Живопись

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ
Мы ощущаем ощущаемое, за ощущениями воспринимаем среду, явления, вещи, препятствия, опасности, чтобы существовать, ориентироваться в среде. Для этого нам нужно как можно яснее представлять окружающую нас реальность, отвлечься от своих субъективных предчуствий, страхов, предрасположенностей, предрассудков, предрассуждений. подойти к предмету познания (ПП) научно, сосредоточиться на нём самом, отвлекаясь от по отношению к ПП эмоций, чувств, мыслей, от своих утилитарных, нравственных и эстетических оценок, субъектвных к нему отношений. Если это нам удастся, то на выходе научного познания (НП) мы получим познанный ПП. При этом предметом познания может быть всё, что угодно.

НП          ПП = ПП

Мы «греки». Нам нужны логичечески стройные, понятные тексты. Нелогичный, допускающий непоследовательности, блуждания мысли, необоснованные повторы, текст, независимо от того, звучащий он или написанный, воспринимается нами как пустой шум. Воспринимая такой текст, мы думаем, что произведший его либо глуп, либо хитёр. Глупый не может, а хитрый не хочет донести смысл рассуждения до адресата. Вы помните как в романе Пушкина «Дубровский» Троекуров отнял имение у Дубровского? Уездный суд состряпал определение, которое Пушкин поместил в романе «вполне, полагая, что всякому приятно будет увидать один из способов, коими на Руси можем мы лишиться имения, на владение коим имеем неоспоримое право». Кроме того, слушая или читая непонятный текст, мы можем признать глупыми себя, но это случается реже.

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОСВОЕНИЕ
Иное дело, когда мы не познаём, а эстетически осваиваем предмет эстетического освоения (ПЭО). Если наука – это научное познание (НП) предмета познания (ПП), то искусство - это эстетическое освоение (ЭО) предмета эстетического освоения (ПЭО). Здесь наше внимание концентрируется не на ПЭО, а на связанных с ним наших эмоциях, чувствах, мыслях и эстетических отношениях: приятно ЭТО или неприятно, хорошо или плохо, прекрасно или безобразно и т.д. При этом нас затрагивают не просто эмоции, чувства, мысли и эстетические отношения автора, а лишь эмоции, чувства, мысли и эстетические отношения, затрагивающие НАС, поэтому мне близко утверждение Чернышевского, что «сила искусства есть сила общих мест». В искусстве людей привлекают не просто эстетические отношения, а общественно значимые личностные отношения (ЛО). Поэтому на выходе эстетического освоения мы получим эмоции (Э), чувства (Ч), мысли (М) и личностные отношения (ЛО).  Подобно тому, как предметом познания для научного познания может быть всё, что угодно, всё что угодно может быть предметом эстетического освоения для эстетического освоения.

ЭО          ПЭО = Э, Ч, М, ЛО.

Искусство способно передавать эмоции, чувства, мысли, общественно значимые личностные отношения. Для этого оно всегда преодоление сопротивления материала, как в музыке, как в живописи, как в архитектуре – в любом виде искусства.

МУЗЫКА
Материал музыки – акустический шум. Это беспорядочные или кажущиеся таковыми звуковые колебания в воздухе. Источниками шумов являются их генераторы. Лет пятьдесят назад я купил грампластинку с записью ноктюрна Шопена, пришёл домой, стал слушать и услышал... шум, хаотический набор звуков, какофонию: не воспринимал гармонии, не находил мелодии. Я не поверил своим ушам. Это же Шопен! Я стал слушать снова, и в третье или четвёртое прослушивание музыка раскрылась мне, стала упорядоченной, различимой, захватила сердце. Вообще, музыка движется от начала до конца. Она - мелодическое движение тождеств и различий, которое благодаря гармонии выстраивается в уравновешенное, согласованное, упорядоченное целое, в движение, в котором благодаря интервалам, аккордам и контрапунктам то, что может следовать одно за другим, гармонично соединяется в мгновениях, многократно уплотняя, обогащая музыку, придавая цвет, окраску звуку и фактуру музыкальной форме. Восприятие музыки становится происходящем во времени целостным восприятием гармонично расчленённого, прекрасного, богатого содержанием  целого. 

