1. 12 Семь дней Творения

1.12 День первый – воплощение и земное житие Иисуса Христа, Света истинного

КУДА ПРИВЕЛА ВОЛХВОВ ВИФЛЕЕМСКАЯ ЗВЕЗДА?

Первые стихи Библии говорят о том, что началом сотворения Богом нового неба и земли является рождение в Вифлееме Иудейском Спасителя мира Иисуса Христа:
«В НАЧАЛЕ СОТВОРЕНИЯ ВСЕСИЛЬНЫМ НЕБА И ЗЕМЛИ… СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА БУДЕТ СВЕТ"; И СТАЛ СВЕТ» (БЫТ.1:1-3).

Но больше информации об этом событии содержится все-таки в Новом Завете. В Евангелии от Матфея написано, что когда в Вифлееме родился Иисус Христос, в Иерусалим пришли волхвы с востока, которые искали родившегося Царя Иудейского. Найдя Младенца, они принесли Ему свои дары: золото, ладан и смирну. После ухода волхвов Ангел Господень явился во сне Иосифу и велел ему бежать с Младенцем и Матерью Его в Египет. Ирод же в это время послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже…

А в Евангелии от Луки написано, что после дней очищения Марии Младенец был принесен в храм, где Его встретили Симеон и Анна-пророчица:
"Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля… Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь" (Лук.2:25-37).

После совершения всех действий, предписанных законом, Святое Семейство вернулось в Галилею, в свой город Назарет:
"И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет" (Лук.2:39).

***

Даже перечитав несколько раз оба повествования, нелегко сразу разобраться в хронологии рождественских событий. Мы понимаем, что события, описанные в Евангелии от Матфея и включающие в себя бегство в Египет, смерть Ирода и возвращение в Назарет, не могли произойти в течение тех сорока дней от Рождества до Сретения, которые описал Евангелист Лука во 2 главе своего Евангелия. Поэтому после прочтения библейских текстов у читателя могут возникнуть вопросы.

(?) 1. Когда над Вифлеемом появилась новая звезда, которую на востоке увидели волхвы?

(?) 2. Как далеко от Иерусалима в это время находились волхвы?

(?) 3. Возможно ли было волхвам, жившим на востоке, после того как они отправились в дальний путь, застать в Вифлееме Младенца с Марией и Иосифом?
 
(?) 4. Если волхвы все-таки застали Младенца в Вифлееме и туда принесли Ему свои дары: золото, ладан и смирну, – тогда почему Мария, когда принесла Младенца в храм, не принесла в жертву Богу однолетнего агнца во всесожжение, как того требует закон Моисея?
"По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она ДОЛЖНА ПРИНЕСТИ ОДНОЛЕТНЕГО АГНЦА во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику; он принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей [младенца] мужеского или женского пола. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста" (Лев.12:6-8).

(?) 5. Когда пастухи пришли в Вифлеем, они нашли Младенца, лежащего в яслях, так как в Вифлееме для Марии с Иосифом не нашлось места в гостинице. Тогда к какому дому привела волхвов звезда, которую они увидели на небе, выйдя из Иерусалима?
"родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лук.2:7);
"пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим… пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях" (Лук.2:15,16);
"Они [волхвы], выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, ВОЙДЯ В ДОМ, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему" (Мф.2:9:11).

(?) 6. Почему Ирод приказал убивать в Вифлееме младенцев ОТ ДВУХ ЛЕТ и ниже, если Младенцу Иисусу в то время, когда Он находился в Вифлееме, не было и двух месяцев?

(?) 7. Когда произошло бегство Святого Семейства в Египет?

***

*1*

Сначала попробуем выяснить: когда на небе могла появиться звезда, которую на востоке увидели волхвы?

Сегодня многие верующие считают, что звезда появилась на небе тогда, когда в Вифлееме родился Младенец Иисус.

=============
«Вифлеемская звезда, или Звезда волхвов, или Звезда Рождества – необычное небесное явление, которое, согласно Евангелию от Матфея, восточные волхвы назвали звездой. Увидев её на восходе и решив, что родился "царь Иудейский", они пришли в Иерусалим, чтобы поклониться ему».
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Вифлеемская_звезда)
=============

Эту звезду сегодня называют Рождественской или Вифлеемской. Увидев ее, волхвы сразу обратили внимание на то, что она, в отличие от других небесных светил, не "гуляла" всю ночь по звездному небу, но всегда стояла на одном и том же месте, как бы указывая жителям земли одно единственно верное направление. Волхвы быстро определили, что в том направлении находится земля Иудеев, которые во время царствования Навуходоносора находились в Вавилонском плену.

