Елена Прудникова и Владимир Высоцкий

    Актриса театра и кино, Заслуженная артистка России (2004) Елена Прудникова родилась в Ростове-на-Дону. Актрисой Лена мечтала стать с детства, поэтому занималась в Театральной студии ростовского Дворца пионеров у педагога Тамары Ильинской.
    В 1970 году окончила Школу-студию МХАТ (курс А. Карева).
    Актерскую карьеру Прудникова начала в родном городе, в Академическом драматическом театре имени М. Горького. Ее первые роли были главными – в спектаклях «Темная история» и «Сказки старого Арбата».
    Отслужив в Ростове два года, в 1972-м Елена Иосифовна переехала в Москву, где была принята в труппу Театра на Малой Бронной, но вскоре вытащила свой «звездный билет» – перешла в тогда уже легендарный Театре на Таганке. Юрий Любимов разглядел талант молодой провинциалки и Прудникову зачислили в штат театра. (Интернет-сайт «Шкатулка рецептов» shkarec.ru, 22 января 2022 г., «Актриса», глава «Театр и кино».)
    Елена играла в спектаклях «Гроза» (А. Островского, Катерина (во втором составе)), «Антимиры» (А. Вознесенского), «Деревянные кони» (Ф. Абрамова), «Добрый человек из Сезуана» (Б. Брехта), «Товарищ, верь…» (реж. Ю. Любимов и Л. Целиковская, скучнейшая, несусветная чушь по письмам Пушкина, к Пушкину, о Пушкине, Наталья Гончарова).
    В 1970 году Елена дебютирует в кинематографе. Известность и популярность принесли Прудниковой роли в картинах «Вариант "Омега"» (1975, Лотта Фишбах, реж. А. Воязос) и «Два капитана» (1976, Катя Татаринова, реж. Е. Карелов). Роль Кати, дочери морского капитана, стала для актрисы звездной. Сериал, снятый по одноименному приключенческому роману Вениамина Каверина (Зильбера), стал визитной карточкой актрисы. Он принес Елене не только любовь поклонников, но и всесоюзную славу. Затем были еще 30 ролей в фильмах, сериалах и телеспектаклях, среди которых главные – в картинах «Две сестры» (1970), «Берега» (1973), «Младший научный сотрудник» (1978), «Красная стрела» (1986), «Право на защиту» (2003) и др.
    Елене Иосифовне посчастливилось играть на одной сцене с известными актерами, в их числе были Владимир Высоцкий и Олег Даль. Последний помог актрисе попасть в телесериал «Вариант "Омега"», а благодаря Владимиру Семеновичу Елене удалось сняться в экранизации романа «Два капитана».
    Не многие знают, что с утверждением на роль Кати Татариновой Прудниковой подсобил ее коллега по Театру на Таганке.
    «Высоцкий дружил с постановщиком фильма и очень хотел, чтобы его подруга по Таганке – Лена Прудникова сыграла Катю». (Интернет-сайт «ZEN» zendiar.com, 14 января 2022 г., «Как сложилась жизнь звезды фильма «Два капитана» актрисы Елены Прудниковой», глава «Кино».)
    О своей таганковской эпопее и помощи Владимира Семеновича Елена Иосифовна писала: «Ох, как непросто занять новичку место в труппе, где годами складывались свои порядки! Но артистки Таганки отнеслись ко мне на удивление приветливо. Они не могли смириться с тем, что прозябают на вторых ролях, ненавидели Славину и обрадовались, что Любимов наконец-то ей «впаял», назначив на главную роль молодое дарование. Мы подружились с Аллой Демидовой, которая репетировала Кабаниху. Она меня поддержала.
    Я почувствовала себя абсолютно счастливой – играла в «Антимирах» Вознесенского, в «Деревянных конях» Абрамова, в «Добром человеке из Сезуана» Брехта, играла Наталью Гончарову в «Товарищ, верь…» Целиковской и Любимова. Любимов собрал вокруг себя не только замечательных мастеров, но и людей замечательных. Володя Высоцкий, Леня Филатов, Валера Золотухин, Ваня Бортник, Веня Смехов, Ваня Дыховичный, Давид Боровский – все они одаривали меня своей дружбой, находили добрые слова, чтобы похвалить мою работу, поддержать.
