Иван Шишкин. 376 оттенков зелёного
На одном из самых известных автопортретов мастеру уже 54. Перед нами богатырская мощь натуры, проницательная мудрость и красота духа человека, познавшего счастливые взлёты и горькие утраты. И предшествующие портрету, и последующие события для художника оказались непоправимыми. Близкие и любимые люди уходили буквально друг за другом. Список страшный. Смерть отца в 1873, затем смерть двухлетнего сына Владимира, 24 сентября 1873 года – смерть брата жены, молодого художника Фёдора Васильева, следом за ним, в 1874 году – и смерть жены, Евгении Александровны, ещё через год, в 1875 году, ушёл двухлетний сын художника Костя. Иван Шишкин и его пятилетняя дочь Лидочка (1869—1931) остались одни. Художник ещё раз попытался обрести житейскую радость. В 1880 году он женился на своей ученице, Ольге Антоновне Лагоде, но через год и она ушла в мир иной, оставив мужу крохотную новорожденную дочь Ксению. Заботу о дочерях помогла разделить сестра его второй жены Виктория Антоновна. Без её помощи художник не справился бы — она занималась хозяйством и девочками.
Некоторое время он пил горькую, но спасение обрёл в природе, с которой чувствовал поистине роковое единение. Он знал свою особую миссию – миссию русского пейзажиста. Поначалу считал, что «картина с натуры должна быть без фантазии», что, кстати, вполне соответствовало академической школе живописи. Но сердце его стремилось к русскому лиризму, в чём он и преуспел. Его простые пейзажи, его леса и поля оказались вполне русскими и вполне «шишкинскими». С той самой, присущей только русским пейзажистам, воздушной бесконечностью перспективы, безоглядной далью горизонта, зовущей зрителей и созерцателей внутрь полотна.
Иван Иванович Шишки любил и знал лес до тонкостей. Репин вспоминает, как Шишкин придрался к изображению брёвен на одном из репинских полотен по причине того, что было непонятно, сосновые это брёвна, берёзовые или какие-то другие: мол, даже и по брёвнам должно быть ясно, из каких они именно деревьев.
Утешения и открытия принесли ему и поездки на Валаам, крымские и финские ландшафты, да и вообще его страсть к отображению природы едва ли не с научной точностью везде и всюду его вдохновляла. Рисунок Шишкина изначально отличался безупречностью, а над колоритом он работал всю свою жизнь. Да и умер – с кистью в руке…
У меня с именем Шишкина больше всего ассоциируется зелёный цвет, наверное, все 376 его оттенков. Стоит вспомнить летние, весенние и осенние пейзажи художника. Один только нефритовый туман «Дождя в дубовом лесу» предлагает нам широчайший спектр зелёных тонов! И все его берёзы, сосны, дубы, поляны, даже растиражированные его «конфетные» мишки из «Утра в дубовом лесу», все непритязательные и в то же время пышные лесные заросли – это такой драгоценный праздник радости, такое пиршество малахита, янтаря и смарагда во всём многообразии их проявлений! Недаром современники называли Шишкина царём леса и недаром он был любимым художником Александра Блока.
Худ. Иван Шишкин. Дождь в дубовом лесу
Свидетельство о публикации №123042103767