Сказка про боярина

(По мотивам сказки Н.С.Лескова про царя-Доброхота)

Не за дальними горами, не синими морями,
Не за лесом, за рекой жил боярин молодой.
Был он русским по природе. Был любим и чтим в народе.
Обладал чудесным даром, назывался Святозаром.
Двадцать лет не знал он горя, жил, как ветер на просторе.
Был умён, красив собой. И пока что холостой.
Но невеста всё ж была: белокура и стройна,
Пышногруда, длиннонога, с виду будто недотрога.
Но природу не обманешь - ждать объятий жарких станешь.
И пора бы догадаться - им пора бы обвенчаться.
Уж назначен был и срок. Да и день тот недалёк
Был родительский наказ.
Но пришёл царя указ.

Здесь бы надо, так сказать, о царе бы рассказать.
Той страной, где жил боярин, царь немного странный правил.
Правил царь который год по прозванью Доброхот.
Как его по правде звали, то в народе, может, знали.
Только, честно говоря, прозвище дано не зря.
Царь старался честно жить, правдой править, не кривить.
Отменил он в царстве казни, наказания смягчил.
И, щадя зады ребячьи, в школах розги запретил.
Он чиновникам велел бедный люд не обижать.
А за рвенье деловое грамотою награждать.
Только что-то в царстве том жизнь не ладилась кругом.
То дождливый год наступит, а то засуха придёт,
То зима про снег забудет, то болезнь вдруг набредёт.
То зима нагрянет рано, то весна придёт нежданно,
То дождей не видно летом, то гроза гремит с рассвета.
В общем, что-то в этом царстве было всё-таки не так.
Как ни бился Доброхот, чтоб счастливым был народ,
Только счастье, как вода, утекало в никуда.
Сил не мало растеряв, Доброхот совсем устал.
Даже царская охота и потехи скоморохов,
Даже песни, даже пляски, и жены любимой ласки
Не могли унять постылой Доброхотовой тоски.
Чтоб понять, как править дале, чтоб народом подсказали,
Чтобы выслушать их сказ, издан был царём указ.
Тем указом Доброхот обязал честной народ
Крепко думать головой и дать царю совет такой,
Как всем царством дальше жить, чтобы бедность победить.
Но, чтоб не было толпы, всем не след к царю идти.
Пусть к царю придут бояре и они чтоб передали
Пожелания народа. Царь же будет ждать прихода
Верноподданных бояр. Срок три дня для них он дал.
Вот такой царёв указ Святозар узнал в тот раз.
 
Как всегда, указ не к месту.
Но ослушаться нельзя, ведь указ то от царя.
Свадебные отложив заботы, головой пришлось работать.
Первые два дня пролетели как бы зря.
Вот уж третий день пошёл. Но боярин не нашёл
Кто б ему мог подсказать, что царю то рассказать.
И, уже когда совсем стемнело и искать то надоело,
Заглянули в ту избу, что стояла на краю
Святозарова села. Бабка там жила одна.
Ведьмой звал её народ. Каждый, кто в избу войдёт,
В это первое мгновенье вдруг почувствует смятенье.
Вдоль по стенам травы сохнут, а в кадушках ветки мокнут.
Ведьма, хоть была стара, но здорова и бодра.
А в селе том каждый знал: ей нечистый помогал.
И боярин Святозар, обретя лишь речи дар,
Бабке низко поклонился и с вопросом обратился:
А не знает ли она, отчего сейчас бедна
Жизнь народишки простого? Не прогневали ль мы Бога?
Может царь неверно правил? Может, кривду кто направил?
Может быть, то ротозеи, кто чиновниками сели?
Бабка села на скамью ту, что спряталась в углу.
Долго молча та сидела, будто просто не хотела
Дать боярину ответ, что чиновников тех нет,
Кто бы честно дело делал, и за совесть, не за деньги.
Не сказать чтоб просто "Нет", молвила такой ответ.
В каждом царстве-государстве есть всегда народ простой.
А за странность поведенья называют их "Святой"
Жизнь ведут среди природы, отдалились от народа.
И не нужен им уют. Их отшельники зовут.
Хлеб едят и пьют лишь воду. Отошли от мирских дел.
День и ночь молиться Богу - вот такой у них удел.
Много ль их - не в этом суть. Каждому - свой к Богу путь.
Кто б решил вопрос царя, одного лишь знаю я.
Где искать его, не знаю.Правда, я припоминаю,
Слышала я краем уха, если только верить слухам,
То придётся постараться на границе государства,
Там, где горы входят в море, там, где ветры на просторе
Дуют не переставая, поискать его обитель.
Он, как очень древний житель,
Дом не строил во дворе. Он живёт в простой норе.
Только это всё сказала, бабка тут же замолчала.
Говорить не стала боле, а дала понять, что доле
Делать нечего гостям. Пусть идут к своим делам.