    Через два года в театр пришел Анатолий Эфрос ставить «Вишневый сад» – естественно, по приглашению Любимова. В тот момент это был серьезный, даже вызывающий поступок Юрия Петровича: Эфрос был гонимым режиссером, на подозрении у власти. Они вроде бы дружили, Любимов ценил Эфроса, сыграл у него Мольера в телепостановке по Булгакову, подписал письмо в его защиту. Я репетировала Аню, роль не бог весть какая, но, помню, не ходила по земле, летала – так это было интересно. И вдруг после прогона перед сдачей – объявление о собрании труппы.
    Пришла – а там чуть ли не персональное дело Эфроса разбирают. Первой выступала Славина. Поднялась с места и, рыдая, требовала закрыть «Вишневый сад»:
    – Юрий Петрович, что они сделали с нашим театром?!
    Некоторые бездарные артисты посчитали своим долгом поддержать ее праведный гнев. Только Леня Филатов, который не был занят в спектакле, нашел в себе силы сказать:
    – Эфрос – выдающийся художник! Как можно обсуждать его работу без уважения, которого он заслуживает?
    Любимов сидел в президиуме потупив взор, внимательно слушал актеров. Эфрос пошел красными пятнами.
    Я растерялась. Относилась к обоим режиссерам с огромным пиететом, смотрела на них снизу вверх. Мне и в голову не приходило, что это обсуждение – спектакль, умело поставленный Любимовым, который провел подготовительную работу с преданными ему людьми. Попросила слова и взорвалась:
    – Как вам не стыдно уничтожать Эфроса! Да, это режиссура другая, не та, к которой мы привыкли. Но еще вчера мы были от нее в восторге, у всех у вас горели глаза! Мы столько нового узнали, столько поняли про нашу профессию на репетициях у Анатолия Васильевича!
    Все-таки дура. Мне было двадцать шесть лет.
    (Правды ради. На самом же деле Елена произнесла следующие слова (цитата по сохранившейся стенограмме): «Я хочу еще кое в чем разобраться. Когда я смотрю спектакль, я попадаю в настроение, все ясно просто из сюжета». И только. (Интернет-сайт «Лаборатория по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра ХХ – ХХI вв.» hum.hse.ru, «Художественный совет от 28 апреля 1975 года (обсуждение репетиции спектакля «Вишневый сад»)».). – А. С.)
    Через два дня звонит завтруппой: «Вас вызывает Юрий Петрович».
    Любимов был предельно краток:
    – Ваш контракт заканчивается, мы не чувствуем необходимости его продлевать.
    – Спасибо за все, – я улыбнулась и закрыла за собой дверь.
    Плакала уже дома, в одиночестве.
    Я тогда пробовалась на роль Кати Татариновой в телесериал «Два капитана», а Высоцкий дружил с его постановщиком – Евгением Кареловым, он снимался у Карелова в фильме «Служили два товарища». Мое увольнение из театра Володя принял близко к сердцу, звонил Карелову, спрашивал, понравились ли пробы. В общем, меня утвердили. Наверное, если бы я не подходила, Карелов меня не взял бы, но в любом случае поддержка Володи была трогательной». (Е. Прудникова-Смирнова, «Ты да я»: документальная повесть, «Коллекция "Караван историй"», № 3, март 2013 г.)
    Четыре с половиной года спустя Елена Иосифовна в интервью писателю и телеведущей Татьяне Устиновой несколько иначе обрисовала ситуацию с приходом на Таганку, возникшим конфликтом, заступничеством Высоцкого и уходом из знаменитого театра. Телеканал анонсировал беседу: «"Как Владимир Высоцкий помогал Елене Прудниковой в кино и театре?" Об этом узнаем из программы «Мой герой» на канале ТВ Центр». (Интернет-сайт ТВЦ tvc.ru, 14 ноября 2017 г., П. Лихолитов, «Елена Прудникова: "Однажды я уселась на место Ефремова"».)
