым, Высоцким.
    З. П.: А это какие годы?
    К. Ш.: Ну, это были 60-е годы. Тогда я был маленьким, там. Приходили, я. я, я записывал Высоцкого. У меня был магнитофон «Комета»…
    З. П.: Он пел дома?
    К. Ш.: Он пел дома, да. И, кстати, надо вот эти записи найти, потому что он, конечно, пел многие песни, которые известны, но дело все в том, что в компании-то он их по-другому пел. Интонационно часто по-другому пел, и думаю, что он менял какие-то даже тексты. Вот. Но он…
    З. П.: Какие-то картинки, случаи – вы никогда, по-моему, про это не рассказывали… Из детства какие-то воспоминания, которые у вас есть, а никто про это не знает? Какие-то там (усмехается) выходки Высоцкого (смеется), условно говоря.
    К. Ш.: Ну, у Высоцкого (улыбаясь)… Могу сказать. Я запомнил это на всю жизнь. (Усмехается.) Он приехал, была большая компания: Юрий Петрович Любимов с женой – тогда Целиковская Людмила была его женой, еще кто-то был – какие-то художественные люди. А Высоцкий приехал после спектакля, позже – часов в 11, наверное, В общем, вся вечеринка была в разгаре. Там, естественно, какие-то напитки были. И когда Володя вошел, Любимов ему сказал: «Ты помнишь, что тебе ничего нельзя». (Усмехается.) Он так сел, грустный… А они там увлеклись – Любимов был очень хороший рассказчик – что-то он рассказывал, какую-то историю очередную. В общем, Володя, Владимир Семенович оказался вне внимания. А я-то сидел где-то в углу, не за столом, даже наблюдал за ним. Он вдруг взял так (усмехается) со всех рюмок (имитирует руками переливание жидкости) слил себе, причем там все было – коньяк, водка, вино (смеется), в один бокал и так быстро хватанул (имитирует рукой питье). Оглянулся и увидел мой взгляд. И он мне так (подносит указательный палец к губам, знак молчания) показал. (Хохочет.) Я запомнил, да. И у нас такие были, кстати, конечно, нельзя это назвать дружбой, но такие отношения какие-то очень… Я ему сигареты в больницу возил…
    И потом, когда я стал режиссером, он, если мы встречались где-то на «Мосфильме», всегда говорил: «Карен, я хочу у тебя сыграть обязательно. Ты должен меня снять». Но не удалось…
    З. П.: Вы успели до его смерти снять «Добряки». Они когда появились, в каком году?
    К. Ш.: Ну, «Добряки» еще я мог бы его снять… Я действительно очень хотел его снять. Но в «Добряках» как-то и роли не было. Да, думаю, его бы, наверное, мне и не утвердили, молодому режиссеру. Вообще, я очень ценил его как актера. Думаю, что у него было ощущение невостребованности как актера. У него была огромная популярность как исполнителя песен, его, конечно, все знали…
    З. П.: Слушайте, может она была ложной: он все-таки наиграл 25 фильмов, из них 10 – очень заметных, ну, так себе?
    К. Ш.: Был период, когда это все-таки сложилось у него… У него ведь главные роли – как раз под конец жизни, к сожалению, его короткой.
    З. П.: Ну просто не вышли «Короткие встречи» и не вышла «Интервенция»!
    К. Ш.: Все равно, было ощущение, что он как бы был недооценен как актер. И у него было это чувство. Мне, во всяком случае, кажется, что так у него было…» («Царьград ТВ», программа «Чай с Захаром», «В гостях у Захара Прилепина режиссер Карен Шахназаров» эфир – декабрь 2016 г.) 
    Журналисты Андрей и Юлия Норкины накануне премьеры фильма режиссера «Анна Каренина. История Вронского» поговорили с гендиректором Киноконцерна «Мосфильм». Запись беседы опубликована в газете «Комсомольская правда» от 7 июня 2017 года («Карен Шахназаров: ”Почему мы должны думать, что Звягинцев не любит свою родину? Он показывает ее недостатки”»: интервью). Один из вопросов, заданных режиссеру, касался темы «Высоцкий и политика».
    «Ю. Н.: Вы ходили на Таганку?
    К. Ш.: На Таганку. Отец подружился с Любимовым и поэтому я легко ходил на все спектакли на Таганке. К нам приходил домой Любимов. Тогда он жил с Людмилой Васильевной Целиковской. Это ярчайшая актриса. И Владимир Семенович Высоцкий…
    Ю. Н.: А сегодня Владимир Семенович в каком лагере бы оказался? Либералов или… Либералы они себе приватизируют такие яркие личности.
    К. Ш.: Мне кажется, что… Не знаю. Мне кажется, он бы не был в либеральном лагере. Хотя, видите, этих людей, которые очень важны были бы для развития нашей сегодняшней жизни, Высоцкий, Шукшин, они ушли, не дожив до всего этого».
