Алексей Рыбников и Владимир Высоцкий
За профессионализм и талант Рыбникова прозвали русским Уэббером. Себя Алексей Львович скромно называет «музыкальным драматургом».
Отец Рыбникова Лев Самойлович Беймшлаг – джазовый музыкант, руководил собственным эстрадным оркестром, был первой скрипкой в джаз-ансамбле Александра Цфасмана. Позже работал в оркестре Эдди Рознера – вместе они записывали музыку к фильму Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Мать Александра Алексеевна, художник-дизайнер, не слишком разделяла музыкальные увлечения сына, но влияние отца перевесило.
…Алеша начал писать музыку в семь лет. Уникальная музыкальная одаренность проявилась с «младых когтей»: в 8 лет он уже сочинил несколько фортепьянных пьес. В 11 стал автором балета «Кот в сапогах». Затем были прелюдия «Восток» (мальчик любил восточную музыку), песня «Гибель Чапаева» и «Песнь о вещем Олеге».
С 1956 по 62 год Рыбников учился в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории. В 1962-м поступил в ту самую консерваторию по классу композиции (педагог А. И. Хачатурян). В 1964–66 годах молодой композитор – концертмейстер ГИТИСа и заведующий музыкальной частью московского Театра драмы и комедии на Таганке. В 1967 году с отличием окончил консерваторию, в 69-м – аспирантуру по классу этого же композитора. Тогда же Алексей Львович становится членом Союза композиторов. С 1969 по 75 годы Рыбников преподавал в консерватории на кафедре композиции.
С 1979 года – член Союза кинематографистов.
В 1988-м основал производственно-творческое объединение «Современная опера» при Союзе композиторов СССР. Через 11 лет, в 99-м, создан Театр Алексея Рыбникова при Комитете по культуре Москвы. А с 30 ноября 2021 года, после смерти Александра Градского (Фрадкина), композитор стал временным художественным руководителем Театра «Градский (Фрадкин) Холл».
Алексей Львович – автор без преувеличения прекрасной музыки. С его именем в первую очередь ассоциируются рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (на основе драматической кантаты чилийского поэта П. Неруды, либретто П. Грушко) и «"Юнона" и "Авось"» (либретто А. Вознесенского), оперы-драмы «Le Prince Andre. Князь Андрей Болконский» (по роману Л. Толстого) и «Je t’aime, Natasha» (по собственному стихотворному творчеству), балет «Кот в сапогах», фортепианная соната «Хороводы», симфонический magnum opus «Секвенция Ультима». И конечно же музыка и песни из знаменитых фильмов 1970-х и 80-х годов: «Приключения Буратино», «Шла собака по роялю», «Большое космическое путешествие», «Остров сокровищ», «Волк и семеро козлят на новый лад», «Усатый нянь», «Про Красную Шапочку», «Тот самый Мюнгхаузен», «Вам и не снилось», «Через тернии к звездам», «Братья Карамазовы» и многим другим (композитор автор музыки более чем к 100 картинам, спектаклям, а также создатель мюзиклов). Рыбников сочинил великолепную узнаваемую музыкальную заставу к киножурналу «Ералаш» – «Мальчишки и девчонки, а также их родители…» Работал композитор и в мультипликации.
Алексей Львович – автор книги воспоминаний «Коридор для слонов» (2015).
«– Хронологический охват – вся жизнь?
– Нет, это история, рассказанная про определенный отрезок времени, от 1980 до 1998 года, но будут вкрапления и из прошлого, и из будущего – воспоминания о детстве, о консерватории, о моей работе в Театре на Таганке и так далее, и так далее». (В. Желтов, «Алексей Рыбников: "В американской глубинке ничего не напишешь"»: интервью, «Вечерний Петербург», № 186, 12 октября 2015 г., глава «Рок стал новым музыкальным языком».)
«Вся его жизнь, так или иначе, связана с музыкой. С 16 лет он ездил во Внуково давать частные уроки, работал концертмейстером в ГИТИСе, заведовал музыкальной частью в Театре на Таганке… К слову, в программе «Мой герой» Алексей Рыбников вспомнит, как в качестве «завмуза Таганки» ездил с Владимиром Высоцким в магазин выбирать магнитофон, на который потом записывались песни поэта…» (Интернет-сайт «Магнитогорский металл» magmetall.ru, 14 мая 2018 г., П. Лихолитов, «Алексей Рыбников: "С Высоцким мы покупали магнитофон для записи его песен"».)
Из интервью писателя и телеведущей Татьяны Устиновой с композитором:
«Т. Устинова: Кто вы такой? Где, когда и кем работали? А?
