Цветаева и царская Семья
Страстно с юности Марина стремилась в Революцию, которую воспринимала, как торжество Добра. Реальность оказалась несколько иною. В октябре 1918 г., Марина пишет: «Революция — землетрясение. (Банально, да?) — Спасайся, кто может, гибни — кто хочет. Попробуйте любить во время землетрясения!». Попытка такой любви была запечатлена Цветаевой в некоторых стихотворениях того времени.
Как созвучны ее мысли с мыслями Императрицы, хотя в то роковое время, в «красной» Москве, Цветаева, конечно, не читала писем императрицы Александры Фёдоровны из заточения, но именно тогда она пишет А.А. Вырубовой от 13 (26) марта 1918 г.: «Боже! Как я свою Родину люблю со всеми ее недостатками! Ближе и дороже она мне, чем многое, и ежедневно славлю Творца, что нас оставил здесь и не отослал дальше. Верь народу, он силен и молод, как воск в руках. Плохие руки схватили, — тьма и анархия царствует, но грядет Царь славы и спасет, подкрепит, умудрит сокрушенный, обманутый народ».
(Письма святых царственных мучеников из заточения. СПб.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С. 272.)
Под стихотворением-мольбой Марины Цветаевой стоит дата: 4 апреля 1917 года, третий день Пасхи. В эти дни вся семья Николая Второго находилась под домашним арестом в царскосельском дворце — поэтому Цветаева называет царевича Алексея «царскосельским ягнёнком».
Сохранились воспоминания солдат охраны царскосельского дворца как раз из тех пасхальных дней 1917 года, когда было написано цветаевское стихотворение.
Пьяные матросы, увидев в саду одиннадцатилетнего Алексея, начали хохотать и злорадно кричать: «Ну что, Царь несостоявшийся?! Эх, заживём теперь без вас!». Им хотелось унизить арестованного ребенка.
«И как же вы теперь заживёте?» — спокойно спросил их Алексей. Матросы растерялись и слегка замешкались, а царевич, вдруг улыбнувшись сказал:
— «Христос воскресе, братцы!».
— «Воистину воскресе!» — вытянувшись во весь рост, дружно грянули матросы. Они увидели перед собой не униженного, затравленного мальчика — на них смотрели глаза юного несостоявшегося Царя.
В июле 1918 года царская семья была зверски убита большевиками в Екатеринбурге. Не пощадили они и светлого отрока Алексея...
Со смертью этого ребёнка-страстотерпца в России закончилась история монархии.
За Отрока — за Голубя — за Сына,
За царевича младого Алексия
Помолись, церковная Россия!
Очи ангельские вытри,
Вспомяни, как пал на плиты
Голубь углицкий — Димитрий.
Марина Цветаева не случайно вспоминает царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного, убитого в Угличе, как полагают, по тайному приказанию Бориса Годунова. С гибелью царевича Дмитрия в России закончилось правлении династии Рюриковичей и началось Смутное время.
Цветаева:
Ласковая ты, Россия, матерь!
Ах, ужели у тебя не хватит
На него — любовной благодати?
Грех отцовский не карай на сыне.
Сохрани, крестьянская Россия,
Царскосельского ягнёнка — Алексия!
Марина Цветаева
https://youtu.be/WtQBP1-OVMA
Поэма о Царской семье, завершенная к 1936 году, дошла лишь в немногих фрагментах.
В эмиграции Цветаева передала свой архив Лебедеву. Во время оккупации немцам в Париже нужны были квартиры и все вещи пренесли в подвал, где они погибли во время аварии водопровода. Часть архивов, неподходящих для ввоза в СССР отправили в архив Амсдердама, попавший под немецкую бомбордировку, когда все материалы безвозвратно погибли в огне.
При прочтении поэмы Слониму он сказал, что это похоже на восхваление Царя, на что Марина ответила, что не нужно путать две разные плоскости - политику и человечность.
Как свидетельствует Марк Слоним, ссылаясь в своих воспоминаниях на пояснения самой Цветаевой, «мысль о поэме зародилась у нее давно, как ответ на стихотворение Маяковского «Император»». Ей в нем послышалось оправдание страшной расправы, как некоего приговора истории. Она настаивала на том, что уже неоднократно высказывала: поэт должен быть на стороне жертв, а не палачей, и если история жестока и несправедлива, он обязан пойти против нее. (Воспоминания о Марине Цветаевой. М.: Сов. писатель, 1992, с.345).
