Сергей Булгаков. Христианский социализм
Выросший из легального марксизма, а уже ставший православным священником, знаменитый философ и публицист Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), имел непреодолимый интерес к такому социально-политическому явлению, как «христианский социализм». Множество его работ по этой теме новосибирские издатели в 1991 году объединили в сборник с одноимённым названием. Будучи по политическим убеждениям именно христианским социалистом, я долгие годы помнил и вспоминал об этой книге, которую я процитирую здесь. Итак, работа «Христианство и социализм», глава «христианский социализм»…
«Итак, существует противоположность между мировоззрением религиозным, для которого вся человеческая жизнь, в частности и хозяйственная деятельность, протекает в согласии с законом высшей божественной правды, и зоологическим, одну из разновидностей которого имеем мы и в социализме. Противоположность заключается здесь в духовных мотивах, но отнюдь не в самом социализме. И в древности, в Афинской республике IVвека, когда великий философ Платон в своём произведении «Политейа» начертил свой идеал социализма, который коренным образом отличался от захватного, своекорыстного , мещанского социализма, и тогда уже широко разлитого в массах. Платон указал здесь, что вся человеческая жизнь, а в частности, и хозяйственный строй, должны строиться на основании высших идеальных норм «справедливости», но отнюдь не на борьбе себялюбий, единоличных и групповых. Эта же мысль легла в основу христианской проповеди в первые века христианства.»
«Основная мысль «христианского социализма» состоит в том, что между христианством и социализмом может и должно существовать положительное отношение. Христианство даёт социализму недостающую ему духовную основу, освобождая его от мещанства, а социализм является средством для выполнения велений христианской любви, он выполняет правду христианства в хозяйственной жизни. Разумеется, насколько социализм проникается антихристианским духом и отдаётся чарам первого искушения (Христа в пустыне), он не может быть соединён с христианством, которое требует прежде всего человеческого сердца, но в социализме самом по себе, рассматриваемом как совокупность мер социальной политики, нет ничего, что бы не соответствовало христианской морали. Потому самая мысль о «христианском социализме» не содержит в себе ничего противоречивого. Принципиально «христианский социализм» вполне возможен».
«Вопрос об оправдании социализма в религиозном его смысле многократно разбирался в новейшей русской литературе… Вообще идеи «христианского социализма» сейчас имеют для себя очень благоприятную почву в России как среди православного духовенства, так и среди православного народа. Нередко высказывается пожелание о том, чтобы у нас возникла самостоятельная партия христианских социалистов. Однако едва ли можно разделить это пожелание. Пусть социалисты делаются христианами, а через то христианизируется их социализм, но выступать с проповедью особой партии христианского социализма – это значит принижать вселенские глаголы христианства и самую Церковь ставить в положение партии…».
Эти в общем-то здравые доводы я хотел бы прокомментировать опытом современной мировой политики, в которой христианские социалисты имеют весьма успешное место. Но принцип социального государства является, на мой взгляд, непререкаемым основанием христианского социализма в современном российском обществе. Так христианские принципы политики и экономики преследуются не только отдельными «социалистами», но и всей госструктурой начиная с президента. И нельзя умалять того, казалось бы, печального наследия советского социализма в сознании делателей современной российской демократии.
А. Михаил. 21 апреля 2023 года.
Свидетельство о публикации №123042106572