А. Рыбников: Я работал завмузом на Таганке, заведующим музыкальной частью на Таганке, когда он (театр. – А. С.) только, вот, появился – я был там первый заведующий музыкальной частью. Все рождение, вот, Таганки, – все было…
Т. У.: Это – да, да! То есть, это – при Любимове?
А. Р.: Да! 63-й – 64-й год.
Т. У.: Слушайте, это так интересно! Это, прямо, ну самое интересное, что…
А. Р.: Да, мы с Высоцким выбирали ему магнитофон, на который он записывал свои песни, – в ГУМе. Я, просто, счастлив был – и так далее…
Т. У.: А что, что, а что делает завмуз в драматическом театре?
А. Р.: Во-первых, весь нотный материал. Оркестровки я делал – был такой спектакль «Жизнь Галилея», потрясающий спектакль, кстати, – с Высоцким в главной роли. Так мы всю партитуру, все записывали в Доме звукозаписи – я был ответственный за эту запись, я организовывал.
<…>
Да, я театр в те годы не очень любил – до моего знакомства с Таганкой. А вот Любимов по-другому открыл мир театра – и я полюбил. И тогда первый раз увидел Вознесенского, «Антимиры» там были. Вообще, сочетание музыки с драматургией мне тогда показалось очень интересным. Я начал этим заниматься». (ТВЦ, «"Мой герой" с Татьяной Устиновой», гость программы – композитор А. Л. Рыбников, эфир – 16 мая 2018 г.)
Еще несколько рассказов Алексея Львовича о работе в Театре на Таганке.
Композитор вспоминал: «Я работал концертмейстером в ГИТИСе, редактором в издательстве, завмузом в Театре на Таганке», (С. Рогалева, «Алексей Рыбников: "За музыку как-то не принято платить"»: интервью, «Русский Newsweek», № 12, 14 марта 2010 г.)
«– Как вы впервые встретились с поэтом Вознесенским?
– Как с человеком впервые – на Таганке, когда ставили «Антимиры», а я в этом театре заведовал музыкальной частью». (С. Бирюков, «Алексей Рыбников: «Юнону и Авось» объявляли идеологической диверсией». К юбилею знаменитого композитора его театр наконец получил собственный дом»: интервью, «Труд», 15 июля 2010 г.)
«– Но что-то связывало вас и с Таганкой.
– Еще будучи в консерватории, я работал заведующим музыкальной частью на Таганке, и первое мое столкновение с настоящим, живым, острым театром произошло там. Это были постановки «Жизни Галилея», «Павших и живых»… Присутствие на любимовских репетициях, проникновение в эту постановочную кухню тоже было сильнейшим впечатлением. Позднее я начал работать с Захаровым. Это были самые интересные режиссеры, они шли в авангарде. Таганка не пошла по пути музыкального спектакля, хотя песен там было много. Но создавать рок-оперы Любимов не стал». (Е. Белжеларский, «Алексей Рыбников»: интервью с композитором, «Итоги», № 7, 18 февраля 2013 г.)
Накануне собственного 75-летнего юбилея в интервью журналистам известной радиостанции Алексей Львович вновь припомнил годы своей работы в знаменитом театре…
«Рыбников: С Юрием Петровичем Любимовым я работал, когда только Таганка становилась, первые шаги делала. У них никогда не было завмуза. Я был первым заведующим музыкальной частью. Я был еще тогда студентом. И вся вот эта бурная энергия Таганки… Тогда не воспринималось, что это что-то необычное. Нормальная обстановка. Я потом только осознал, насколько это важно, насколько меня это впечатлило то, как работал Любимов, и как потрясающе работали актеры тогда еще совсем молодые. Это неизгладимое было впечатление. Творчески мне не довелась работать с Любимовым там. Судьба, знаете, по-разному складывается… Конкуренция была между Любимовым и Захаровым очень серьезной, между Таганкой и Ленкомом. Они мерились напором толпы в их театры. Когда напор толпы на «Звезду и смерть Хоакина Мурьеты» был настолько бешеный, что чуть ли стекла не лопались, по-моему, даже Любимов приходил смотреть. Мне хотелось сказать: «Что ж вы, Юрий Петрович, меня-то не позвали? А мы могли бы у вас! Судьба-то, наверное, так хотела, чтобы мы у вас сделали рок-оперу». А он так и не сделал никаких рок-опер. А делал Захаров. У меня была гордость, что я доказал Любимову, что мы тоже можем.