"Император" Маяковского произвел на Цветаеву страшное впечатление. Ведь стихи написал не графоман, а Богом одаренный поэт, талант которого Марина искренне и преданно любила.
В январе 1928 года Маяковский во время своего поэтического турне по Уралу посетил Свердловск, нынешний Екатеринбург, и изъявил желание посетить не только место расстрела, ипатьевский дом, но и захотел, удивив тем сопровождающих, посмотреть место захоронения царской семьи. Эта поездка в леса в виду стоящей тогда суровой зимы с метелью далась непросто. Захоронение искали долго, и, по некоторым свидетельствам, могилу даже и не нашли. Вернулся к своему выступлению перед рабочими Маяковский усталый. После «паломничества» со свойственным ему поэтическим даром, Маяковский отозвался на смерть царя стихом «Император».
В первой части Маяковский вспоминает, как видел царя в Москве до революции на каком-то празднике, когда была «то ли пасха, то ли — рождество», и Император в окружении своих дочерей перед народом сдерживаемых городовыми, торжественно ехал по Тверской. Во второй части Маяковский описывает уже поиски безымянной могилы, и эта часть о мрачном жребии судьбы, выданном последнему российскому самодержцу, контрастирует с первой.
Советский поэт был беспощаден и немилосерден к последнему русскому царю.
При этом пролетарский поэт-мачо, глядящий на нас с чёрно-белых фото лысым гопником с каменной челюстью, не был так однозначен. Беспощадный и брутальный снаружи, внутри Маяковский был не так суров. В отношении целесообразности казни Николая II Маяковский сомневался. Существовала другая концовка, отражённая в черновиках.
Коммунист и человек
Не может быть кровожаден...
..."
Когда в 1930-м Маяковский погиб, Цветаева написала: "Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с самим собой. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый - поэт встал и человека убил..."
Спросите: руку твою протяни,
Казнить или нет человечьи дни?
Не встать мне на повороте,
Я сразу вскину две пятерни,
что я голосую против
Живые? — так можно в зверинец их
Промежду гиеной и волком
И как ни крошечен толк от живых
От мёртвого меньше толку
Владимир Маяковский
Император
И вижу —
катится ландо,
и в этой вот ланде
сидит
военный молодой
в холеной бороде.
Перед ним,
как чурки,
четыре дочурки.
Вселенную
снегом заволокло.
Ни зги не видать —
как на зло.
И только
следы
от брюха волков
по следу
диких козлов.
Здесь кедр
топором перетроган,
зарубки
под корень коры,
у корня,
под кедром,
дорога,
а в ней —
император зарыт.
Прельщают
многих
короны лучи.
Пожалте,
дворяне и шляхта,
корону
можно
у нас получить,
но только
вместе с шахтой.
1928 г.
Считается, что Цветаева начала работать над поэмой после завершения поэмы о Добровольческой Армии «Перекоп» летом 1929 г. До написания поэмы о трагедии царской семьи Цветаева вела огромную подготовительную работу: «…Источники, проверка материалов, исписанные тетради, вся громадная работа » [3,VII, с. 386]. Тема Царской семьи не покидала Цветаеву на протяжении всего ее творчества с момента жестокой расправы над царем.
Запись в дневнике за июль 1918 года
Возвращаемся с Алей с каких-то продовольственных мытарств унылыми, унылыми, унылыми проездами пустынных бульваров. Витрина - жалкое окошко часовщика. Среди грошовых мелочей огромный серебряный перстень с гербом.
Потом какая-то площадь. Стоим, ждем трамвая. Дождь. И дерзкий мальчишеский петушиный выкрик:
- Расстрел Николая Романова! Расстрел Николая Романова! Николай Романов расстрелян рабочим Белобородовым!
Смотрю на людей, тоже ждущих трамвая, и тоже (то же!) слышащих. Рабочие, рваная интеллигенция, солдаты, женщины с детьми. Ничего. Хоть бы кто! Хоть бы что! Покупают газету, проглядывают мельком, снова отводят глаза - куда? Да так, в пустоту. А может, трамвай выколдовывают.