    Из интервью писательницы, телеведущей Татьяны Устиновой с режиссером:
    «Т. У.: А круг общения родительский какой был?
    «К. Ш.: К нам приходили Юрий Петрович Любимов, Данелия, Высоцкий Владимир Семенович. Я записывал Высоцкого – вот мне было лет 15. Был магнитофон «Комета». Он начинал петь и я записывал. У меня, кстати, записи где-то должны сохраниться. Надо найти, потому, что…
    Т. У.: Конечно, надо найти!
    К. Ш.: Да. Потому, что там песни-то все известные его. Но дело все в том, что он пел в компании, Во-первых, он часто менял слова. И во-вторых, там очень много он прерывался, начинал говорить что-то, потом начинал петь…
    Т. У.: Так это – гениально! Надо найти!
    К. Ш.: Надо найти, да. Но вот они на катушках. Займусь! (Хохочет.)» (ТВЦ, «"Мой герой". Карен Шахназаров», ведущая Т. Устинова, эфир – 8 июля 2018 г.)
    Еще воспоминания режиссера о встречах с поэтом и записи его домашних выступлений – в беседе с журналистом и однофамильцем Михаилом Шахназаровым.
    «К. Ш.: У него (отца. – А. С.) была масса знакомых: Юрий Петрович Любимов дружил, Высоцкий приходил… Я его записывал, Высоцкого. Я маленьким был… Высоцкий приходили, вечеринки были. Высоцкий пел (имитирует руками игру на гитаре) и я… Был у меня магнитофон «Комета», я помню… Я ставил микрофон и он пел. И где-то мне надо – я все Никите (Высоцкому. – А. С.) обещаю найти эти записи. Я, правда, не знаю, сохранились ли они – они же на бобинах. Но они уникальны тем, что Володя пел… Это же компания была. Он пел примерно те песни, которые все знают. Но дело все в том – он слова менял. Потом, он мог остановиться, какой-то разговор был…
    М. Ш.: Импровизация.
    К. Ш.: Очень такое, да, непринужденное исполнение этих песен было. Вся эта атмосфера…» (YouTube-канал «Metametrica», 13 мая 2021 г., «Шахназаров о «Мосфильме» и артхаусе, советском кино и оппозиции, войне в Карабахе и развале СССР»: интервью.)
    8 июля 2022 года, в день 70-летнего юбилея кинорежиссера, Общественное телевидение России (ОТР) представило зрителям очередной выпуск программы «"Моя история". Карен Шахназаров». Ее ведущий расспросил гостя о записях домашних выступлений поэта, сделанных юным Кареном.
    «Дмитрий Кириллов: Вы лично записывали Владимира Высоцкого у себя дома, когда он пел за столом?
    Карен Шахназаров: Было, да, записывал».
    Крайние на сегодняшний день воспоминания Карена Георгиевича.
    «– А для вас Театр на Таганке был культовым?
    – В молодости я сильно им увлекался. А мой папа одно время был очень дружен с Любимовым, потому что много помогал Таганке. Он же в ЦК работал, и когда на Таганке закрывали очередной спектакль, папа передавал письма Юрия Петровича генсеку Брежневу. Все это было довольно рискованно, и однажды отцу даже Фурцева позвонила: «Что вы всё опекаете эту Таганку? Это не в вашей компетенции!» Папа в Международном отделе работал… Так что Любимов, Целиковская, Высоцкий бывали у нас дома. И благодаря этому у меня всегда имелись контрамарки на Таганку.
    – Какие воспоминания связаны с Высоцким?
    – Он бывал у нас в гостях, часто пел. Мне было лет 15-16, и я с упоением его слушал. Записывал его застольные выступления на катушечный магнитофон. Думаю, это интересные записи, которые еще никто не слышал. А когда я стал учиться на режиссера, он мне все время говорил: «Карен, когда выучишься, сними меня обязательно. Хочу у тебя сыграть какую-нибудь роль». И это было так искренне, так трогательно! Он же страдал от нереализованности в кино, его все время не утверждали худсоветы и высшее руководство. Я, конечно, о его просьбе помнил. Но в моей дебютной картине «Добряки» для Высоцкого подходящей роли не нашлось. А до следующей моей картины он не дожил. Очень обаятельный был человек. Леня Филатов про него тоже много рассказывал, он очень Высоцкого любил». (П. Соседов, «Карен Шахназаров: ”Леонид Филатов считал себя виновным в развале Советского Союза”»: интервью, «7 дней», № 20, 15-21 мая 2023 г.)
    № 19 украинского еженедельника «Зеркало недели» от 11 мая 2012 года публикует большое интервью с Кареном Шахназаровым «Высоцкого погубило доверие к людям». В нем режиссер высказал мнение в том числе и о нашумевшем фильме о поэте, вышедшем на экраны в конце 2011 года…
    «Корр.: Вы смотрели картину «Высоцкий. Спасибо, что живой», снятую вашим учеником?