АРХИТЕКТУРА
Шеллинг в «Лекциях по философии искусства» (1842) привел афоризм: «Архитектура – застывшая музыка». Разные авторы подвергают эту идею сомнению. Архтиектурное целое – гармонично расчленённое целое. Наше передвижение в архитектурной среде обусловлено её функциональным назначением и порядком её восприятия – двумя вещами, лежащими в замысле архитектора. В 2019 году мне довелось побывать в немецком городе Вюрцбурге и посетить тамошнюю резиденцию. Этот дворец, творение Балтазара Неймана, был построен в период с 1719 по 1744 годы под неусыпным авторским оком, и мы сегодня можем глядеть на этот шедевр барокко глазаим самогО великого архитектора и видеть, что архитектура – застывшая музыка, в которой целое складывется из перетекающих друг в друга тектонических форм и выстроенных пространств.

ЖИВОПИСЬ
В европейской палеолитической наскальной живописи нас помимо того, что она древняя восхищает острая наблюдательность художников, пластика, поразительная достоверность и реалистичность изображений, выполненных одной, двумя, тремя красками, переливами которых достигается впечатление игры света и цвета на телах изображённых животных. Мы любуемся тонко подмеченной их красотой, не замечая, что этот переданный нам, нынешним, восторг – восторг древних художников, вложенный ими в изображения.

В эпоху неолита художникам открылась выразительность обобщённой формы, превращающей изображение в знак и символ, и ещё им открылось захватвающее, безудержное движение неподвижного изображения. Эти находки древних навсегда вошли в арсенал средств изобразительного искусства и использовались в орнаментах и в архитектуре.

В древних цивилизациях волшебная сила искусства стала использоваться в сакральных целях. Художники углубились в тайны строгих математических соотношений, открыли и канонизировали «золотое сечение», постигли тонкости ремёсел. Бог исполнял их Своим Духом, (Исх.31;3-5) «мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела». Единство охватывало среду от архитектурных комплексов до стиля одежды и искусства писцов. По всему миру строились целостные сакральные пространства: в Месопотамии и Египте, в Персии и Греции, в Риме и в Византии, в Тихоокеании, Китае, Индии. Единство храма – дома Божия от общей тектоники до деталей, будь то роспись и скульптуры в католическом храме или иконостас и изображение на иконе – в православном, ибо изображение на иконе так же тектонично, как иконостас и храм.

Когда же искусство стало светским, живопись стала станковой и взяла и стала развивать те средства художественной выразительности, которое накопило искусство, бывшее до неё: композиционное, колористическое единство, выразительность линии, пятна, цвета, движения, построения картины, передачи глубины пространства, наполненности его светом, цветом, воздухом и туманом. Техническая революция подарила живописи новые краски и материалы, новые возможности использования цвета.
 
Подобно тому как в музыке масштаб произведения требует его гармонической, слаженной, соразмерной, стройной разработки, делающей его приятной для слуха и постигаемой разумом, в зависимости от масштаба произведения изобразительного искусства требуется его композиционная разработка. В крупномасштабной настенной росписи несомненно приходится учитывать особенности её восприятия: логику перемещения зрителя, перспективные искажения формы, смену точек её восприятия. То же в восприятии картины. Подобно тому как в музыке есть начало и завершение, между которыми происходит её течение, в изобразительном искусстве начало просмотра произведения задаётся его доминантой, от которой организуется замыслом художника. Подобно тому как лад и тональность задают общее настроеие в музыке, колорит создаёт  общее настроеие в живописи. Подобно тому как контраст и нюанс, звуковые тоны, интервалы, аккорды, окраска и громкость звука в музыке – это средства её выразительности, специфические средства художественной выразительности в живописи: контраст и нюанс, цветовые тона красок, их сочетания и смеси, переброска, яркость, насыщенность, разбеленность, замутнённость, зачернённость, пространственные свойства цветов, разнообразные фактуры изобразительной поверхности.

Современная живопись вылилась на стены зданий и сооружений на городских улицах и площадях. Широта выбора масштаба картины, свобода в использовании её композиционного построения, выразительные возможности линии, пятна, движения создали условия для того, чтобы превратить живопись в застывшую музыку, а развитие электронной техники – в движущуюся  музыку живописи и в цветомузыку.


Рецензии