Эссе Набонид и Валтасар

НАБОНИД.

(из аккадского, означает «Нево [вавилонский бог] превознесён»).

Последний верховный правитель Вавилонской империи, отец Валтасара. На основании клинописных текстов принято считать, что он правил около 17 лет (556—539 до н. э.). Набонид увлекался литературой и искусством, а также был крайне религиозным человеком.

В своих надписях Набонид заявлял, что он происходил из царского рода. Табличка, обнаруженная недалеко от древнего Харрана, позволяет заключить, что мать Набонида или его бабушка была жрицей бога луны Сина (Ancient Near Eastern Texts / Под ред. J. Pritchard. 1974. С. 311, 312). Царь Набонид старался укрепить культ Сина и уделял много внимания городам Харрану и Уру, которые были центрами этого культа.

В клинописных табличках, датированных восьмым годом правления Навуходоносора (нисан 617 — нисан 616 до н. э.), упоминается некий градоначальник Набунаид. Некоторые историки убеждены, что этот человек и есть Набонид, впоследствии ставший царём Вавилона. Однако это предполагает, что Набонид получил столь ответственный пост, будучи очень молодым, и что во время падения Вавилона, примерно 77 лет спустя (539 до н. э.), он был очень стар.

Описывая события 20-го года правления Навуходоносора (нисан 605 — нисан 604 до н. э.), греческий историк Геродот сообщает о мирном договоре, заключённом между лидийцами и мидянами при посредничестве «вавилонянина Лабинета» (I. 74). Считается, что так Геродот называет Набонида. Кроме того, Геродот пишет, что Кир Персидский воевал с сыном Лабинета и Нитокрис (I. 188).

В книге о Набониде и Валтасаре профессор Р. Ф. Дохерти выдвигает предположение, что Нитокрис была дочерью Навуходоносора и что Набонид (Лабинет) был его зятем (Dougherty R. P. Nabonidus and Belshazzar. Нью-Хейвен, 1929. С. 63, а также 17, 30). Тогда «сын» Набонида (Лабинета) и Нитокрис, упоминаемый Геродотом,— это Валтасар, с которым Кир действительно воевал. Хотя эта гипотеза построена практически на одних умозаключениях, она объясняет, каким образом Набонид оказался на вавилонском престоле. Она также согласуется с тем, что в Библии Навуходоносор называется «отцом» сына Набонида Валтасара (Дан 5:11, 18, 22) — иногда слово «отец» применялось к дедушке или другому предку. В таком случае Валтасар мог приходиться Навуходоносору внуком.
 
Набонид взошёл на престол сразу после убийства Лабаши-Мардука. Однако в одной из своих надписей Набонид называл себя «могучим посланником» Навуходоносора и Нериглиссара. Этим он, по сути, утверждал, что он не узурпатор и получил власть на законных основаниях.

В молитвах, записанных на нескольких призмах, Набонид просит бога луны за себя и за своего первенца, Валтасара (Documents From Old Testament Times / Под ред. D. W. Thomas. 1962. С. 73). Как видно из одной надписи, в третьем году своего царствования, прежде чем отправиться в поход, во время которого была завоёвана Тема (Тейма; библ. Фема) в Аравии, Набонид поручил правление в Вавилоне Валтасару.

Согласно той же надписи, вавилоняне были недовольны тем, что Набонид выдвигал на первое место культ бога луны и не приходил в Вавилон, чтобы праздновать Новый год. В хронике Набонида в связи с 7, 9, 10 и 11-м годами его царствования каждый раз говорится, что царь был в Теме, и повторяется следующее: «Царь не приходил в Вавилон [для празднований в месяце нисане], [истукан] Набу не приходил в Вавилон, [истукан] Бела не выносили [из Эсагилы в торжественной процессии], праздник Нового года не справлялся» (цитата по: Тураев Б. А. История Древнего Востока. Мн., 2002. С. 508). Части хроники, в которых говорится о других годах, сильно повреждены, и поэтому сведения о них неполные.