=============
«Вавилонский плен или Вавилонское пленение (ивр. … галут Бавел) – период в истории еврейского народа с 597 по 539 год до н. э. Собирательное название серии насильственных переселений в Вавилонию значительной части еврейского населения Иудейского царства во времена правления Навуходоносора II.
Эти изгнания происходили на протяжении 16 лет (598–582 годы до н. э.) и были карательными мерами в ответ на антивавилонские восстания в Иудее. Этот период завершился с возвращением части евреев в Иудею после завоевания Вавилонии персидским царём Киром II Великим.
Вавилонское пленение привело к появлению крупной еврейской диаспоры и стало поворотным пунктом в развитии еврейского религиозно-национального сознания. Так, в диаспоре пророчествовал один из трёх "великих пророков" иудаизма – Иезекииль».
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Вавилонский_плен)
=============

Вероятно, Вифлеемская звезда появилась на небе тогда, когда в Вифлееме родился Иисус Христос. Но есть на этот счет и другие мнения.

=============
"…Когда же появилась эта звезда? Святитель Златоуст говорит, что волхвы увидели ее задолго до Рождества Христова, по крайней мере за столько времени, сколько нужно было волхвам для путешествия в Иудею. А наш святитель Димитрий Ростовский говорит, что, придерживаясь мнения святителя Златоуста, благопристойно думать, что эта звезда явилась за девять месяцев до Рождества Христова, в тот благословенный день и час, когда благовестием Архангела и наитием Духа Святаго зачат был во чреве Матери Господь наш Иисус Христос…"
(Троицкие листки игумена Пантелеимона)
=============

Но все-таки более логичным выглядит предположение, что звезда на небе появилась тогда, когда на земле родился Иисус Христос:
"что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф.18:18).

*2*

Где находились волхвы в тот момент, когда на небе появилась Вифлеемская звезда?

Большинство комментаторов Библии придерживаются той точки зрения, что волхвы пришли в Иерусалим из Междуречья, откуда за 2 тысячи лет до этого вышел Авраам со своим отцом, женой и племянником:
"И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую" (Быт.11:31).

На географической карте (https://geneva-bible.ru/i/img/ngsb/m29.png) видно, что ближайшим более-менее обжитым местом, которое находится на востоке от Иудеи, была (и остается до сих пор) местность между реками Тигр и Евфрат в районе древнего Вавилона. Ближе находится Аравийская пустыня, где могли находиться разве что немногочисленные кочевые племена, а дальше на востоке жили мидяне и парфяне – предки современных жителей Ирана, Ирака, Афганистана…

=============
«…Единственным местом "восточнее", которое в древности было центром астрологии и астрономии и где жили евреи, историки считают город Вавилон на территории современного Ирака…»
(https://ria.ru/20190107/1548431360.html)
=============

Расстояние от древнего Вавилона до Иерусалима по прямой составляет около тысячи километров. Но если идти по дорогам того времени (в обход пустыни), то пройти надо было около полутора тысяч километров…

*3*

Возможно ли было волхвам, жившим на востоке, за то время, которое Младенец мог находиться в Вифлееме, то есть за полтора месяца приехать на верблюдах из Междуречья в Иерусалим?

Согласно Библии, Иосиф и Мария с Младенцем находились в Иудее примерно сорок дней (7+33):
"если женщина зачнет и родит [младенца] мужеского пола, то она нечиста будет СЕМЬ ДНЕЙ… И ТРИДЦАТЬ ТРИ ДНЯ должна она сидеть, очищаясь от кровей своих" (Лев.12:1-4).

После дней очищения Марии Младенца принесли в Иерусалим:
"когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу" (Лук.2:22,23).

А после посещения храма, как повествует Евангелие от Луки, Святое Семейство благополучно вернулось в свой город Назарет:
"И когда они совершили все по закону Господню, ВОЗВРАТИЛИСЬ В ГАЛИЛЕЮ, в город свой Назарет" (Лук.2:39).