Тогда я, Але, сдавленным, ровным и громким голосом (кто таким говорил - знает):
- Аля, убили русского царя, Николая II. Помолись за упокой его души!
И Алин тщательный, с глубоким поклоном, троекратный крест. (Сопутствующая мысль: "Жаль, что не мальчик. Сняла бы шляпу").
В стихах цикла «Лебединый стан» (1917–1920) впервые возникает тема цареубийства:
«— Христос Воскресе,
Вчерашний царь!
Пал без славы
Орел двуглавый.
…Царь! — Потомки
И предки — сон.
Есть — котомка,
Коль отнят — трон»
В ноябре 1918 г. Цветаева делает стихотворные наброски под названием «Дело Царского Сына.»
Дело Царского Сына — Быть великим и добрым
Чтить голодные ребра, Выть с последней солдаткой, Пить с последним бродягой, Спать...
В сапогах и при шпаге.
А еще ему дело: Встать в полночную пору, Прочь с дороженьки белой — Ввысь на вышнюю гору...
Над пучиной согнуться, Бросить что-то в пучину... — Никогда не вернуться — Дело Царского Сына!
9 ноября 1918 г.
Вся «Поэма о Царской семье» была прочитана Цветаевой в узком кругу друзей. По воспоминаниям, поэма была длинная и читалась автором около часа, со множеством описаний Екатеринбурга и Тобольска. Поэма прославляла царя. Хроника пути императора и его родных от Царского Села до Екатеринбурга, по-видимому, была представлена на фоне широких исторических событий и включала в себя описания отдельных лиц и эпизодов.
Поэма звучит, как диалог, диалог - Царицы со своим народом, совести народной со своим царем...
От лица Императрицы:
Россия! Не ими загублена — эти
Большие, святые, невинные дети,
Обманутые болтунами столицы.
Какие открытые славные лица
Отечественные.
Не плачу. Боюсь замочить вышиванье, —
— Зеленые ветки. Анютины глазки —
Для Матери здешней тружусь Абалакской —
Да смилостивится…
(И слезы на пяльцы, и слезы на пальцы,
И слезы на кольца!..) О, Господи, сколько!
Доколе — и сколько?.. О, Господи, сжалься
Над малыми сими! Прости яко я вору…
В одном из писем к А.А. Вырубовой, бывшей фрейлине императрицы, человека, близкого ей по духовным устремлениям, она сообщает о том, что пытается на коре бересты по-церковнославянски написать молитву Господу. Цветаева, работая над поэмой, тщательно изучает дошедшие документальные источники, и, в частности, письма Александры Фёдоровны, уже опубликованные к тому времени в Париже.
Обитель на горе.
Молитва на коре.
Не знала та береза,
Дороги на краю,
Что в лютые морозы
Затем красу свою
— Сибирскую «корицу» —
Белила и спасала —
Чтоб русская Царица
На ней письмо писала
— За все благодарю —
Небесному Царю.
Не знала та дорога,
С березой на краю,
Зачем седобородый
Старик — ножом — кору
Срезал. — Чтоб в келье тесной,
Рукою домовитой,
Германская принцесса —
Славянскую молитву
Чертила на листке
Сибирской бересты.
О чем она просила,
Канавы на краю…
Молитва за Россию:
За родину — твою —
Мою...
За край, что полон
Был — не ея могил
За снег, что — солон
Ея слезами был…
За каждого злобивца,
За каждого безумца…
За каждого злобивца —
И все-таки любимца…
Сто пятьдесят мильонов —
Где все ея любимцы
Тому, кто на Горе —
Молитва на коре…
Стояла та береза —
России на краю,
— За тын, за плен, за слезы —
За все благодарю.
А если мало — плену,
А если много — тыну…
Сам назови мне цену…
А если скажешь: сына
Под кончиком пера
Коробится кора…
Стояла та Россия —
Обрыва на краю.
— И если скажешь — Сына… —
За всё благодарю,
* * *
Горит, горит береста…
Летит, летит молитва…
Осталась та береста
В веках — верней гранита.
1936 г.
Свидетельство о публикации №123042704430