Об эстетической развитости

Разница между эстетически развитым и эстетически неразвитым человеком – в том, что для первого красота и искусство – основное, и очень питательное, блюдо, без которого нельзя обойтись, а для вторых – жиденький десерт, который можно подавать, а можно не подавать, всё равно сытости он не прибавит. Мощное развитие декоративно-прикладного искусства предполагает эстетическую развитость, - например, в народной крестьянской культуре, где даже предметы быта покрыты росписью или резьбой или просто имеют декоративные элементы (какую-нибудь ручку в виде конской головы), - причём это относится и к предметам, принадлежащим очень бедным людям. В современной городской культуре быта всё как раз ориентировано на эстетически неразвитую аудиторию: минимализм во всём, формы предельно просты, наличие любых декоративных элементов заклеймлено как мещанство, а если они и есть, то они как бы самоценны и перешибают утилитарную функцию предмета, а не гармонируют с ней. (Например, будничная шариковая ручка предельно проста и скучна, а декоративная шариковая ручка имеет такой вид, что ей невозможно писать. Гармонии утилитарной и эстетической составляющей нет, - и ведь уже давно нет). Отсутствие красоты в быту порождает крайности: либо человек убеждается в том, что она не нужна и даже вредна (например, давеча ваш покорный слуга спорил по интернету с одной барышней, которая считала, что любые статуэтки в доме – это «пылесборники» и вообще безвкусица – а когда ей предъявили контраргумент об антикварном фарфоре музейной ценности, она восприняла его в штыки), - либо он оказывается настолько изголодавшимся по красоте, что готов платить баснословные суммы за минимальную красоту и даже за ложную. И главное, он отучается от важного навыка порождать красоту сам! (Не буду развивать мысль о том, кому в современном обществе может быть выгодно превалирование эстетически ограниченных/неразвитых/отсталых людей, - но то, что кому-то это явно выгодно, не подлежит сомнению).


Рецензии