По краю - и за край...
Проблему нерациональности русского человека, крайней полюсности его сознания ставит в тексте песни «Время колокольчиков» рок-бард Александр Башлачев. Он же раскрывает нам в этом тексте устрашающее величие русской души.
Уже в первой строфе песни он повествует о том, что русскому человеку мало «золотой середины». И в хорошем, и в плохом он легко уходит в крайность: «Если плач — не жалели соли мы, если пир — сахарного пряника»…Широта, щедрость и бескорыстие русской души показаны в этих строках. Такие качества способны привлечь к себе любого. Но тут же слышим у автора иные строки: «Век жуем матюги с молитвами…», Спим да пьём сутками и литрами…» - и мы видим, как щедрость перетекает в расточительность, а широта переходит в крайности.
Западная рассудительность, как и восточная «золотая середина» не присущи русской душе. Отсюда состояние разбалансированности, неустойчивости в русских людях. Очень много проблем происходит именно из-за этого – кидания себя «из крайности в крайность»..
Автор глубоко переживает за русский менталитет. Ему самому нравится «рвануть на четыре стороны», чтобы «пробрало до костей, до кончиков», но зачастую для быстрой езды нужно и лошадей подковать, и колеса смазать, и дороги выровнять…А главное – привести в здравый рассудок тех, кто спит сутками и пьет литрами…
От себя хочу добавить, что разделяю с Александром Башлачевым горечь за свой народ, за русских людей, которые, по мнению автора, «честные, хорошие», если их разбудить, отрезвить и отмыть от грязи,.. Но кто же должен это сделать?
Русский человек в песне «Время колокольчиков» сродни немому Герасиму из повести Тургенева «Му-му» - богатырь «вровень с колокольнями», которого опасно будить от вековечного сна, он, следуя русской поговорке, «долго запрягает, да быстро едет». «А какой русский не любит быстрой езды?», - спрашивал в своей поэме «Мертвые души» Николай Гоголь. Только езда эта зачастую по самому краю, оттого и смех у русских колокольчиков «грозный». А у Владимира Высоцкого колокольчик еще и «весь зашелся от рыданий», оттого и мольба: «Помедленнее, кони!»
Широта души, искренность, азарт, способность на поступки и вера – вот составляющие мощи русской души. «И, пусть разбит батюшка Царь-колокол», и пусть попрана христианская вера, новая музыка, «славное язычество» дает русскому человеку уникальную свободу расширить горизонты своей души еще шире. Возможность не только достигнуть края земли, но и уйти за край…
Что мы и видим в ярком творчестве, плодотворной жизни и стремительной смерти автора этой песни.
Свидетельство о публикации №123042406795
Ольга Самсонова-Гуненко 25.04.2023 15:19 Заявить о нарушении