    Честно говоря, анонс оказался куда ярче и интереснее самого рассказа актрисы…
    Из интервью Устиновой с Прудниковой:
    «Е. П.-С.: Мы занимались в одном драмкружке (в Ростове-на-Дону. – А. С.), он был старше меня и тогда уже мы все вокруг знали, что Толя (театральный режиссер Анатолий Васильев. – А. С.) необыкновенно талантлив. Мне, как раз, вот, я переехала. вернулась в Москву, и мне надо показываться в театр. И я попросила Толю, а-а-а, чтобы он что-нибудь такое со мной поставил. И он поставил со мной «Бесы» – я у него играла Марью Тимофеевну, и Брехта, там кусочек из «Трехгрошовой оперы». С этим я показывалась в Театр на Таганку. Это произвело на Любимова большое впечатление. Потому, что завтра по мне звонил сразу после показа и узнавал, кто это поставил. Но тогда фамилия Васильев никому ничего не говорила.
    Т. У.: Театр на Таганке тогда был совершенно, э-э-э, передовым. Что вы там стали играть, Лен?
    Е. П.-С.: Первое, что, значит, – это ввели в спектакль «Антимиры», это поэтический был спектакль.
    Т. У.: Ой, это Вознесенский!
    Е. П.-С.: Ну, мне так повезло – я сразу получила роль. Дело в том, что Любимов ставил такой спектакль, он назывался потом «Бенефис»: это «На всякого мудреца…», «Бальзаминов» и «Гроза». Ну, такой коллаж, что ли.
    Т. У.: Коллаж, ага!
    Е. П.-С.: Я получила роль Катерины в «Грозе».
    Т. У.: Ух ты!
    Е. П.-С.: Да. Я думаю, что на этой роли я и стала артисткой. Мою нервную систему замечательно расшатали – что необходимо артистке: быть подвижной, чтобы были близкие слезы, там, и прочая, и прочая… Ну и вообще стала понимать, что я играю и зачем. Я была во втором составе, в первом составе была Зинаида Славина – она была примадонной, ведущей артисткой театра. Она просто в это время она была на съемках. А потом она вернулась и сыграла премьеру. Но Любимов давал мне играть. И я играла во втором составе – в очередь с ней.
    Т. У.: А вот это все окружение тогдашнее таганковское – а это, я не знаю, Дыховичный, Бортник, Высоцкий, да?
    Е. П.-С.: Да.
    Т. У.: Вам голову не сносило от того, что – вот они, все эти люди! Или выбыли их частью?
    Е. П.-С.: Ну, все как-то естественно складывались отношения. Смею думать, что у меня были очень дружеские, товарищеские отношения и с Высоцким, и с Ваней Дыховичным, и с Леней Филатовым. Вообще, на Таганке была хорошая атмосфера. Лучшие – они чувствовали ответственность за свой театр, за то, что этот театр несет. Володя вообще сыграл тоже роль в моей жизни. Во-первых, значит, в «Двух капитанах», когда я должна была сниматься. Прошли пробы, и я ждала результата – будет – не будет, – а Володя до этого снимался у Карелова – он за меня слово замолвил. А потом, когда я ушла из Театра на Таганке, и там была не очень хорошая история, а-а-а, э-э-э, с Анатолием Васильевичем Эфросом – Володя тоже звонил Эфросу и говорил обо мне какие-то хорошие слова и о том, что не худо бы, чтоб Эфрос меня прикрыл.
    Т. У.: Прикрыл! Ну, он – прикрыл?
    Е. П.-С.: Прикрыл». (ТВЦ, «"Мой герой" с Татьяной Устиновой», «Елена Прудникова о Высоцком, женщинах-режиссерах и актерском непрофессионализме», глава 3 «Театр на Таганке», эфир – 14 ноября 2017 г.)      