О городе-оазисе Тема в одном тексте говорится: «Город он украсил... они сделали его [дворец] подобным дворцу в Вавилоне» (Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. Ч. 2. С. 22). Судя по всему, Набонид сделал Тему своей резиденцией, и из древних надписей видно, что караваны верблюдов доставляли туда продовольствие из Вавилонии. Управление Вавилоном Набонид доверил Валтасару, хотя при этом сохранил за собой положение верховного правителя. Поскольку Тема располагалась на пересечении караванных путей, которые проходили через Аравию и по которым перевозили золото и пряности, интерес Набонида к этому городу мог быть обусловлен экономическими причинами. Или же его могло привлекать то, что город занимал стратегически выгодное положение в военном отношении. Предполагают также, что Набонид решил управлять Вавилоном через сына из политических соображений. Другими возможными причинами, почему Набонид отдавал предпочтение Теме, могли быть здоровый климат тех мест, а также широкое распространение в Аравии культа бога луны.

О деятельности Набонида между 12-м и последним годом его правления ничего не известно. Предчувствуя угрозу нападения мидо-персидских войск во главе с Киром Великим, Набонид заключил союз с Лидийским царством и Египтом. Согласно хронике Набонида, в год вторжения мидян и персов Набонид находился в столице. Туда привезли идолов богов разных вавилонских городов и провели празднование Нового года.

О военных действиях Кира в том же документе говорится, что после победы в Описе он захватил Сиппар (около 60 км к Северу от Вавилона) и что тогда «Набонид бежал». Далее в хронике сообщается о захвате Вавилона мидо-персидскими войсками и говорится, что, «когда Набонид отступил, он был схвачен в Вавилоне» (Там же. С. 18). Согласно Беросу, вавилонскому жрецу, жившему в III в. до н. э., Набонид выступил против Кира и сразился с ним, но потерпел поражение. Затем, по словам Бероса, Набонид укрылся в Борсиппе (к Югу-Юго-Западу от Вавилона), а после падения Вавилона сдался Киру и был выслан в Карманию (южная Персия). Рассказ Бероса согласуется с 5-й главой библейской книги Даниила, в которой говорится, что во время гибели Вавилона обязанности царя исполнял Валтасар.

По поводу отсутствия имени Набонида в 5-й главе Даниила стоит заметить, что Даниил очень мало пишет о событиях, происходивших непосредственно перед захватом Вавилона, и описывает крах империи буквально в нескольких словах. Тем не менее, косвенное упоминание о правлении Набонида есть в Даниила 5:7, 16, 29. В этих стихах Валтасар обещает сделать Даниила третьим правителем в царстве, подразумевая, что Набонид был первым, а сам Валтасар вторым. Вот как это комментирует профессор Р. Ф. Дохерти: «То, что в пятой главе книги Даниила нет упоминаний о Набониде, согласуется с известными фактами, ведь Набонид, очевидно, не принимал участия в событиях, происходивших после того, как Гобрий [возглавлявший войска Кира] вошёл в город» (Nabonidus and Belshazzar. С. 195—196, а также 73, 170, 181).

КАКИЕ СВЕДЕНИЯ СОДЕРЖАТСЯ В ХРОНИКЕ НАБОНИДА?

Хроника Набонида, которую также называют хроникой Набонида — Кира и которая хранится в Британском музее, представляет собой фрагмент глиняной таблички. В ней главным образом излагаются важнейшие события царствования Набонида, последнего верховного правителя Вавилона, а также коротко описывается взятие Вавилона войсками Кира. То, что хроника происходит из Вавилона и выполнена вавилонской клинописью, не вызывает сомнений. Однако, по мнению учёных, исследовавших стиль написания клинообразных знаков, она может датироваться периодом Селевкидов (312—65 до н. э.), то есть она могла быть составлена спустя два века после времени Набонида или даже больше. Исследователи почти уверены, что это копия более раннего документа. Поскольку эта хроника возвеличивает Кира, а Набонида выставляет в уничижительном свете, возникло предположение, что её составил персидский писец, и поэтому её даже называют «персидской пропагандой». Тем не менее историки сходятся во мнении, что изложенные в хронике факты заслуживают доверия.