УТРЕННЕЕ ШОУ: Но дух любимовский впитали в себя?
Рыбников: А что касается режиссуры, для меня он был учителем. Не знаю, как бы он отнесся к моим словам. То, что он делал в драматургии… У меня до сих пор сохранился томик Брехта, где «Жизнь Галилея» – весь исчеркан для компоновки в динамичную, мощную, убойную структуру спектакля. Чтобы зритель как раскрыл рот в начале, так бы и не закрывал до конца. Потом все, что я ставил, то, что я делал – ориентировалось на его принципы». (Радио «Ретро FM», программа «Утреннее шоу», «Аллея звезд», гость – композитор Алексей Рыбников, ведущие А. Швед, А. Мареев, эфир – 17 июля 2020 г.)
С тех самых пор «композитор считает себя учеником Юрия Любимова (он видел, как тот ставит свои спектакли)». (Интернет-сайт «Петербургский дневник» spbdnevnik.ru, 6 сентября 2022 г., М. Алексеева, «Композитор Алексей Рыбников: "Молодым певцам не хватает смелости и своего репертуара"»: интервью, глава «Секрет мастеров».)
Рыбников подтверждает: «Считаю себя учеником Юрия Любимова Я был первым заведующим музыкальной частью Театра на Таганке, когда он только зарождался. Присутствовал на всех репетициях Любимова. Ничто не обучает лучше, чем такие мастер-классы». (А. Рогоцкая-Коваль, «Алексей Рыбников: "Гонораров не надо"»: интервью, «Союзное Вече» (г. Минск, Беларусь), № 46, 11 октября 2022 г., глава «Композиторам не хватает смелости».)
Итак – завмуз. Журналистка же Людмила Дубовцева пишет, что Рыбников «был в Таганке звукооформителем». (Л. Дубовцева, «Алексей Рыбников: "Слон для меня – это символ свободы"»: интервью, «Российская газета», 7 июля 2015 г., глава «И свой первый зарубежный гонорар ты истратил…»)
Кстати, в недавних интервью Алексей Львович неожиданно высказал свое мнение о главной театральной роли Владимира Семеновича…
«Любимов, Захаров, Эфрос ставили свое, а если обращались к классике, то не коверкали. Высоцкий в роли Гамлета выходил на сцену Таганки, и это было мощное прочтение Шекспира, совершенно иное отношение к классике, своему существованию и месту в искусстве». (З. Игумнова, «"Артисты меня убеждали каждым звуком". Композитор Алексей Рыбников – о подвальном театре, наследстве Градского и работе»: интервью, «Известия», 23 января 2023 г., глава «Рок не умер – умерли таланты, пишущие рок-музыку».) «Я «Гамлета» смотрел в постановке одного великого режиссера и после больной был два дня, потому что это было ужасно». (Е. Юрченко, «Алексей Рыбников: "Кроме культурного слоя, от нас ничего не останется"»: интервью, «Российская газета – Неделя», 28 сентября 2011 г., глава «Я боюсь смотреть "Юнону"».) «У нас ведь и «Гамлета» делают злободневным, и «Короля Лира»…» (С. Уваров, «”Настоящий художник не может жить изолированно от времени”. Композитор Алексей Рыбников – о социальной дистанции на сцене, актуальности «Войны и мира» и юбилейных надеждах», «Известия», 17 июля 2020 г., глава «Об актуальности "Войны и мира"».) «Для меня была всегда модель Гамлета. Терзаемый, раздираемый чувствами…» (Интернет-сайт «Русские песни. История. Культура. Современность» blog.norma40.ru, 17 июля 2020 г., С. Григорьев, «Самая известная песня Алексея Рыбникова».)
13 июня 1986 года в московском Театре имени Ленинского комсомола состоялась премьера спектакля «Гамлет», поставленного кинорежиссером Глебом Панфиловым. В роли принца Датского на сцену вышел актер Олег Янковский (в 1991 году его заменил Дмитрий Певцов). Музыку к постановке сочинил Алексей Рыбников.
И все-таки… Композитор откровенничает.
«Корр.: Недавно подумала, что именно ваше искусство было реально оппозиционным в советское время – ваша «"Юнона" и "Авось"» с ее православным месседжем, а вовсе не любимовская Таганка с либеральной «фигой в кармане».
А. Рыбников: Ничего подобного, ничего аналогичного в советском искусстве не было. Это правда». (Е. Кретова, «Композитор Алексей Рыбников: «Антихрист – не против Христа, а вместо». Ценности следующей эры»: интервью, «Московский комсомолец», 28 сентября 2022 г.)