    К. Ш.: Петя Буслов учился у меня во ВГИКе. Я знал Высоцкого лично. Конечно, для моего поколения это не та картина, в которой образ совпадает с ощущением. Но я понимаю, что кино смотрит и молодежь. Это современное кино. Оно профессионально сделано, в нем много интересных приемов. Я слышал достаточно противоречивых мнений. Но считаю, что молодое поколение режиссеров, а Пете – тридцать лет, не должно постоянно думать, о том, чтобы угодить нам. Нельзя от них требовать, чтобы они старались быть для нас приятными. Они видят иначе и делают вот так… Главное, чтобы это было профессионально и качественно.
    Корр.: А не обидно, что образ барда подан столь однобоко?
    К. Ш.: Высоцкий дружил с моим отцом. Помню тогдашнее ощущение – очень хороший человек. Вроде не понятное определение, но это первое, что приходит на ум. Он был открытый, доброжелательный, помогал всем. Очень простодушный и, на мой взгляд, – необычайно доверчивый. Никому не мог отказать. Думаю, что это его в какой-то степени и погубило…
    Если после этой картины у молодежи возникнет интерес понять, отчего такой горький финал, уже хорошо: им есть что посмотреть и послушать».
    …Несмотря на сожаление Карена Георгиевича о том, что не удалось поработать с Владимиром Высоцким в кино, все же творчество и имя поэта звучало и появлялось в нескольких картинах режиссера.
    В 1985 году на экраны вышел фильм Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх». В нем есть сцена: главный герой картины степист Беглов (в замечательном актерском исполнении Евгения Евстигнеева) у себя в квартире смотрит телевизор. Показывают мультфильм «Ну, погоди!» – первый выпуск, в котором Волк по бельевой веревке совершает попытку влезть на балкон в квартире Зайца. Забирается же он вверх под мелодию из «Песни о друге» Владимира Высоцкого. И под хохот смотрящего мультик Беглова.   
    Фамилия поэта упоминается и в другой картине режиссера – «Исчезнувшая империя» (2007). Основное действие фильма происходит в Москве середины 1970-х, главные его герои – студенты одного из столичных вузов. Картина рассказывает об их жизни, учебе и любви. По сюжету в одной из сцен студент Сергей просит своего деда, известного ученого-археолога, достать через знакомую два билета «на Таганку, на «Гамлета» с Высоцким. ”Туда ведь не попадешь!”» Таким образом Сергей надеется примириться со своей девушкой, сокурсницей Людой. Дед выполняет просьбу внука. Примирение состоялось, едва возлюбленная узнает о приглашении в театр на спектакль! Вдобавок в знак благодарности Люда должна 30 раз поцеловать Сергея, что она с удовольствием делает.
    Мельком «проскакивает» Высоцкий в картине «Палата № 6» (2009), снятой Шахназаровым в действующей психиатрической больнице по мотивам знаменитого рассказа А. Чехова, действие которого перенесено в наши дни. В квартире бывшего главврача психбольницы Рагина (актер Владимир Ильин) висит плакат с изображением стоящего с сигаретой в руке поэта.
    Прав коллега Карена Георгиевича кинорежиссер, сценарист, композитор Петр Тодоровский: «У каждого режиссера сложился свой тип героя… Мне кажется, что фильмы, в которых Высоцкий работал, не смогли в полной мере раскрыть его талант. Не нашлось при его жизни в кинематографе режиссера, который смог бы «размять» его, помочь ему в совершенстве раскрыть его творческую индивидуальность. Теперь бы это, наверное, смогли сделать и Михалков, и Соловьев, и Шахназаров…» (П. Тодоровский, «Он мог петь сутками» в книге «Вспоминая Владимира Высоцкого»/ сост. А. Сафонов (1989), глава «Осталось в сердце».)
    Сегодня Шахназарова можно увидеть на мероприятиях, связанных с именем поэта и памятью о нем.
    «В 7-й раз встретились 25 июля друзья и поклонники замечательного барда и актера Владимира Высоцкого на Страстном бульваре у Петровских ворот, чтобы почтить его память. Именно в этот день 22 года назад его не стало.
    К памятнику Владимиру Высоцкому на Страстном бульваре, несмотря на дождь, пришли Карен Шахназаров, Аристарх Ливанов, Максим Дунаевский, другие коллеги и друзья знаменитого певца. Свои стихи по традиции читают Андрей Вознесенский и Белла Ахмадулина». (Интернет-портал РИА «Новости» ria.ru, 25 июля 2002 г., А. Романова, «Вечер памяти Владимира Высоцкого проходит на Страстном бульваре у Петровских ворот. На Страстном вспоминают Высоцкого».)
    «В павильоне Киноконцерна «Мосфильм» в пятницу состоялась восьмая церемония вручения премии Владимира Высоцкого «Своя Колея».