Срок три дня, что царь им дал, для бояр был очень мал.
Но царём был дан указ, значит срок - он в самый раз.
На четвёртый день с утра все бояре у двора
Собрались большой толпой. Все качали головой.
Мол, задан такой вопрос. Времен - что с Гулькин нос.
Лишь боярин Святозар вслух и слова не сказал.
Вот врата дворца открыли и бояринов впустили.
Все расселись по скамьям. И вот царь явился сам.
Кривотолки чтоб пресечь, стал держать такую речь.
Нынче наше государство стало как-то обветшать.
Править так, как было раньше, мы не можем продолжать.
Всё у нас идёт вразнос, что в посев, и что в покос.
Чем народ для нас роднее, то живёт он всё беднее.
Для того, чтоб шла работа, отменили мы охоту.
Праздники мы упразднили, чтоб в труде все люди жили.
Мы воскресники ввели, чтобы не было нужды.
Но, как видно, всё не впрок. Лучше не живёт народ.
Не видать на лицах счастья. Только беды да ненастья
Поселились в нашем царстве. Мы хотим, чтоб в государстве
Снова счастье поселилось, и надежда наша сбылась.
Потому повелеваем вам подсказку для нас дать.
Ваши мудрые решенья мы согласны принимать.
Речь царя - считай указ. Наступил бояров сказ.
Каждый должен был сказать, что же надо предпринять,
Чтобы смог царь ладно править, имя чтоб своё прославить.
Друг за другом по порядку, как рассажены на лавках,
Поднималися бояре, речь разумную держали.
Речь у каждого была и красива, и умна.
В предложениях витиевата, но по сути - слов растрата.
Много лести, слов хвалебных, предложений бесполезных.
Говорилося про всё. Разберёшь - ни то, ни сё.
Царь бояр своих прослушал. Заболели даже уши.
Царь уже совсем устал. Вот поднялся Святозар.
Он не стал хвалить царя. Он не тратил время зря.
В речь его лишь то входило, что та бабка говорила.
Царь как-будто бы проснулся. Даже как-то встрепенулся.
Святозарово признанье выслушал с большим вниманьем.
Речь закончил Святозар. Царь в раздумье помолчал.
Стукнул посохом об пол, приказал позвать дьячков.
Он велел им записать, чтоб святого отыскать
И чтоб завтрева сранья слать гонцов во все края.
С этим царь совет закрыл и бояр всех отпустил.

Царь отбыл, бояр оставив. Думать он бояр заставил.
Только так, как царь хотел, никто думать не умел.
Час судачили они. Всё же, как не проверни,
Был итог один извечно: "Оно хотя, хоша, конечно.
Только чуть чего коснись - вот оно тебе, пожалуйста".
К выводу придя такому, чтоб не думать по иному,
Порешили сделать так: из них каждый не дурак,
Чтоб идти ему туда, но не ведомо куда.
Святозар совет коль дал, пусть бы сам и исполнял.
И, довольные собой, повалили всей гурьбой
В заповедные владенья исполнять своё решенье.

