Сравнительная религиозность. Любовь

Ин 21:15-17: "Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: «любишь ли Меня?» и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих."

Трижды повторенный Иисусом вопрос приводит в смущение не только Петра, но и также внимательного читателя:
зачем Христос делает такой акцент, и что должен усвоить Пётр в результате?

Первое что приходит на ум - это троекратное отречение Петра накануне. За троекратное "не знаю Его" Петр трижды, при свидетелях, говорит "люблю", и это призвано укрепить в нём веру в прощение, и полное восстановление доверия к нему со стороны Учителя, который поручает ему заботу о своих учениках.

Однако, это не единственный урок который получил здесь апостол.
При внимательном рассмотрении, мы можем увидеть яркие смысловые акценты сделанные Христом в самом начале.
Он спрашивает: "Симон Ионин! любишь ли ты меня БОЛЬШЕ НЕЖЕЛИ ОНИ?"
Такая формулировка не случайна, потому что она указывает на причину, которая привела Петра к этому моменту. Его падение и последующее за ним восстановление началось именно с такого заявления:

Мат 26:31-35: "Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы стада»; по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики."

"Моя любовь больше чем у других" - заявил Петр, готовый доказать это на практике, однако в такой сравнительной позиции  скрывалась серьёзная опасность, для предотвращения которой Господь провёл Петра через отречение, после которого, отвечая на вопрос Христа, Петр уже не сравнивает себя с другими, признавая за Господом право дать верную оценку его любви:

Ин 21:15: "Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих."

Его прежняя самоуверенность строилась на неверной самооценке, которая была основана на сравнительной позиции, что и послужило причиной падения. Т.е. Петр оценивал себя "на фоне" своего окружения, что давало ему неверную оценку своих духовных сил. Он думал что его любовь к Иисусу достаточна для того, чтобы идти за Ним на смерть, и превозносился над братьями, вместо того чтобы заботиться о них. Он получил здесь важный урок, о том что любовь к Господу должна выражаться, прежде всего, не в актах самопожертвования, (хоть Бог может повести и этим путём, которым любящего поведут насильно: Ин 21:18: "...и поведет, куда не хочешь.") а в искренней заботе о братьях и сёстрах, любимых Христом ("паси овец моих")

Сравнительный подход к самооценке неизбежно приводит к гордости, делая человека невоспреимчивым к Божьим откровениям, поэтому критически важно оценивать своё духовное состояние ориентируясь на Божие откровение (1Тим. 4:16) и те шаги веры которые Он предлагает тебе сделать(Рим. 12:3).

В подобную ловушку попали фарисеи, постоянно сравнивающие себя со своим окружением:
Лук 18:11: "Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь..."

Рим 2:17-20: "Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины..."

Такая сравнительная религиозность приводит человека в состояние духовного застоя, потому что как он считает,  у него всё хорошо, и все должны быть как он. Такому человеку не нужны кардинальные изменения в его Богопознании и практической праведности, потому что он "уже достиг высот истинной духовности"
Апостол Павел с горькой иронией писал о таких:
1Кор 4:8: "Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!"

Такая позиция неизбежно приводит к превозношению, делая невозможным развитие искренней любви, и создавая "добрую почву" для лицемерной религиозности, в которой прячутся самые страшные грехи...
Страшнее всего что человек при этом твёрдо убеждён в своей правоте и крайне невосприимчив к Божиим обличениям, почему Христу и приходилось говорить с фарисеями предельно жёстко, стараясь отрезвить их самосознание. Но как мы знаем у многих из них
это вызвало ненависть и яростное противодействие...

Вот почему для своих детей Бог предусматривает такие "крайние меры" (как в случае в Петром) чтобы избавить от столь серьёзной опасности!


Итак, нам нужно извлечь для себя несколько важных уроков:

1. Нужно решительно отвергнуть "сравнительную религиозность" как принцип мышления, ориентируясь, в самооценке, не на своё окружение, а на Божию Истину
2. Нужно помнить, что любовь к Богу прежде всего выражается в правильных взаимоотношениях друг с другом, а не в готовности к жертве
3. Нам нужно в смирении сохранять способность меняться под действием Божиих откровений, чтобы Его уроки послужили к нашему исправлению, а не к погибели!


Рецензии