    «Для меня это огромная честь, что церемония вручения премии «Своя Колея» проходит у нас на «Мосфильме»… Я хочу уверить, что «Мосфильм» будет всячески помогать и делать все, чтобы память о Владимире Высоцком сохранялась», – сказал гендиректор Киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров, выступая на церемонии». (Интернет-портал РИА «Новости» ria.ru, 21 января 2005 г., Л. Кукушкина, «В «Мосфильме» состоялась церемония вручения премии Высоцкого».)
    Действительно, 21 января 2005 года Благотворительный фонд В. С. Высоцкого и оргкомитет по присуждению премии имени поэта «Своя Колея» провели 8-ю церемонию вручения высокой награды за 2004 год, которая состоялась в шестом павильоне «Мосфильма». Ведущим мероприятия был сын барда Никита Высоцкий:
    «– Сегодня на «Мосфильме» все иначе. Все по-другому. Но «Мосфильм» живет, «Мосфильм» работает и мы очень благодарны, что нас сюда пустили, и нам помогали. С удовольствием предоставляю слово Карену Георгиевичу Шахназарову, генеральному директору Киноконцерна «Мосфильм».
    – Конечно, на таком вечере было бы лучше, если бы я вышел и спел. Но, к сожалению, не обладаю такой возможностью, хотя кто из нас, вообще, не напевал про себя песен Владимира Семеновича Высоцкого? Для меня это огромная честь и радость, что этот вечер здесь состоялся на «Мосфильме». Я как-то не представлял, что в моей жизни случится, что я буду выступать в этом качестве на вечере Володи Высоцкого. Дело в том, что и в моей жизни был момент, когда я мальчишкой, записывал на магнитофон «Комета» его песни, когда он приходил к нам домой. Мои родители, один период были очень близко с ним знакомы, дружили и как-то он так, на протяжении нескольких лет наблюдал за мной, как я заканчивал ВГИК уже. Последний раз, я помню, мы встретились с ним здесь, в коридорах «Мосфильма», я уже был режиссером – молодым режиссером – еще только начинал, как говорится, свой путь в кино и он сказал: «Ну, слушай, Карен, когда же ты меня снимешь, наконец? Хочется у тебя сняться!» Ну, наверное, он, конечно, льстил мне. Конечно, я ему пообещал и на самом деле, действительно, хотел это сделать, потому что я начинал картину, которая потом вышла под названием «Мы из джаза». И абсолютно уверен, что в этой картине нашлось бы ему место. Но, к сожалению, уже Володи не было. Владимира Семеновича уже не было. Я вот думаю, сколько лет прошло и ведь многие предрекали забвение, то, что устареет Высоцкий. Вы видите, что не устаревает. В чем природа его таланта? Я думаю, в том удивительном чувстве правды, которое было присуще ему, как любому, действительно, великому художнику. Потому что он был, действительно, таким – великий поэт, великий композитор, великий артист. И я вот что еще хочу сказать. Я очень благодарен сыну Владимира Семеновича, Никите, потому что, в общем, его энергия, его необыкновенная преданность своему отцу, позволила организовать такой вечер. Я могу уверить и вас, и Никиту, что мы будем всячески помогать для того, чтобы память о Владимире Высоцком сохранялась с нами, и его образ был вечно рядом с нами. Спасибо, Никита, тебе за это», – цитирует слова режиссера портал pravda.ru «Pravda.ru» в материале «Лауреаты премии Высоцкого признались в любви».
    В 2008-м поэту и актеру исполнилось бы 70 лет. В юбилейном году уже Карен Шахназаров стал лауреатом премии Владимира Высоцкого «Своя Колея» за 2007 год. Учреждена она была в 1997 году Благотворительным фондом поэта, Министерством культуры России и Комитетом по культуре города Москвы. Идея премии принадлежит сыну барда Никите Высоцкому. Вручают ее накануне дня рождения Владимира Семеновича людям, чей труд или подвиг достоин внимания и подражания. Людям, которые не изменяют своим убеждениям, людям, чья жизнь и творчество созвучны темам поэзии Высоцкого. Как сказал Никита, «любой из этих людей, получивших премию, мог бы стать героем песни отца. Возможно, он бы захотел посвятить им песню».
    Премия не имеет денежного вознаграждения – лауреатам вручаются памятная золотая медаль и диплом.
    Премии «Своя Колея» режиссер удостоен за возрождение Киностудии «Мосфильм». Для того, чтобы справиться с упадком и разрушением, царившими на одной из главных кинофабрик страны в лихие 90-е, он приложил немало усилий и стараний, сумев превратить старейшую кинофабрику в крупнейший в России и в Европе уникальный кинопроизводственный комплекс мирового уровня, за что ему – огромная благодарность. И от людей, причастных к кинематографу, и от зрителей. (Интернет-сайт «RUSKINO.RU» ruskino.ru, 25 января 2008 г., «"Своя Колея" Карена Шахназарова».)
    «Завтра, на следующий день после семидесятого дня рождения Владимира Высоцкого, Первый канал покажет записанную в Останкинской студии церемонию вручения ежегодной премии «Своя Колея».