Святозар один остался. Как не бился,не старался
Он боярам доказать, что один он, так сказать,
Не потянет в этом деле, что не ведал он доселе
В жизни всяческих невзгод. А теперь, поди-ка вот
Царский выполни наказ. Как так сделать, чтобы враз
Мудреца того найти и не сбиться бы с пути.
Справиться чтоб с делом тем, надо бы боярам всем
Попытать добиться счастья, в поисках приняв участие.
Но бояре знай своё: это деле, мол, твоё.
Ты с старухою общался, и царю ты сам признался,
Хоть по молодости лет, с мудреца возьмёшь совет.
И, поникнув головой, Святозар пошёл домой.

Как ему с наказом быть, как со свадьбою решить?
Свадьба - дело не простое. Это дело ведь такое,
Что готовиться к небу надо бы всему двору.
Но и свадьбы коль не будет, то с невестой что же будет?
Сколько времени ему не бывать в родном дому?
А невеста молода, и красива, и умна.
Не отыщется ли ей тот, кто станет ей родней?
Ну, так что ж ему решить? Что в начале совершить:
Царский выполнить наказ иль жениться как-то враз?
Может быть, наказ царя игнорировать не стоит зря.
Но и жизнь своя - не шутка. Потеряешь коль минутку,
То поди-ка вороти. Знать, не след сойти с пути.
Коль уж свадьба намечалась, то и надо бы с начала
Обвенчаться, отгулять, а потом уж дело знать.
Так решила за три дня Святозарова родня.

Как всегда, перед венчаньем был мальчишечник вначале.
Святозара поздравляли и напутствия давали.
Речь у всех была одна: мол, красивая жена
Коль хозяйкой сможет быть, то должна ему родить
Сыновей и дочерей, сколько Бог отпустит ей.
Но из тех, кто речь держал, ни один не подсказал
Как же доле ему жить, как царёв наказ вершить.

Свадьба всё же состоялась. И жена ему призналась,
Что всегда ему она будет преданно верна.
Ну, а что царёв наказ надо выполнить сейчас,
То, хоть грустно расставаться,
Да и с милой жизнь прекрасна,
Сделать так, как царь велит. И она благословит.
Пусть царю он верно служит, а о доме пусть не тужит.
Тут и мать его была и напутствие ему дала.
И совет дала такой: чтоб был честен пред собой,
Чист и телом и душой.
Людям делом помогал. За обиду не считал,
Если кто дурное скажет, или действием накажет.
Путь пред ним довольно сложен, но пройти его он должен.
Коль царю он слово дал, чтоб с пути не отступал.
Ну, а как дорога ляжет, интуиция подскажет.
Получив благословенье и уняв своё волненье,
Поутру собрался он и родной покинул дом.

Как боярин путь держал, как отшельника искал,
Не приводим здесь мы сказ, не про то у нас рассказ.
Долго ль, коротко ль он шёл, всё ж отшельника нашёл.
Скажем только в оправданье, что родительское назиданье
Святозар не забывал и исправно исполнял.