Таким образом, у волхвов, находившихся за тысячу километров от Иудеи, было не очень много времени для того, чтобы после появления на небе новой звезды приехать в Иудею и застать там родившегося Младенца. Ведь волхвам, прежде чем отправиться в далекое путешествие, оставив свои дома и семьи, нужно было выяснить, что означает появление на небе новой звезды. А для этого надо было основательно изучить все известные на то время учения, говорящие о появлении на небе новых звезд: философию, астрономию, религию и особенно иудаизм. Следили же волхвы за новой звездой, погружаясь в свои размышления, вероятно, не одну ночь…

Но даже если допустить, что волхвы отправились в далекий путь на следующий же день после появления на небе звезды, далеко не факт, что за сорок дней они смогли бы добраться до Иерусалима:

=============
"Семь путешественников из Монголии решили за два года преодолеть 12 тысяч километров Шелкового пути.
Отчаянные монгольские странники собрались в путешествие на верблюдах от Монголии до Великобритании. Расстояние, которое они преодолеют на двугорбых, составляет 12 тысяч километров.
Маршрут монголов воспроизводит Шелковый путь, который пролегает через 15 стран…"
(https://news.myseldon.com/ru/news/index/187718137)
=============

2 года – 12000 км
1 год  – 6000  км
6 мес. – 3000  км
3 мес. – 1500  км

Как видим, караван верблюдов проходит полторы тысячи километров примерно за 90 дней. Волхвам же, чтобы застать Младенца в Вифлееме, надо было ехать в два раза быстрее…

Конечно, если Вифлеемская звезда появилась на небе до рождения Младенца, то ехать можно было чуть помедленнее, однако сами волхвы, судя по всему, не сомневались в том, что появление на небе новой звезды возвестило миру о рождении Иудейского Царя:
"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему" (Мф.2:1,2).

Итак, подведем итог: появление на небе новой звезды волхвы связывали с тем, что Иудейский Царь уже родился, а находились они тогда на востоке – за тысячу километров от Иудеи:
"мы видели звезду Его [находясь] на востоке" (Мф.2:2).

Можно также предположить, что Вифлеемскую звезду видели не все люди:
"кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия" (Ин.3:3);
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф.5:8);
"Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый… Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня… Тут была также Анна пророчица" (Лук.2:25-36);
"мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших" (2Пет.1:19);
"Кто побеждает… дам ему звезду утреннюю" (Откр.2:26-28).

Когда волхвы отправились в Иерусалим, они, судя по всему, перестали видеть Вифлеемскую звезду, а некоторые жители Иерусалима о ней, возможно, даже и не слышали…

*4*

Если волхвы нашли Младенца в Вифлееме и туда принесли Ему свои дары: золото, ладан и смирну, – тогда почему Мария, когда принесла Младенца в храм, не принесла в жертву Богу однолетнего агнца во всесожжение, как того требует закон Моисея?

Да, закон в данном случае требует от Иудеев приносить в жертву Богу однолетнего агнца:
"По окончании дней очищения своего за сына или за дочь она ДОЛЖНА ПРИНЕСТИ ОДНОЛЕТНЕГО АГНЦА во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику; он принесет это пред Господа и очистит ее, и она будет чиста от течения кровей ее. Вот закон о родившей [младенца] мужеского или женского пола" (Лев.12:6,7).

Мария же, как написано во 2 главе Евангелия от Луки, принесла только птиц:
"А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем… и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных" (Лук.2:22-24).

Почему Мария не принесла во всесожжение агнца?

Во-первых, Мария принесла в храм Истинного Агнца – Божьего Сына Иисуса:
"видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира" (Ин.1:29).

А что касается принесения в жертву животных, то закон Моисея позволяет женщине не приносить в жертву агнца, если она не в состоянии этого сделать:
"Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста" (Лев.12:8).

Тот факт, что Мария не принесла в жертву Богу однолетнего агнца, свидетельствует о том, что в то время (через сорок дней после рождения Младенца) золота у нее не было. Следовательно, и встречи с волхвами тогда еще тоже не было!