Хотя размеры таблички с хроникой очень небольшие (ок. 14 на 14 см), она содержит самое полное клинописное описание падения Вавилона, дошедшее до наших дней. В третьем столбце (всего в надписи их четыре), начиная с пятой строки, говорится: «[В семнадцатом году]... [...] В месяце ташриту, когда Кураш [Кир] дал битву армии Аккада в Описе у Тигра, люди Аккада отступили. Он [Набонид] учинил людям резню и увёз добычу. В 14-й день Сиппар был захвачен без боя. Набонид бежал. В 16-й день Угбару [Гобрий], наместник страны Гутиум, и армия Кураша вступили в Вавилон без боя. Затем, когда Набонид отступил, он был схвачен в Вавилоне. [...] В 3-й день месяца арахсамну Кураш вступил в Вавилон. [Дорога] перед ним была устлана [зелёными ветками]. В городе был установлен мир» (Хрестоматия по истории Древнего Востока. С. 18).

Стоит отметить, что начальная фраза «в семнадцатом году» в надписи отсутствует, так как в этом месте табличка повреждена. Учёные, сделавшие перевод хроники, добавили эти слова, потому что, по их мнению, Набонид правил 17 лет. И поскольку падение Вавилона произошло в последний год его правления, они предполагают, что в повреждённом месте стояли именно эти слова. Но даже если Набонид правил дольше, чем принято считать, это не меняет общепризнанную дату падения Вавилона — 539 г. до н. э., так как этот год подтверждается другими источниками. И всё же отсутствие года в хронике Набонида уменьшает её историческую ценность.

Хотя год захвата Вавилона в хронике отсутствует, в ней сообщается месяц и день. Специалисты по светской хронологии установили, что 16-й день месяца ташриту (тишри) приходился на 11 октября по юлианскому или на 5 октября по григорианскому календарю 539 г. до н. э. Поскольку эта дата общепризнанная и нет свидетельств, опровергающих её, она служит основополагающей датой для синхронизации событий библейской и светской истории.

Согласно хронике, в ночь, когда Вавилон пал, войска Кира «вступили в Вавилон без боя» — то есть, скорее всего, они не встретили особого противодействия. Это согласуется с пророчеством Иеремии, в котором говорилось: «Сильные воины Вавилона перестали воевать» (Иеремия 51:30).

Примечательно, что, хотя в хронике Набонида имя Валтасара прямо не упоминается, в ней содержатся явные указания на него. В свете сказанного во втором столбце, строках 5, 10, 19, 23, ассириолог С. Смит пришёл к выводу, что в строке 8 первого столбца было написано о том, что Набонид доверил царство Валтасару, сделав его своим соправителем (Smith S. Babylonian Historical Texts: Relating to the Capture and Downfall of Babylon. Лондон, 1924. С. 100). В хронике неоднократно повторяется, что сын царя был в Аккаде, то есть в Вавилонии, а сам царь — в Теме, которая находилась в Аравии. Хотя в тексте имя Валтасара не упоминается и в нём ничего не говорится о его смерти, это ни в коем случае не ставит под сомнение достоверность боговдохновенной книги Даниила, в которой имя Валтасара появляется восемь раз и пятая глава которой, ярко повествующая о падении Вавилона, завершается его смертью.

Кроме того, специалисты в области клинописи признают, что объём хроники Набонида очень мал и к тому же, как уже отмечалось выше, она была составлена с целью опорочить Набонида, а не представить подробное описание событий. Вот что отметил в своём труде о Набониде и Валтасаре профессор Р. Ф. Дохерти: «Можно сказать, что библейское повествование превосходит все другие источники, потому что в нём упоминается имя Валтасара» (Nabonidus and Belshazzar. С. 200).

Хотя четвёртый столбец хроники сильно повреждён, на основании того, что сохранилось, учёные пришли к выводу, что в нём идет речь о более поздней осаде Вавилона, который в то время был захвачен неким узурпатором. Считается, что первая после Кира осада Вавилона происходила во время восстания Навуходоносора III, или Нидинту-Бела, который выдавал себя за сына Набонида. Он потерпел поражение в год воцарения Дария I в конце 522 г. до н. э.

ВАЛТАСАР.

(из аккадского, означает «защити его [царя] жизнь» или, возможно, «[пусть] Бел защитит царя»).