2 сентября 1979 года на экраны Советского Союза вышел фильм режиссера Владимира Грамматикова «Шла собака по роялю», снятый на Киностудии имени Горького по сценарию Виктории Токаревой (в его основу легла повесть Виктории Самойловны «Неромантичный человек», опубликованная в журнале «Юность» в 1978 году). В лирической комедии звучит отрывок из песни Владимира Высоцкого «Семейный цирк» («Ой, Вань, гляди какие клоуны…») в исполнении бабки Маланьи – ее роль в картине сыграла актерка Кира Петровна Смирнова). Композитором фильма был молодой Алексей Рыбников.
Наблюдательный киносценарист Игорь Шевцов записывал высказывания Владимира Высоцкого из разговоров с ним (конец 1979 года) во время работы над сценарием приключенческого фильма «Зеленый фургон» по одноименной повести Александра Козачинского. Как известно, приступить к съемкам картины Владимир Семенович должен был в качестве режиссера на Одесской киностудии осенью 1980 года…
В одном из разговоров Высоцкий произнес: «Булат (Окуджава. – А. С.) книжки пишет. Ким занялся песенками для кино. Но у него там есть хорошее. И Булат тоже. Вот эти «Золотые ключики», «Соломенная шляпка»… Слушаешь: да, профессионально, точно, но…» («<Воспоминания И. Шевцова о В. Высоцком Динамическая транскрипция рукописи>», «В поисках Высоцкого» (Пятигорск-Новосибирск), № 48, февраль 2023 г.)
Под «Золотым ключиком» поэт имел в виду детский двухсерийный художественный фильм «Приключения Буратино» (1976 г., реж. Л. Нечаев). В картину вошли семь песен на стихи Б. Окуджавы в исполнении детского ВИА и актеров, снимавшихся в фильме (Н. Гринько, В. Этуш, Р. Быков, Е. Санаева). Музыку к «Приключениям…» также написал Алексей Львович.
Владимир Семенович мог слышать песни на стихи своего старшего коллеги, автора-исполнителя Булата Окуджавы либо с телеэкрана во время показа фильма, либо с пластинок (вначале композиции вышли в журнале «Колобок» (№ 10-11 за 1976 г., гибкая пластинка-миньон), затем – на диске-гиганте (LP) «Алексей Рыбников, "Песни из кинофильма «Приключения Буратино»"» (ВСГ «Мелодия», 1978 г.).
Возможно, Владимир Высоцкий слышал песни Булата Шалвовича, записанные на пластинке «Невероятные приключения Буратино и его друзей» (аудиоспектакль), выпущенной той же фирмой «Мелодия» в 1978 году. Песни – те же, только вместо вокала Владимира Этуша, певшего за Карабаса-Барабаса в фильме и записи на пластинке с песнями из него, на диске с аудиосказкой мы слышим исполнение вокальных партий актером Романом Филипповым.
Одну картину с прекрасной музыкой Алексея Львовича Высоцкий видел точно. Вспоминает последняя любовь поэта Оксана Афанасьева (Ярмольник): «Я помню, когда вышел фильм «Тот самый Мюнхгаузен» (1979 г., реж. М. Захаров), мы с Володей смотрели его вместе». (Интернет-сайт журнала «Папарацци» paparazzi.ru, «Леонид и Оксана Ярмольник: «Нас познакомил Высоцкий». Для Ярмольника и его жены Оксаны этот брак на двоих шестой по счету, но, несмотря на дурную репутацию числа, союз получился самым счастливым. История любви по материалам журнала "Папарацци"», глава «Высоцкий».)
«С будущим мужем ее (Оксану. – А. С.) познакомил Высоцкий – когда был жив. «Господи, какой потрясающий актер, – на премьере фильма «Тот самый Мюнхгаузен» сказала Оксана Высоцкому. – Какой-нибудь прибалт?» – «Почему прибалт? Это наш Ермолай». (С 1976 по 84 год Леонид служил в Театре на Таганке. – А. С.) Было что-то мистическое в том памятном разговоре… Спустя несколько лет после смерти Высоцкого Оксана вышла замуж за актера Леонида Ярмольника». (Интернет-сайт журнала о культурной жизни Санкт-Петербурга «Культурная столица» kstolica.ru, 24 июля 2017 г., «Высоцкий. Два года на любовь», глава «Прощание».)
В знаменитой комедии Леонид блестяще сыграл роль Феофила, «офицера», сына барона Мюнхгаузена.