    Лауреат – директор киностудии «Мосфильм» Карен Шахназаров, с чьим именем жюри премии связывает возрождение киностудии в последние десять лет». (Б. Барабанов, «Владимир Высоцкий попал в перепев. «Свою Колею» покажет Первый канал», «КоммерсантЪ», 25 января 2008 г.)
    Телеверсию церемонии вручения премии зрители увидели в эфире Первого канала 26 января.
    Пятью годами позже журналистка поинтересовалась у режиссера: за какие заслуги он был премирован…
    «– К вашим родителям тянулись звездные персоны.
    – Да, к нам постоянно приходили гости, и вся зарплата уходила на эти встречи. Среди гостей у нас бывали Любимов, Данелия и Высоцкий, и я даже записывал на магнитофон «Комета» его песни. Правда, сегодня никак не могу найти эти записи, а сыну Владимира Семеновича Никите я давно пообещал их отдать.
    – Именно поэтому у вас есть премия имени Владимира Высоцкого «Своя Колея»?
    – Потому, что я когда-то записывал? Я надеюсь, не поэтому. Думаю, что меня избрали по каким-то другим причинам. Этой премией я очень горжусь и теперь сам участвую в ее присуждении. Кстати, все номинанты выбираются очень честно. Эта премия может присуждаться представителям разных профессий: врачу или геологу, инженеру или воспитательнице детского дома, – а не только артистам и режиссерам. Главное – чтобы в своем деле человек был профессионалом. Каждый из награжденных принимает участие в голосовании в награждении последующих. В основном я не знаю этих людей, но, прочитав резюме, принимаю свое решение. И никто не может повлиять на мой выбор. И это очень важно». (Л. Алексеенко, «Карен Шахназаров: ”Простых людей не бывает”»: интервью, «Версия», № 33, 12 августа 2013 г.)
    «В первой студии телецентра «Останкино» прошла съемка церемонии вручения премии «Своя Колея», имена лауреатов которой ежегодно уже в течение 12 лет объявляют накануне дня рождения Владимира Высоцкого.
    Мысль о том, что Владимир Высоцкий прежде всего был голосом исторической общности «советский народ», поддержал и Карен Шахназаров: "Нынешний народ, живущий в этой стране, совсем не тот, который жил в ней при Высоцком"». (Б. Барабанов, «Общественные слушания Владимира Высоцкого. Вручена премия «Своя Колея» за 2008 год», «КоммерсантЪ», 22 января 2009 г.)
    «30 января канал решил посвятить чествованию легендарного поэта и барда, которому 25 января исполнилось бы 72 года.
    Завершится день памяти актера и певца трансляцией ежегодной премии имени В. С. Высоцкого «Своя Колея».
    Гостями премии станут Сергей Шакуров, Оксана Акиньшина, Владимир Ильин, Владимир Меньшов, Сергей Безруков, Петр Буслов, Дмитрий Дюжев, Елена Ваенга, Вячеслав Бутусов, Сергей Шнуров, Гарик Сукачев, Владимир Шахрин, Олег Митяев, Станислав Говорухин, Вениамин Смехов, Карен Шахназаров и многие другие.
    Ведущие премии – Ирина Линдт и Валерий Золотухин». (Интернет-сайт журнала «7 дней» 7days.ru, 18 января 2010 г., «День Высоцкого на Первом».)
    …Выступая в 2010-м в программе «Своя Колея», приуроченной к 13-й церемонии вручения премии имени поэта, Карен Шахназаров сказал замечательно: «В чем сила притягательности, неиссякаемого интереса к творчеству Владимира Высоцкого все эти годы? Я думаю, только в одном: в правде, заложенной в его песнях и стихах. Искренность, гражданская честность его искусства – вот то, что, на мой взгляд, не оставляет людей быть равнодушными к делу его жизни».
    В начале 2013 года информационные порталы и кинематографические сайты сообщали: «Премии «Золотой орел» за лучший фильм 2012 года удостоен мистический фильм о Великой Отечественной войне «Белый тигр» режиссера Карена Шахназарова.
    Ежегодная премия «Золотой орел», победителей которой выбирает Национальная академия кинематографических искусств и наук России во главе с режиссером Владимиром Наумовым, вручается с 2002 года. В этом году на статуэтку «Золотого орла» в номинации «лучший фильм» года претендовало пять картин: «Орда» Андрея Прошкина, «Шпион» Алексея Андрианова, «Духless» Романа Прыгунова, «Белый тигр» Карена Шахназарова и «Высоцкий. Спасибо, что живой» Петра Буслова». (Интернет-портал РИА «Новости» ria.ru, Е. Чеснокова, «"Белый тигр" Шахназарова назван лучшим фильмом 2012 года».)
    ***
    Из стенограммы обсуждения на худсовете Театра на Таганке спектакля «Послушайте» по стихам В. Маяковского в постановке Ю. Любимова.