Старший сын Набонида и его соправитель в последние годы существования Вавилонской империи. В Библии Валтасар упоминается только в книге пророка Даниила, согласно которой он занимал положение «вавилонского царя», что долгое время подвергалось критике (Дан 5:1, 9; 7:1; 8:1). Однако обнаруженные археологами древние надписи подтвердили историческую точность Библии.

В Даниила 5:2, 11, 18, 22 Навуходоносор называется «отцом» Валтасара, а Валтасар «сыном» Навуходоносора. В одной книге о Набониде и Валтасаре объясняется, что матерью Валтасара, вероятно, была Нитокрис и что она, очевидно, была дочерью Навуходоносора II (Dougherty R. P. Nabonidus and Belshazzar. Нью-Хейвен, 1929). Если это так, то Навуходоносор приходился Валтасару дедушкой. (Смотрите Бытие 28:10, 13, где слово «отец» используется подобным образом.) Но не все исследователи считают полностью доказанным факт такого родства. Возможно, Навуходоносор назван «отцом» Валтасара в том смысле, что он был его предшественником на царском престоле. Подобным образом слово «сын» в выражении «сын Амврия» использовалось в ассирийских надписях применительно к преемнику Амврия.

ПОДТВЕРЖДАЕТ ЛИ СВЕТСКАЯ ИСТОРИЯ, ЧТО ВАЛТАСАР БЫЛ ПРАВИТЕЛЕМ ВАВИЛОНА?

В одной клинописной табличке, датированной годом вступления на вавилонский престол Нериглиссара, преемника Амель-Мардука (Евилмеродаха), в связи с денежной сделкой упоминается некий «Валтасар, верховный сановник царя». Хотя это и не доказано, вполне возможно, что это и есть библейский Валтасар. В 1924 г. был опубликован перевод древнего клинописного текста, так называемого вавилонского памфлета о Набониде, который содержал весьма ценные сведения. Этот текст подтверждал, что Валтасар занимал в Вавилоне положение царя, и объяснял, каким образом он стал соправителем Набонида.

О взятии Набонидом города Тейма (Тема; библ. Фема) в третьем году его правления в этом тексте говорилось: «Часть армии он поручил своему старшему сыну [Валтасару], сам направился с войском по [многим] странам. Он поручил царство ему, а сам отправился в дальний путь. Войско Аккада пошло вместе с ним в сторону Теймы на западе» (Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. Ч. 2. С. 22). Таким образом, начиная по крайней мере с третьего года правления Набонида Валтасар обладал царскими полномочиями. По всей видимости, этот год соответствует упомянутому Даниилом «первому году вавилонского царя Валтасара» (Дан 7:1).

Ещё в одном тексте, хронике Набонида, в связи с 7, 9, 10 и 11-м годами царствования Набонида каждый раз повторяется следующее: «Царь в Теме, сын царя, его вельможи и войско — в Аккаде [Вавилонии]» (цитата по: Тураев Б. А. История Древнего Востока. Мн., 2002. С. 508). Очевидно, Набонид много времени проводил вдали от Вавилона. В своё отсутствие он доверял управление делами своему сыну Валтасару, сохраняя при этом за собой положение верховного правителя. Это подтверждается рядом надписей из древних архивов, в которых говорится, что Валтасар издавал указы и отдавал распоряжения. Судя по некоторым указам и другим документам, он занимался делами, которые находились в ведении верховного правителя. При этом Валтасар оставался вторым лицом в государстве после Набонида, и поэтому он мог предложить Даниилу стать «третьим в царстве» (Дан 5:16).

В древних надписях Валтасар называется «сыном царя» или «царевичем», а в книге Даниила — «царём» (Дан 5:1—30). Одна археологическая находка из северной Сирии помогает понять, почему его могли называть по-разному. В 1979 году была раскопана статуя правителя древнего Гозана, выполненная в натуральную величину. На юбке правителя были две надписи: одна на аккадском языке (официальном языке Ассирийской империи), а другая на арамейском (языке местных жителей), на котором написана часть книги Даниила, повествующая о Валтасаре. Эти практически идентичные надписи имеют существенное отличие. На аккадском языке этот правитель назван «наместником Гозана», а на арамейском — «царём».