Много дней провёл в пути и в конце сумел найти
Ту гору и ту пещеру, где отшельник выбрал меру
Жизнь свою в подарок Богу посвятить согласно долгу.
Путь к пещере не простой, шёл он тропкою крутой.
Проходя средь мрачных скал, едва в пропасть не упал.
Но, как видно, Бог хранил и к пещере проводил.
Вход в пещеру был столь мал, что боярин и не знал,
как ему туда войти и отшельника найти.
Чтоб внимание привлечь, он держал такую речь.
Мол, посланник он царя и пришёл сюда не зря.
Путь прошёл довольно сложный.
Дать совет отшельник должен,
Как царю исправно править, чтоб царя народ мог славить.
Тут боярин замолчал и ответа ожидал.
Час прошёл, второй и третий, но не слышал он ответа.
Стал боярин сомневаться: может нет в живых уж старца.
Может зря он путь держал, зря совета ожидал.
День решил он отдохнуть, а потом - в обратный путь.
Солнце к ночи повернулось и едва горы коснулось,
Тут увидел Святозар, что не зря он ожидал.
Из пещеры не спеша, извиваясь, как змея,
Появился старый дед. Хоть прожил он много лет,
Но был гибок, быстр в движенье, и без всякого сомненья,
Видя то, каким он был, про болезни он забыл.
Святозар скорей к нему.
Мол, тебе лишь одному
Бог сумеет рассказать, что царю мне передать,
Как ему страною править, как на верный путь наставить,
Чтоб народ в достатке жил, каждый чтоб богатым был,
Чтоб народу волю дать, а чиновников убрать,
Чтобы счастье, не беда поселилось навсегда.
Высказав вопросы разом, он надеялся, что сразу
Даст ответ ему отшельник.
Но отшельник всё ж молчал, будто бы не замечал,
Что он как бы не один, а стоит тут рядом с ним
Гость нежданный и незваный, и, как видно, нежеланный.
Святозар ответа ждал и терпенье проявлял.
Но напрасно Святозар свои уши напрягал.
Не сказал старик ни слова и ушёл в пещеру снова.

Только лишь на третий день дед, сухой, как старый пень,
Языком едва владея, высказал свою идею.
Может даже не идею, а всего лишь мысли вслух,
Как лечил он свой недуг.
День за днём уж много лет исполнял он свой обет.
Он с людьми совсем не знался. Только с Господом общался.
В жизни прошлой, столь далёкой, в жизни трудной и жестокой,
Где по молодости лет испытал он много бед,
Думал о своём пути: справедливость не найти.
Но однажды, как-то ночью, когда мысли горьки очень,
Слышит, чувствуя, что он не спит, будто кто-то говорит:
Если хочешь знать ответ, есть ли мир, где нету бед,
Есть ли счастье без ненастья, без болезней есть ли быт,
То найди в горах пещеру. В ней определи себе ты меру
Жизни плотской наслажденья. И когда без раздраженья
Станешь средь природы жить, сможешь с Богом говорить.
Чтоб очиститься от скверны, ты молись всегда усердно.
Бог слова в ответ не вложит. Но найти ответ ты сможешь,
Если станешь понимать всё, что будешь наблюдать.

Я давно здесь нахожусь, наблюдаю и учусь.
Я познал Законы Жизни от рожденья и до тризны.
Даже с первого мгновенья после своего рожденья
Понял я, живя вот тут, что в основе - это труд.
Главное на жизненном пути - пропитание найти.
Ведь еда любой порой не придёт сама собой.
Чтоб едою насладиться, надо много потрудиться.
А в еде почти всегда нет излишков никогда.
А случись вдруг иногда, что есть лишняя еда,
Можно, как ты насладишься, и с другими поделиться.
Наблюдал я много раз: лишнего нет про запас.
Одинокие есть твари, так живут они без стаи,
Про запас еды не держат и всегда в одной одежде.
Если же живут семьёй, очень ценится покой.
Тут запас еды хранят из расчёта: всё съедят.
Вот теперь, когда ты сыт, можно обустроить быт.

Вновь отшельник замолчал, будто бы не замечал,
Что гость рядом здесь сидит, ждёт когда заговорит
Вновь отшельник.
Должен всё же он сказать, что царю то рассказать,
Где совет, как дальше жить, как страной руководить.
Терпеливо долго ждал. И отшельник всё ж сказал,
Что ответ прямой царю не по чину дать ему,
А Святозар, что здесь узнал, всё царю бы рассказал.
А уж царь решит пусть сам, как он править будет там.

Возвратился Святозар и царю всё рассказал.
Для себя что царь решил, как страной руководил,
Не про то здесь наш рассказ, про боярина здесь сказ.
Раз боярин отчитался, то и нам пора расстаться.
В заключение можем мы сказать, что природу уважать
Надо каждому из нас.
И на том закончим сказ.


Рецензии