    «Г. Шахназаров. Прежде всего хочется задать вопрос: каков общий замысел спектакля?
    Ю. Любимов. Поэты и общество. Условия, которые необходимы для работы в искусстве.
    Г. Шахназаров. В спектакле много интересного, а многое вызывает недоумение. Мне кажется, что мы уходим от самого главного. Мне больше понравился I акт – в нем есть сюжет. Второй акт рассыпается на части и главное неудовлетворенность от показа темы. Видимо, нужно было показать, что его понимают не только чиновники, но и масса. Но тут нужен баланс. Не видно тех соков, которыми он питался. И тут идея спектакля работает против самой идеи. Это самый главный недостаток спектакля. Еще очень неважно читают стихи. Очень хорошая находка с кубами. Наиболее сильное впечатление оставляет чтение стихов Смеховым и Высоцким. Мне очень нравится новелла о любви и меньше нравится новелла о революции: мне кажется, что эта новелла напоминает «Десять дней». Вот во втором акте в дискуссии с поэтами остается ощущение, что он ведет себя так только от личной обиды. А ведь для него личный момент не значил много. Думается мне, что мотив о том, что Ленин не любил его, нужно снять». (Интернет-сайт «Лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра ХХ – ХХI вв.» hum.hse.ru, «Протокол заседания Художественного Совета. Обсуждение спектакля «Послушайте» от 29 марта 1967 года»)
    Что до отца режиссера. Георгий Хосроевич Шахназаров с 1964 по 88 год – консультант, затем – заместитель заведующего Международным отделом ЦК КПСС.
    Актер Театра на Таганке, приятель Владимира Высоцкого Вениамин Смехов (Гедройц): «Среди тех, кто поддерживал Таганку на таком уровне, был андроповский кабинет, когда тот был не главой КГБ, а секретарем ЦК и начальником Международного отдела. В этом отделе работали такие люди, как Шахназаров, Черняев – впоследствии помощники Горбачева. В этом кругу были такие личности, как Лев Делюсин, Юрий Карякин, Лен Карпинский, Федор Бурлацкий – всё очень важные имена для предперестроечных раскачиваний коммунистического монумента». (Интернет-сайт «Владимир Высоцкий. Каталоги и статьи» v-vysotsky.com, «О Владимире Высоцком вспоминает Вениамин Борисович Смехов» (1996 г.), интервью брал М. Цыбульский.)
    «Какие-то из высокопоставленных детей по-настоящему – и близко к нашему! – понимают искусство и то, что нужно стране. В конце концов, из этих рядов и вышли перестроечники. И Александр Яковлев – очень крупная фигура, и Георгий Шахназаров, и еще кто-то…» (Дм. Гордон, «Вениамин Смехов: "Высоцкого не терзала зависть: у него даже сомнения не было, что Золотухин не допрыгнет до его планки. Это была ревность из-за роли, как из-за любимой женщины, с которой хочет переспать другой"»: интервью, «Бульвар Гордона» (г. Киев, Украина), № 34, 24 августа 2004 г., глава «Как говорил сам Любимов, он "швейковал"».)
    «Грех будет не вспомнить одного из членов знаменитой группы либеральных консультантов Ю. В. Андропова – Георгия Шахназарова, состоявшего в приятелях у Юрия Петровича Любимова и оказывавшего маленькие услуги театру. В частности, в своих мемуарах он цитирует характерную для времен «телефонного права» свою беседу с Екатериной Алексеевной…» (Ю. Сушко, «Мой черный человек в костюме сером…», «Вагант», № 7-9, 2002 г.)
    Близкий к Театру на Таганке литературовед, писатель, публицист Юрий Федорович Карякин в интервью (1996 г.) рассказывал: «Международный отдел ЦК в то время считался гнездом «ревизионизма».
    Арбатов, Загладев, Делюсин, Шахназаров, Черняев – будущий помощник Горбачева… Они очень много делали, чтобы пробить спектакли Таганки». (В. Перевозчиков, «Высоцкий. Правда смертного часа. Посмертная судьба» (2006), глава «Посмертная судьба».)
    Из интервью с Львом Делюсиным, бывшим консультантом Международного отдела ЦК КПСС:
    «– В интервью знаменитого режиссёра Юрия Любимова в сборнике «Автограф века» (2006) есть такой фрагмент: «…С конца 60-х и до начала 80-х театр поддерживали фрондирующие коммунисты: Лев Оников, Лев Делюсин, Георгий Шахназаров, Юрий Карякин и даже сотрудник КГБ Лолий Замойский». Можно ли считать, что именно эта категория партноменклатуры, а не Андропов, в первую очередь обеспечила выживание Таганки?
    – Поддерживали, конечно. Но вот что интересно: поддерживали-то из любви к искусству». (Ю. Панков, «Человек из третьего подъезда», «Совершенно секретно», № 4, апрель 2011 г.)
    Карен Георгиевич рассказывал:
    «– Наверняка вы частенько пользовались тем, что к вашим родителям приходил Любимов, – на Таганку ведь в то время попасть было невозможно?