В 2013 году в беседе с ныне канадским телеведущим и продюсером Грегори Антимонием, отвечая на вопрос о советских (российских) рок-музыкантах, Алексей Львович заговорил и о песенном творчестве Владимира Семеновича: «Мы считаем, что Высоцкий поет песни. Но на самом-то деле важно, ЧТО он поет, а не, так сказать, мелодическая составляющая, музыкальная составляющая творчества. Я считаю вот это, это такие синтетические, ну, они барды эти, их, наверное, можно назвать. Вот мне кажется, что это для них гораздо более важно». (YouTube-канал «Канада Плюс», 31 мая 2013;г., «Алексей Рыбников в программе "Час Интервью"», ведущий Г. Антимоний.)
Из беседы журналиста Владимира Желтова с композитором.
«А. Рыбников: Есть некий вид искусства, в котором стихи сочетаются с музыкой. Возьмем для примера творчество Владимира Высоцкого. У Владимира Семеновича на первом плане – слово. Мысль. Но и манера исполнения имеет большое значение. Убедительность зависит от того, как он поет. У Высоцкого на первом месте – стихи, на втором – исполнение, музыка – на третьем. Я не слушаю песни Высоцкого в другом исполнении.
В. Желтов: Марина Влади, по-моему, очень даже неплохо, с душой поет.
А. Рыбников: Может быть». (В. Желтов, «Алексей Рыбников: "В американской глубинке ничего не напишешь"»: интервью, «Вечерний Петербург», № 186, 12 октября 2015 г., глава «На первом плане – слово».)
Став после ухода из жизни Александра Градского временным художественным руководителем Театра «Градский Холл», Алексей Львович продолжает чтить творческие традиции культурного заведения.
Рыбников признается: «Что касается традиций, которые были при Александре Градском, они сохранились. У нас прошли концерты «Любимые песни Градского» и «Песни кино на все времена». В январе проходили концерты памяти Владимира Высоцкого, раньше эти вечера проводились под руководством и при участии Александра Борисовича. Ни о каком неуважении к наследию Маэстро речи не идет…» (А. Плешакова, «Спор о наследии маэстро: Что на самом деле происходит в Театре Александра Градского. Известный композитор и худрук Театра Градского Алексей Рыбников ответил на претензии артистов», «Комсомольская правда», 13 марта 2023 г.)
В другом интервью Алексей Львович рассказал: «Что касается Александра Борисовича, то мы каждый год проводим в день его рождения концерты «Любимые песни Градского». Первый прошел с большим успехом в ноябре 2022-го, мы решили его повторить 18 марта и еще раз осенью. Градский начал серию Рождественских концертов, которые также мы проводим. И проект «Своя Колея», посвященный творческому наследию Высоцкого, мы продолжаем делать. И «Песни Высоцкого». И «Мировые хиты с оркестром», и «Кинохит на все времена». То, что придумано Градским и что является оригинальным, мы проводим и будем проводить». (В. Полупанов, «Худрук Рыбников о скандале в «Градский Холл»: "Спланированная провокация"», «Аргументы и факты», № 13, 13 марта 2023 г.)
«Искусственный интеллект сгенерирует образ культового исполнителя Владимира Высоцкого для нового фильма, сообщает «Бюллетень кинопрокатчика».
Название новой картины о барде – «Володя». Лицо легендарного музыканта нейросеть перенесет на лицо другого актера.
События в ленте начинаются с момента выхода в советских кинотеатрах фильма «Вертикаль». Для Высоцкого это была первая картина, в которой он сам исполнил свои песни. Именно этот фильм сделал его известным во всей стране.
В фильме задействованы Анна Михалкова, Евгений Ткачук, Андрей Бурковский и Даниил Воробьев. Композитор – Народный артист и лауреат Государственной премии России Алексей Рыбников. Режиссер – Игорь Волошин («Медея», «90-е. Весело и громко»).
Биографическо-приключенческая драма выйдет в российский прокат 5 октября 2023 года». (Интернет-сайт «РБК Life» rbclife.ru, 3 августа 2023 г., «Образ Высоцкого для нового фильма сгенерирует искусственный интеллект. Драма о легендарном барде называется "Володя"».)
…Сегодня уже понятно, что это «вечное – Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Алексей Рыбников». (Интернет-сайт «Магнитогорский металл» magmetall.ru, 9 июня 2021 г., Р. Давлетшина, «Космос, Победа, совершеннолетие. Итоги очередного творческого сезона образцовый коллектив Челябинской области «Дети Магнитки» подвел грандиозным отчетным концертом».)
Свидетельство о публикации №123041904632