Легенда
ошибке стесал лишнее, и пастух лишился пряди волос. Досадный промах поверг мастера в
негодование, которое он направил на самого себя: схватился за волосы и вырвал клок, после
чего с тяжёлым сердцем продолжил работу.
Я внимательно осмотрел причёску Давида, благо итальянский дворик ГМИИ предоставляет
такую возможность. Фигура повёрнута спиной к лестнице, поднимаясь по которой можно
встать вровень с шевелюрой Гиганта. Никаких утрат! Завиток к завитку, всё как задумано.
Ваятель избежал приписанной ему оплошности, но всё-таки основание для этой легенды
имеется.
26-летний Микеланджело приступил к изваянию в сентябре 1501 года. Позади был первый
римский период, и мастер уже составил себе имя двумя круглыми статуями: “Вакхом”,
исполненным для банкира Якопо Галли, и “Оплакиванием”, или Пьета, сделанным для
часовни французских королей по заказу кардинала Сен-Дени. Кардинал так и не увидел
законченную работу: он был стар, болен и отошёл в мир иной в 1499 году, когда фигуры
Марии и Иисуса были лишь вчерне намечены. Однако они уже производили нужное
впечатление, мастер получил 400 дукатов золотом – всю оговоренную сумму.
По окончании Пьета последовала пауза, которую деятельный художник заполнил работой
над алтарной картиной “Погребение Христа”, которая осталась незавершённой. В некотором
смысле это даже интересно, поскольку можно составить представление о всех стадиях
работы – от рисунка и подмалёвка до финишных слоёв. Потом последовал заказ от
немецких купцов: для них Микеланджело изваял мраморную мадонну с младенцем Иисусом.
Скульптура уехала в Брюгге, где находится по сей день.
Наконец наступил великий момент: цех суконщиков передал в распоряжение мастера так
называемый блок Дуччо, более ста лет дожидавшийся резца. За него уже брался другой
мастер, оставил сбоку глубокую выемку, выдохся и отступил. Микеланджело предстояло
вписать воображаемую фигуру в эту колонну и стесать всё лишнее.
Учитывая известную узость колонны, а также её дефекты, задача была чрезвычайно сложной
– тем более что мастер принципиально отвергал саму возможность каких-либо стыковок и
присоединений. И он справился с ней, на что ему потребовалось три года. На трёх участках
блока ваятель сознательно оставил нетронутую поверхность; и сейчас она хранит следы
другого резца. Это основание колонны, что естественно, небольшая площадка на спине и
такая же – на макушке. Её-то и приняли впоследствии за утраченный локон.
Эти нетронутые участки – своего рода свидетельство пройденного пути, изначальные
габариты мраморной глыбы. Микеланджело сохранил их, чтобы всякий мог видеть
исходную точку его труда.
“Давид с пращой, я с луком” – записал ваятель. Долгое время эта строчка представлялась
загадочной. Потом разъяснилось: первоначальную обработку блока мастер производил
посредством лучковой пилы.
02. 04. 2023
Свидетельство о публикации №123042703250
а вот подумалось - как всё-таки влияют запросы и сам уровень художественного воспитания обеспеченных людей какой-либо эпохи на развитие искусства - что позволило в достаточной мере проявить своё дарование - и тому же Микеланджело, и многим другим...
когда же люди с деньгами не понимают и не интересуются подлинным искусством - не возникает и самой востребованности в настоящих творцах - и искусство приходит в упадок...
как, похоже, происходит последнее время - вместо прекрасной живописи - на аукционах за бешеные деньги продаются запачканные накиданной краской холсты, а вместо скульптур, подобных микеланджеловским - нечто из серии "ну я так вижу"... ))
Криспи 28.04.2023 07:50 Заявить о нарушении
Дмитрий Постниковъ 28.04.2023 09:27 Заявить о нарушении
Дмитрий Постниковъ 28.04.2023 09:36 Заявить о нарушении
Дмитрий Постниковъ 28.04.2023 09:48 Заявить о нарушении