Притча во языцех
Вчера давала одному из авторов сайта ссылку на ролик канала "Аврора" интервью с российским историком Евгением Юрьевичем Спициным по вопросу создания Царем Иваном Грозным (Рюриковичем) на Руси опричнины.
Всецело разделяя именно точку зрения Спицина Е.Ю. на интересующую меня тему, попыталась переосмыслить сей период русской истории, как бы в параллели одной из фамилий моего собственного рода — Матвеевы, который как раз и упоминается впервые в истории русского народа среди опричников Грозного.
По мнению Евгения Юрьевича, опричнина создавалась Царем как противовес земщине. Что же такое земщина простыми словами, не мудрствуя лукаво? А это власть крупных землевладельцев-собственников. Сюда относились две структуры, разумеется, не выделенные особо. Да и как такового понятия "земщина" до Ивана Грозного не существовало, поскольку ничего кроме земщины на Руси и не было. Земщина, как юридический конструкт, появилась после того, как Иван Грозный отнял у боярской и церковной знати часть принадлежавших им земельных угодий и недр с полезными ископаемыми будущим "служилым людям по Отечеству"[1].
Таким образом, возникло само опричное право. Право Царя единолично распоряжаться в своих уделах, которых до сего момента у него не было в принципе. То есть, царская власть была номинальная, ничем таким особенным (в смысле того, что составляет дородность), русский царь в принципе, а Иван IV Васильевич в частности, не обладал. По всем известному положению дел Царь Иван IV не относился к высшему рангу боярской знати и владения его были "худосочными". А русская знать, как и всякая "знать", чётко блюла внутри себя, сказать бы так: табель о рангах. Доводили ли думные дело до прямого игнорирования царских приказов и распоряжений, документальная история скромно умалчивает, но бесконечные царские "опалы" на неугодных бояр и духовенство, дают повод для размышления: не пренебрегали ли царевой волей его подопечные из высшего эшелона власти?
Скованный своей боярской думой и её вертикалью власти с одной стороны, а духовенством и вертикалью власти церквей и монастырей — с другой, Царь оказывался чем-то типа "свадебного генерала".
Почему вопрос обострился именно во времена Грозного? Предполагаю, что начиналось строительство централизованного государства, государства, которое собиралось стать империей, что и удалось осуществить при следующей царской династии, но уже далеко не русской. Что, разумеется, характеризует и саму боярскую думу соответствующим образом. Кому (какому народу) удалось найти на них управу, в конце концов.
А пока Царь Иван Васильевич отправился в добровольную ссылку в Александровскую слободу. Можно предположить, что царь всерьез опасался за свою жизнь, поскольку такой бешенный муравейник лихоимцев он разворошил, причём сразу со стороны и светской, и духовной землевладельной знати, отнимая у них земельные угодья для нужд государства. Не будем забывать, что царь поддерживал "нестяжатей", которые наступали на горло привилегиям духовенства, запретил "въезд в пределы государства еврейских купцов" (процентщиков), вел войну с Ливонским орденом, который, как и нынешняя Украина, поняв бесперспективность своего противостояния с крупным этносом, элементарно "уступил" свои земли и права Объединенному Западу для достижения целей победы над Кремлём.
Самоизоляция Царя длилась что-то месяца 3-4, данных боярской думе и православному духовенству на выработку политики необходимости соглашения с Царской Властью, как единоличной властью Монарха! Вразумились ли бы земельные магнаты в результате подобного демарша, сказать сложно. Богатство сводит с ума зачастую и не таких перцев. Тем не менее, то ли кто-то подсказал Ивану Васильеву, то ли он предпринял этот вариант самостоятельно, однако из Александровской слободы в декабре 1564 года поступило два письма царя. Напомню, что номинально власть Иван IV передал на тот момент Симеону Бекбулатовичу (назначив Симеона «великим князем всея Руси»)[2].
Одно послание Царя было адресовано боярской думе и духовенству, второе - народу. Первым Царь предлагал принять его как Самодержца Руси, предупредив, что в случае неповиновения он перенесет опору власти с бояр и духовенства на русский народ. Для того, собственно, и было выдано второе послание. Царь своего рода пошел на интригу, разумно предположив, что, чтобы не потерять всё, знать пойдет на уступку Царю.
Таким образом и было сформировано два крыла власти: земская и опричная. За одной стояли думские бояре, за другой - сам Царь Иван, уже Грозный (которого "обобранная знать" по другому, известно, и не могла оставить в истории).
Наивно было бы думать, что Царь, вдруг, стал народным царём. Разумеется, это не так. Как только удалось перевесить самодержавной власти над властью коллективного боярского думского большинства, опричнина приказала долго жить. А ведь в опричники люди пошли в святой вере, что Царь - надёжа, наконец-то, уравнял права на землю не по праву рождения, а по праву службы Отечеству. Опричниками по сути становились самые худородные и худосочные дворяне. Аналогичная судьба настигала и сына Бек-Булата, отправленного в итоге в постриг.
Реальность расставила точки над i через 7 лет, когда опричнина была отменена.
В этом вопросе меня радует только то, что История не простила подобного двуличия Ивану Грозному, превратив его Лик и Имя в памяти людей (через написание соответствующей истории, всяко яко выставляющей Грозного самодуром, узурпаторам и богопротивным человеком) в монстра.
А власть таки взяло на Руси духовенство (которого особо и опасался Иван Васильевич в свое время), через сына Патриарха. Так с династией Рюриковичей было покончено. Империю строила уже иная династия, именуемая ноне: Римской - Ромой.
1. Служилые люди «по отечеству» — бояре и дворяне, получавшие землю с крестьянами по наследству или за военную службу.
2. Симеон Бекбулатович (до крещения Саин-Булат хан, татарин, в монашестве Стефан; умер 5 (15) января 1616, Москва) — касимовский хан в 1567—1573 годах, сын Бек-Булата, правнук Ахмат-хана, правившего Большой Ордой. Вместе с отцом перешёл на службу к Ивану IV Грозному.
Свидетельство о публикации №123042702969