По этому поводу археолог и лингвист Алан Миллард пишет: «В свете вавилонских источников и новооткрытых надписей на статуе можно прийти к выводу, что в таких неофициальных текстах, как книга Даниила, было вполне обычным называть Валтасара „царём“. Он исполнял обязанности царя, будучи доверенным лицом своего отца, хотя официально царём мог не быть. В рассказе Даниила такие подробности были бы излишними и сбивали бы с толку» (Biblical Archaeology Review. 1985. Май/июнь. С. 77).

От верховных правителей Вавилонии ожидалось, что они будут проявлять рвение в почитании богов. Шесть клинописных надписей, посвящённых событиям 5—13-го годов царствования Набонида, свидетельствуют о том, что Валтасар ревностно чтил вавилонских богов. Согласно этим надписям, в отсутствие Набонида он на правах царя жертвовал храмам в Эрехе и Сиппаре золото, серебро и животных. Это также подтверждает, что у Валтасара были царские полномочия.

КОНЕЦ ЦАРСТВОВАНИЯ ВАЛТАСАРА.

Ночью 5 октября 539 г. до н. э. (по григорианскому календарю, или 11 октября по юлианскому календарю) Валтасар, как сообщается в 5-й главе книги Даниила, пировал с тысячей своих вельмож (Дан 5:1). В то время Вавилон осаждали войска Кира Персидского и его союзника Дария мидянина.

Согласно иудейскому историку Иосифу Флавию, который цитирует вавилонского историка Бероса, незадолго до того Набонид потерпел поражение от мидян и персов и скрылся в Борсиппе (Против Апиона. I. 20). Если так и было, то обязанности царя в Вавилоне исполнял Валтасар. В том, что вавилоняне пировали во время осады, нет ничего удивительного, ведь они были уверены в неприступности своего города. Историки Геродот и Ксенофонт сообщают, что вавилоняне запаслись всем необходимым и поэтому осада им была не страшна. По словам Геродота, в городе в ту ночь царила праздничная атмосфера, люди танцевали и веселились.

Во время пира Валтасар, опьяневший от вина, велел принести сосуды, взятые из Иерусалимского храма, чтобы он, его гости, жёны и наложницы пили из них во славу вавилонских богов. Несомненно, у них не было недостатка в сосудах для питья. Скорее, этим дерзким поступком языческий царь хотел унизить ИЕГОВУ, БОГА ИЗРАИЛЬТЯН (Дан 5:2—4). Так он выказал своё пренебрежение к Иегове, который ранее предсказал падение Вавилона.

Когда в разгар пира неожиданно появилась рука и стала писать на стене дворца, Валтасар, которого не пугало то, что враги осаждали город, пришёл в ужас и его колени стали биться одно о другое. Он позвал мудрецов, чтобы они истолковали надпись, но они не смогли. Тогда царица дала разумный совет, предложив позвать Даниила, который мог дать истолкование (Дан 5:5—12). По мнению некоторых учёных, эта «царица» — не жена Валтасара, а его мать, Нитокрис, которая, как считается, была дочерью Навуходоносора. С помощью духа Бога Даниил открыл значение надписи, предсказав, что под натиском мидян и персов Вавилон падёт. Престарелый пророк осудил Валтасара за кощунство — за то, что он и его гости пили из священных сосудов Иеговы, восхваляя богов, которые ничего не видят, ничего не слышат и ничего не знают. Несмотря на это, Валтасар сдержал слово и сделал Даниила третьим правителем в обречённом на гибель царстве (Дан 5:17—29).

Валтасар не дожил и до утра: он был убит при взятии Вавилона ночью 5 октября 539 г. до н. э., когда, согласно хронике Набонида, войска «Кураша [Кира II] вступили в Вавилон без боя» (Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. Ч. 2. С. 18; см. также Дан 5:30). Со смертью Валтасара и капитуляцией Набонида существование Нововавилонского царства закончилось.


Рецензии
Как же все точно и правдиво!
Стихи показывают новые грани жизни
Спасибо, что делаете нашу жизнь красивее!

Иванников Данил   25.04.2023 13:11     Заявить о нарушении
Искреннее спасибо вам, Данил, за ваш отзыв! Я стараюсь не предвзято относиться к Библии, чтобы читатели получали достоверную картину этой мудрой книги,

Михаил Моисеев   25.04.2023 13:17   Заявить о нарушении