    Как уже известно читателю, к сожалению для самой актрисы ей не по своей воле пришлось покинуть Таганку. «Сам Высоцкий поспособствовал, чтобы девушку утвердили к Эфросу в Театр на Малой Бронной». (Интернет-сайт «Lady Mega» ladymega.ru, 2020 г., «Елена Прудникова – лучшая Катя Татаринова из «Двух капитанов». Как живет и выглядит актриса спустя 44 года», глава «Поиски себя».)
    На сохранившихся черно-белых кадрах кинохроники «Москва, 23 апреля 1974 года. 10-летие Театра на Таганке» актеры Владимир Высоцкий, Алла Демидова, Иван Дыховичный, Леонид Филатов, Виталий Шаповалов (гитара) и режиссер Юрий Любимов во главе с запеваюшим Валерием Золотухиным в фойе театра исполняют положенное на музыку стихотворение Александра Пушкина «Дорожные жалобы» («Долго ль мне гулять на свете…»). Весело слушают их приглашенные гости: актеры Владимир Этуш, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев, театральный режиссер Евгений Симонов, композитор Альфред Шнитке… Вместе с гостями выпивают-закусывают не задействованные в пении актеры Нина Шацкая, Готлиб Ронинсон, Семен Фарада (Фердман), Юрий Смирнов (Таунбарт), Вениамин Смехов (Гедройц), аплодирует происходящему улыбающаяся красавица Наташа Сайко…
    В самом начале двухминутной пленки можно увидеть и другую красавицу – Леночку Прудникову в роскошном платье, наблюдающую за выступлением коллег.
    Не многие знают, что Высоцкий мог сыграть вместо Леонида Куравлева в комедии Георгия Данелии «Афоня» (1975).
    Журналисты пишут о состоявшихся кинопробах Владимира Семеновича в картину: «Претендентов на главную роль было очень много. Бородянский (Александр, автор-сценария картины. – А. С.) рассказывает, что изначально у Данелии появилась задумка доверить эту партию Владимиру Высоцкому: собирался даже начать картину с кадров, как сантехник сидит у себя в квартире и играет на гитаре. Но пробы Высоцкого оказались не очень удачными: слишком монументальным и серьезным показался он всему художественному совету. «Король унитазов» с гамлетовским размахом – это как-то чересчур!» (Интернет-сайт ИД «Мир новостей» mirnov.ru, 12 августа 2015 г., К. Позднякова, «Афоню могли сыграть Высоцкий и Караченцов», глава «Поиски "человека-одуванчика"».)
    «С главной женской ролью Данелия определился задолго до съемок. В роли Кати режиссер изначально видел Евгению Симонову. Хотя по сценарию героиня была совсем другой – вовсе не такой милой и трогательной, а просто невзрачной несчастной и немолодой женщиной. Но ради Симоновой был даже переписан сценарий.
    Как и в случае с Куравлевым, на главную женскую партию тоже были проведены кинопробы – в них участвовали Анна Каменкова и Елена Прудникова. И в этом случае пробы режиссер делал больше "для порядка"». (Интернет-сайт Издательского дома «Мир новостей» mirnov.ru, 12 августа 2015 г., К. Позднякова, «Афоню могли сыграть Высоцкий и Караченцов», глава «"Энергичный танец" в бюстгалтере».)
    Если бы режиссер утвердил на главные роли Высоцкого и Прудникову, мог бы состояться интересный таганковский дуэт в кино… Но, увы.
    С 1975 года до ухода на пенсию в 2011-м Прудникова служила в знаменитом московском Театре на Малой Бронной, название которого навсегда связано с именем Натана Исааковича Эфроса, работавшего в нем долгие годы режиссером.
    Муж Елены Иосифовны – Андрей Смирнов, актер, сценарист и кинорежиссер (фильмы «Белорусский вокзал», «Осень», «Жила-была одна баба» и др.).   


Рецензии