    – Театр на Таганке мне очень нравился, хотя – опять-таки с годами – я понял, что «Таганка» того времени была сродни КВН: Любимов брал тем, что актеры со сцены говорили достаточно острые вещи. Все это было весело и, безусловно, талантливо, но если говорить о тогдашнем театре, то по-настоящему интересным был Анатолий Эфрос. Он самый глубокий из всех режиссеров, действительно великий, хотя и менее яркий по меркам тех лет, чем Любимов. Спектакли Эфроса были более скромными, я бы сказал, камерными, но они меня задевали. И видите, как судьба распорядилась – Анатолий Эфрос пришел в Театр на Таганке, а там его взяли да и «съели».
    – Сегодня уже ни для кого не секрет, что Юрию Петровичу Любимову и его театру помогали работники ЦК КПСС.
    – В Международном отделе ЦК, где работал мой отец, были почитатели этого театра. И когда у Таганки возникали проблемы, они делали все возможное, чтобы театр не закрыли. Шли наверх, передавали кому надо письма. Поэтому Таганка тогда и существовала. Мой отец в свое время также много помогал этому театру. В ЦК ведь существовала своя жизнь, и вовсе не такая, какой ее сегодня пытаются представить. Ведь кто-то закрывал картину или спектакль, но кто-то их потом и открывал. Кстати, именно из-за Таганки у отца начался конфликт с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой – какой властью обладала в то время Фурцева, думаю, объяснять не стоит. Закрыли очередной спектакль Любимова, отец сначала передал письмо, а потом кому-то позвонил и сказал, что зря закрыли – спектакль-то хороший. А через какое-то время отцу позвонила Фурцева и сказала: "Вы знаете, это не ваше дело, и не лезьте. Вы этим не должны заниматься"». (Интернет-сайт «Вокруг.тв» vokrug.tv, 26 декабря 2008 г., Я. Воркунова, «Карен Шахназаров: "Я не экранизирую свою жизнь"»: интервью.)
    «Когда бывший помощник Андропова Георгий Шахназаров (он тогда работал в должности заместителя заведующего Международным отделом ЦК КПСС) взял на себя хлопоты по «пробиванию» диска-гиганта Высоцкого, осадила его (причем достаточно резко) именно Екатерина Алексеевна. Она лично позвонила Шахназарову и спросила. «Зачем вы проталкиваете пластинку Высоцкого?» «Международник» объяснил: дескать, это талантливый человек, надо дать ему дорогу. На что Фурцева изрекла: «Не вмешивайтесь не в свои дела – вылетите!» В итоге с должности Шахназаров не вылетел, но свои попытки помочь Высоцкому тогда оставил. Вопрос о выходе диска повис в воздухе и висел до тех пор, пока была жива Фурцева. А едва она ушла из жизни, как эта проблема легла на плечи ее преемника – нового министра культуры СССР Петра Демичева, который, как и Фурцева, тоже симпатизировал ”русской партии”». (Ф. Раззаков, М. Крыжановский, «Высоцкий – суперагент КГБ» (2013), глава шестая «Кино как прикрытие, или Наркотрафик на ”балканском маршруте”».)
   18 октября 2016 года в эфире телеканала «Звезда» демонстрировался очередной выпуск программы «Звезда на ”Звезде”». Ее ведущий Леонид Якубович беседовал с Кареном Шахназаровым. Зашел разговор и об отце кинорежиссера, его дружбе с Юрием Любимовим и помощи, оказанной Георгием Хосроевичем знаменитому театру… Карен словно подтвердил сказанное в середине 90-х Карякиным.
    «Л. Я.: У тебя в семье было столько знаменитых людей – и Любимов был. Кстати, это правда, что папа несколько раз Любимову помогал спасать театр?
    К. Ш.: Да! Да, да! Ну, не он один – тогда была группа, конечно, консультанты. Они ж были таких взглядов – сейчас это называют либеральными. Но они не были, конечно, либеральных взглядов. Они все были разумных взглядов. Они понимали, что Любимов выдающийся и не видели ничего такого.
    Л. Я.: А Юрий Петрович был у вас дома?
    К. Ш.: Да, часто. Юрий Петрович был дома. И отец ему помогал. И, кстати, он помогал потом, когда возвращался Любимов. Коля, Николай Николаевич Губенко…
    Л. Я.: Да.
    К. Ш.: …отцу позвонил тогда. И отец ходил к Горбачеву…
    Л. Я.: Удивительно!»
    Как известно, в марте 1984 года Юрия Петровича уволили с должности из-за «отсутствия на работе без уважительной причины», и вместо него художественным руководителем Театра на Таганке был назначен Анатолий Эфрос. Не были разрешены спектакли «Живой» и пушкинский «Борис Годунов», а также запрещена дальнейшая постановка «Высоцкого». А уже 11 июля того же года Указом Президиума Верховного Совета СССР за подписью Черненко он был лишен советского гражданства.