=============
«…Лук.2:22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
23 как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу,
24 и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных.
Когда совершилось принесение Господа во храм – до или после поклонения волхвов?
Несомненно – до поклонения. За такое предположение говорят следующие соображения:
а) Бегство св. семейства в Египет следовало непосредственно за поклонением волхвов, как это ясно видно из 13-14 стихов 2-й гл. Евангелия от Матфея. Отсюда можно заключить, что св. семейству некогда было сходить в Иерусалим после прибытия волхвов.
б) Притом Ирод был уже уведомлен волхвами о рождении Царя Иудейского и должен был после того принять меры к отысканию нового "царя".
в) Затем, если бы в это время еще Симеон и Анна засвидетельствовали о рождении Мессии, то положение св. семейства еще более бы ухудшилось.
г) Наконец, и тон речи Симеона, и рассказы Анны о рождении Мессии, как о событии только что ставшем известным, заставляют относить принесение Христа во храм ко времени, предшествующему поколению волхвов (Богословский, с. 360-361)…»
(Лопухин А.П., Толковая Библия)
=============

*5*

Если в Вифлееме для Марии с Иосифом "не нашлось места в гостинице", тогда к какому дому привела волхвов звезда, которую они опять увидели на небе, когда вышли из Иерусалима?

Когда волхвы выяснили, что появление Вифлеемской звезды возвестило миру о рождении в Иудее Мессии-Царя, они решили, что родившийся Царь должен находиться в царском дворце и что неплохо бы выразить Ему свое почтение и принести в качестве подарка свои сокровища.

Волхвы, конечно, не были профессиональными гонщиками на верблюдах, потому что эта профессия появилась значительно позже:

=============
"Верблюжьи бега – многомиллионный бизнес. К примеру, на этих соревнованиях в Дубае призовой фонд составляет три миллиона долларов. Но и затраты немалые. Цены на верблюдов устанавливает государство – начинаются они от 55 тысяч долларов. А стоимость животных–победителей может доходить до 30 миллионов. Помимо всего прочего, верблюды любят и вкусно поесть. Колючки – рацион не чемпионский. В меню – мед, финики, яйца, различные витамины и даже коровье молоко. В среднем на питание одного верблюда тратят тысячу долларов в месяц.
Правда, гоночными эти животные стали не по своей воле, для них это в прямом смысле слова был вопрос жизни и смерти. Полностью одомашненные верблюды с появлением автомобилей перестали быть основным средством передвижения по пустыне, поэтому чтобы не тратиться на содержание, их просто выпускали на волю. А к жизни в дикой природе они оказались совершенно не готовы. Спас их король Саудовской Аравии, который в 1964 году решил превратить этих верблюдов из скитальцев в гонщиков".
(Об этом сообщает "Рамблер")
=============

Волхвы понимали, что для них дорога в Иерусалим займет месяца три-четыре – не меньше. Поэтому они решили прийти в Иерусалим на следующий год – на день рождения Иудейского Царя, которое, как они были уверены, будет праздноваться во дворце…

После этого, скорей всего, волхвы перестали видеть на небе звезду, потому что начали думать "не о том, что Божие, но что человеческое". Однако от своего намерения они не отказались…

Через год волхвы совершили далекое путешествие в Иерусалим. Не найдя в царском дворце Младенца, они поняли, что шли в неверном направлении…

Но когда они вышли из Иерусалима – из центра мертвой религии, над их головами опять засияла Рождественская звезда. Теперь эта звезда была для волхвов путеводной, и она привела их к БОЖЬЕМУ ДОМУ и к личной встрече с Царем царей и Господом господствующих.

А находился тогда Божий дом не в Иерусалиме, а в Назарете – в Галилее языческой:
"Иисус ходил по Галилее, ибо по Иудее не хотел ходить, потому что Иудеи искали убить Его" (Ин.7:1);
"И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет" (Лук.2:39).

Именно в языческую Галилею, а не в Иудейский Вифлеем привела волхвов Рождественская звезда, которую они опять начали видеть на небе, после того как вышли из Иерусалима:
"Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет… Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира" (Ис.9:1-6);
"Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Мф.2:9-11).

*6*

Почему Ирод приказал убивать в Вифлееме младенцев от двух лет и ниже, если Младенцу Иисусу в то время, когда Он находился в Вифлееме (или мог там находиться), не было и двух месяцев?

В Библии написано, что время появления звезды Ирод узнал от волхвов:
"Ирод… послал избить всех младенцев в Вифлееме… от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Мф.2:16).

Волхвов новая звезда заинтересовала, возможно, потому, что перед этим они слышали от потомков пленных Иудеев рассказы о едином Боге, сотворившем небо и землю. А когда волхвы прочитали закон Моисея и пророков, Бог, возможно, отверз им ум к уразумению Писаний, а также положил им на сердце ожидать Мессию – Спасителя всех племен и народов:
"благословятся в семени твоем все народы земли" (Быт.22:18);
"с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена" (Дан.9:25).

Таким образом, Пришествия на землю Иудейского Царя в Иудее ожидал праведный Симеон Богоприимец, а на востоке – языческие мудрецы (волхвы).

Ирод же, царствовавший в Иудее, на самом деле даже Иудеем не был. Он был Идумеянином – потомком Исава и дальним родственником известного библейского персонажа Амалика:
"Так говорит Господь Саваоф… порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти" (1Цар.15:2,3).

После появления на небе новой звезды волхвы, вероятно, прочитали Священные Иудейские Книги. Ведь перед тем как отправиться в далекую страну и явиться с подарками в царский дворец, волхвам, чтобы не ошибиться и не выставить себя на смех перед всем народом, нужно было тщательным образом все проверить. Только убедившись, что они не ошибаются, что Иудейский Царь действительно родился, волхвы приняли решение отправиться в Иудею, чтобы там, на месте, поклониться Царю всех царей, Которому само небо оказало великую честь.

Свои подарки волхвы решили принести Царю ровно через год после появления на небе звезды, то есть ко дню Его рождения, которое, как они считали, будет праздноваться в царском дворце. Ведь для язычников день рождения всегда считается одним из самых значительных праздников, и подарки к этому дню всегда приходятся кстати:
"Ирод, по случаю [дня] рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским" (Мар.6:21);
"На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих" (Быт.40:20).

Волхвы не сомневались, что найдут Младенца в царском дворце, хотя, входя в Иерусалим, звезду перед собой они, вероятно, уже не видели…

Ирод, когда принял волхвов, согласился с ними, что появление на небе звезды год назад могло указывать на рождение Мессии. Он прекрасно помнил, как год назад Вифлеемские пастухи видели ночью Ангела Господня, и их рассказы потом еще долго пересказывались в городе:
"В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи" (Лук.2:8-18).

Через год после тех событий, когда в Иерусалим пришли волхвы с востока, отношение Ирода к тем рассказам пастухов кардинально изменилось. А после того как Ирод, вдобавок ко всему, увидел себя осмеянным волхвами, он решил, что для него настало время действовать, и он послал избить всех младенцев в Вифлееме от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф.2:16).

В то время Ирода интересовали только годовалые мальчики, так как звезда, по словам волхвов, появилась на небе ровно год назад. Пастухи Вифлеемские тоже видели Ангела Господня год назад. Но, приказывая убить младенцев, Ирод к возрасту 1 год добавил величину допуска +/– 1 год, чтобы перестраховаться и быть уверенным, что после этой акции никакой мальчик, родившийся 12 месяцев назад, живым в Вифлееме точно не останется:
"Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет" (Мф.2:16-18).

А о том, что Младенец и Его родители могли и не быть жителями Вифлеема, Ирод не знал, потому что полностью доверился первосвященникам и книжникам народным:
"Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля" (Мф.2:1-6).

*7*

Когда произошло бегство Святого Семейства в Египет?

После рождения Младенца Мария с Иосифом около 40 дней находились в Иудее, после чего Святое Семейство благополучно вернулось в Назарет:
"когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу… И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет" (Лук.2:22-39).

Волхвы же с дарами пришли в Иерусалим ровно через год после появления на небе Вифлеемской звезды. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, "выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему" (Мф.2:7,8)…

Когда волхвы ушли от Ирода, звезда опять явилась им на небе, и это их весьма обрадовало:
"Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою" (Мф.2:9,10).

Звезда привела волхвов к дому, где находился Младенец. Разумеется, в то время Младенец и Его родители находились у себя дома в Назарете.

Именно в Назарет, а не в Вифлеем привела волхвов Рождественская звезда!

*БЕГСТВО В ЕГИПЕТ*
"Когда же они [волхвы] отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет" (Мф.2:13-18).

Когда волхвы иным путем отошли в свою страну, Ирод увидел себя осмеянным волхвами и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже. Но перед этим Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал Ему взять Младенца с Матерью Его и бежать в Египет.

(?) У нас может возникнуть вопрос: если Младенец в это время находился в Назарете (за 120 км от Вифлеема), тогда зачем понадобилось бегство в Египет?..