    Имя Любимова было снято со всех афиш и программ Театра на Таганке, и даже упоминание о нем было поставлено под запрет.
    Только 8 мая 1988 года Юрий Любимов приехал в Москву. Через год, 23 мая 1989 года, ему вернули советское гражданство, а его имя вновь появилось на афишах Таганки в качестве художественного руководителя театра…
    В 2017 году ООО «Студия 8» выпустила документальный фильм «Список Фурцевой: черная метка». Среди участников картины был и Карен Георгиевич. Зритель узнал: «Высоцкому пытались помочь обойти барьеры. Среди тех, кто хлопотал за него, был помощник Андропова, заместитель заведующего Международным отделом ЦК КПСС Георгий Шахназаров, отец режиссера Карена Шахназарова.
    К. Шахназаров: «У отца были, как-то сложились и с ним (с В. Высоцким. – А. П.) такие отношения дружеские, вот. И вот он – у нас были такие вечеринки. Мне было, там, лет 13 или 15. Отец ему сигареты доставал какие-то американские (с улыбкой)»,
    Когда Фурцева узнала, что Шахназаров помогает Высоцкому, она осадила его резко: ”Не лезьте не в свои дела, иначе вылетите!”»
    30 апреля 2023 года Карен Георгиевич был гостем программы Общественного телевидения России (ОТР) «Игра в классики». Ее ведущий историк и писатель Леонид Млечин рассказал: «Георгий Шахназаров, занимая крупные должности, считал своим долгом помогать нашим замечательным художникам, режиссерам, актерам. Очень хорошо помню его рассказ. Он – заместитель заведующего отделом ЦК, и ему звонит всесильная в ту пору министр культуры Екатерина Алексеевна Фурцева. Властный голос спрашивает: «Это вы проталкивали пластинку Высоцкого? Зачем вы это делали?» Шахназаров отвечает: «Талантливый человек, его зажимают, ему нужно помочь». – «Не лезьте не в свое дело!» Шахназаров: «Как работник ЦК считаю, что мне до всего есть дело». – «Я вас предупредила!» – и бросает трубку. Все, кто знал Георгия Хосроевича, помнят, что он был человеком, который всегда отстаивал свои принципы. Двое было таких помощников у Генерального секретаря ЦК КПСС – Георгий Шахназаров и Анатолий Черняев. Оба фронтовики, прошедшие войну. Вот какая школа была у будущего кинорежиссера».
    Сам Шахназаров-старший рассказал о «таганковской эпопее» в книге мемуаров.
    «В 1974 году, когда я уже был заместителем заведующего Отделом ЦК, раздался звонок и властный женский голос спросил: «Это товарищ Шахназаров?» – «Да, Екатерина Алексеевна», – ответил я, узнав Фурцеву.
    Последовал диалог:
    – Вы проталкивали пластинку с песнями Высоцкого?
    – Да.
    – Зачем вы это делали?
    – Потому что это талантливый человек, которого зажимают, ему надо дать дорогу.
    – Так вот, не вмешивайтесь не в свои дела.
    – Как ответственный работник ЦК, считаю, что мне до всего есть дело.
    – Я вас предупредила. Будете продолжать – вылетите! – и повесила трубку.
    Да, идеологи буквально свирепели, когда международники пытались пособить страдающим деятелям культуры». (Г. Х. Шахназаров, «С вождями и без» (2001).)
    В воспоминаниях Георгий Хосроевич написал также о женитьбе Владимира и Влади. «Брак между Высоцким и Мариной был зарегистрирован в 1970 году. Как вспоминал советский политик Георгий Шахназаров в своей книге «С вождями и без них» (2001), в доме которого часто бывал Владимир Семенович, однажды поэт спросил у него совета, мол, не знаю, кого выбрать Влади или актрису Театра на Таганке (имея в виду, видимо, Иваненко). Шахназаров ответил: «Женись на Марине. Все-таки кинозвезда. В Париж ездить будешь!» Как мы знаем, Высоцкий так и поступил.
    Если вернуться к упомянутому ранее разговору Высоцкого с Шахназаровым, то следует отметить, что Георгий Хосроевич поинтересовался тогда у актера, кого тот вообще любит: Иваненко или Влади. По словам Шахназарова, Высоцкий ответил: ”Обеих”», – пишет Юлия Попова в материале «Для чего на самом деле Владимир Высоцкий женился на Марине Влади», размещенном на интернет-портале «Умная.ru» umnaja.ru.
    P. S.
    «В. Познер: На одном канале – «Место встречи изменить нельзя», на другом – «мыло». Вы не сомневаетесь, кто победит?
    К. Шахназаров: Не, не сомневаюсь!
    В. П.: Не «мыло», правда?
    К. Ш.: Да». (Первый канал, «Познер», эфир – 24 апреля 2012 г., гость программы – кинорежиссер К. Г. Шахназаров.)


Рецензии