Дело вот в чем. Когда в Вифлеем придут "ищущие души Младенца" и начнут убивать "детей Рахили", тогда жители Вифлеема, чтобы спасти своих детей, могли бы рассказать посланникам Ирода о тех событиях, которые произошли в Вифлееме год назад, когда к ним на объявленную кесарем перепись прибыла семья из Галилеи. Тогда Ирод, имея данные переписи, если бы счел нужным, мог бы получить сведения о родителях Младенца. Поэтому уходить из Назарета Иосифу и Марии с Младенцем надо было сразу после ухода волхвов. Подаренные же волхвами сокровища могли в какой-то степени облегчить Святому Семейству многочисленные трудности во время бегства в Египет.

Благодаря предупреждению Ангела Господня Иосиф, идя в Египет, мог сравнительно безопасно пройти по дорогам Иудеи…

*ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ЕГИПТА*
"По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется" (Мф.2:19-23).

При чтении этого текста может создаться впечатление, будто Иосиф, возвращаясь из Египта домой, хотел остановиться в Иудее. Но ведь в этом нет ничего удивительного – там жили ИХ РОДСТВЕННИКИ: священник Захария, его жена Елисавета, а также их сын Иоанн, который родился на полгода раньше Иисуса.

(?) Так почему же Святому семейству при возвращении из Египта было не остановиться на пару дней У СВОИХ РОДСТВЕННИКОВ?

В первой главе Евангелия от Луки написано:
"Ангел сказал Ей [Марии] в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, РОДСТВЕННИЦА ТВОЯ, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц… Встав же Мария во дни сии, С ПОСПЕШНОСТЬЮ ПОШЛА В НАГОРНУЮ СТРАНУ, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету… Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой. Елисавете же настало время родить, и она родила сына" (Лук.1:34-57).

Как видим, Ангел даже не велел Марии отправляться за сотню километров К СВОЕЙ РОДСТВЕННИЦЕ, но она сама приняла решение пойти к ней. Очевидно, для Марии в этом не было ничего необычного. И пока Елисавете не настало время родить, Мария три месяца находилась рядом с ней…

А спустя полгода самой Марии пришло время родить. Евангелие говорит, что в те дни для Иосифа и Марии не нашлось места в Вифлеемской гостинице:
"и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лук.2:7).

(?) Но неужели для Матери Господа не нашлось места в доме священника Захарии, где она совсем недавно прожила три месяца?

Возможно, когда Иосиф с Марией шли в Вифлеем на перепись, Иосиф имел намерение остановиться с Марией в местной гостинице, чтобы не доставлять лишних хлопот Елисавете и Захарии, которые были уже немолоды:
"И сказал Захария Ангелу… я стар, и жена моя в летах преклонных" (Лук.1:18).

Однако после того как в гостинице свободных мест не оказалось и после того как Младенец родился, Иосиф и Мария с Младенцем, скорей всего, все-таки пришли к своим родственникам в город Иудин, чтобы полтора месяца пожить у них.

Мария и Елисавета знали, что после дней очищения им нужно будет принести своих сыновей в храм, поэтому все вопросы, связанные с прибытием Марии с Младенцем в Иерусалим, они, наверняка, обсудили заблаговременно. Не могли ведь они знать, что через полгода выйдет повеление от кесаря Августа сделать перепись по всей земле, и ей придется прежде запланированного срока прибыть в Иудею, в родной город ее мужа:
"В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей" (Лук.2:1-6).

А о том, какие отношения сложились между Марией и Елисаветой, свидетельствует Священное Писание:
"Мария… с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что ПРИШЛА МАТЕРЬ ГОСПОДА МОЕГО КО МНЕ?" (Лук.1:39-43).
 
Если во дни очищения Марии она с Младенцем и Иосиф жили в доме священника Захарии (в нагорной стране, в городе Иудином), то для них это могло быть очень благословенное время: два Сына (Иисус и Иоанн), две Матери (Мария и Елисавета) и их праведные мужья (Иосиф и Захария) провидением Всевышнего собрались вместе в одном доме…

Сам же город Иудин, в котором жил священник Захария, как считают исследователи Библии, находился недалеко от Вифлеема:

=============
«…"нагорной" или "горной" страной принято было у иудеев называть собственно ту часть Иудеи, которая состояла из горной цепи.
"В город Иудин", т. е. в один из городов, принадлежавших колену Иудину. Согласно новейшим исследованиям, это был город Вет-Захарие, следы которого найдены на месте, принадлежащем в настоящее время русскому правительству. Это место находится близ Вифлеема».
(Лопухин А. П., Толковая Библия)
=============

Таким образом, при возвращении из Египта в Галилею у Иосифа и Марии могло возникнуть естественное желание остановиться на несколько дней У СВОИХ РОДСТВЕННИКОВ в Иудее:
"Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву… Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские" (Мф.2:19-23).

Существует однако предание, согласно которому, когда Ирод побивал младенцев в Вифлееме, тогда же в храме был убит священник Захария:
"да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником" (Мф.23:35).

=============
«…Когда нечестивый царь Ирод услышал от волхвов о родившемся Мессии, он решил избить в Вифлееме и его окрестностях всех младенцев в возрасте до 2-х лет, надеясь, что в их числе будет и родившийся Мессия. Ирод хорошо знал о необычном рождении пророка Иоанна и хотел убить его, опасаясь, что он и есть Царь Иудейский. Но праведная Елисавета укрылась вместе с младенцем в горах. Убийцы повсюду искали Иоанна. Праведная Елисавета, увидев преследователей, со слезами стала молить Бога о спасении, и тотчас расступившаяся гора укрыла ее вместе с младенцем от погони. В эти бедственные дни святой Захария исполнял свою чреду служения в Иерусалимском храме. Воины, посланные Иродом, тщетно пытались узнать у него, где находится его сын. Тогда по повелению Ирода они убили святого пророка, заколов его между жертвенником и алтарем (Мф.23:35). Праведная Елисавета скончалась через 40 дней после своего супруга, а святой Иоанн, хранимый Господом, пребывал в пустыне до дня своего явления израильскому народу…»
(https://azbyka.ru/days/sv-zaharija-pravednyj)
=============

Но существует и другое объяснение текста Мф.23:35:

=============
«…Согласно Протоевангелию Иакова (вторая половина II века), во время избиения младенцев, когда Елизавета с их сыном скрывалась в пустыне, Захарию, служившего в храме, стали допрашивать о том, где его сын. Он отказался отвечать, и его убили прямо в святилище.
Этот эпизод получил широкое распространение в средневековье. Возможно, он относится к Евангельскому тексту про "кровь Захарии":
"да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником" (Мф.23:35).
Однако большинство библеистов относит его либо к личности пророка Захарии:
"В восьмом месяце, во второй год Дария, было слово Господне к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову, пророку: прогневался Господь на отцов ваших великим гневом, и ты скажи им: так говорит Господь Саваоф: обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф" (Зах.1:1-3);
либо к упомянутому во Второй книге Паралипоменон "Захарии, сыну Иодая священника":
"И Дух Божий облек Захарию, сына Иодая священника, и он стал на возвышении пред народом и сказал им: так говорит Господь: для чего вы преступаете повеления Господни? не будет успеха вам; и как вы оставили Господа, то и Он оставит вас. И сговорились против него, и побили его камнями, по приказанию царя, на дворе дома Господня. И не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай, отец его, и убил сына его. И он умирая говорил: да видит Господь и да взыщет!" (2Пар.24:20-22)».
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Захария)
=============

***

Когда Мария с Младенцем и Иосиф находились в Египте, Ангел Господень сказал Иосифу идти "в землю Израилеву". В то время землей Израилевой была не только Иудея, но также Самария и Галилея, где жили Иосиф с Марией. Из Египта Святое Семейство направлялось, конечно, домой – в город Назарет. Но, идя мимо Иудеи, они, возможно, планировали остановиться на некоторое время у своих родственников – Захарии и Елисаветы. Получив же во сне откровение, они не стали останавливаться в Иудее, а пошли домой – в пределы Галилейские.

=============
"…В эпоху римской власти Израиль был разделен на три провинции: Иудею, Самарию и Галилею, причем, последняя была самой большой…"
(https://dzen.ru/a/YSZSh18QKz3Plw8q)
***   ***   ***
"…Изначально в Галилее жили представители колен Неффалима, Завулона…
Ирод Великий (правивший при римлянах, 37-4 г. до Р.Х.) присоединил Галилею к своему царству, и туда переселились некоторые иудеи…
После смерти Ирода Великого Галилея была включена в тетрархию Ирода Антипы (4 до Р.Х. — 39 г. по Р.Х.)…"
(Галилея — Большой Библейский Словарь: https://bible.by/lexicon/btd/word/1050/)
=============


Рецензии