Провинциальная тоска у нас кругом. Мценску

Провинциальная тоска у нас кругом...
Но только нет провинциальнее чем наша...
Однажды летом я бродил тут бережком,
и понял - Зуша, что заслушливая чаша.

Цена провинции дешевле чем Москва.
И уж, поверьте, сахарку мы знаем цену,
как на Семи холмах глубокая тоска!
На этом месте, где впадает в Зушу Мцена...

Теперь мы знаем, что-почём и сколько стоит,
когда стоит провинциальная жара,
Я бы назвал мечеть Стамбульскую - Москвою,
а "наш источник" - это Мценск - или Гора.

Давай Серёга, бросим все концерты,
забудем храмов нашу чёрную икру...
При этой жизни - берегите уже нервы!
Ну а икры тебе - я в Мцене наловлю...

Провинциальная тоска у нас кругом...
И нам по статусу положено семь башен,
а вдоль по Зуши знаменитых Семь холмов!
Но только нет провинциальнее, чем наши...

Ах, где найти мне эту чёртову сажень,
да чтоб косую - на посад, или аршин,
чтобы измерить с уважением плетень,
который тень бросает городу вершин...

Давай Серёга, мы пройдём тут как по суше,
и наши души тёплым веет ветерком,
зайдём мы в гости к дяде Зую с тётей Зушей,
у самовара чтоб побаловать чайком!

Тут Дом боярина такой, что нам не светит!
И Козельщанская икона говорит,
что есть один такой - один такой на свете,
и предок Пушка - до сих пор во всё палит...

* потом допишу, а то целая статья уже получится... на фото "Дом боярина" с лёгкой руки местных краеведов, когда храм готовили к сносу, вдруг оказалось, что это обычный дом - предка Поэта - Пушки. Благодаря (мифу ли), церковь ныне действующая, только своды первого уровня засыпаны песком - видна верхняя часть здания. Когда работал в Мценске архитектором, было дело по молодости, "откопал" этот клад в чертеже и сделал такую интарсию из отходов производства местной мебельной фабрики. Миф мифом, но Мценск и Козельск ("злой город" по Батыю) стоят почти рядом, а родовая икона Пушкиных от Пушки - Козельщанская Богоматерь хранится в музее на Мойке 12 в городе Санкт-Петербурге.

    * Мценск как и Стамбул, бывший Визант, стоит на Семи холмах, заметьте сходство образов и старину вопроса.

Храм располагается на невысоком холме у устья речки Мцны (впадает в Зушу) напротив Соборной горы. Храм Вознесения Господня бывшего Архангело-Вознесенского монастыря во Мценске. В XVI в. на этом месте был основан женский Архангельский монастырь, прекративший свое существование в годы Смутного времени. По писцовой книге города Мценска 1625 г. Василия Васильевича Чернышева и подьячего Осипа Богданова здесь находились две деревянные «клецкие» церкви — Благовещения Богородицы и Св. Архангела Михаила, причём Благовещенская церковь была «ветха и разволялась». К середине XVII в. в Мценске образовалась женская община из двух десятков стариц, которые подали челобитную с просьбой вновь открыть монастырь. В 1659 г. митрополит Сарский и Полонский Питирим выдал освятительную грамоту, в которой было указано «...строить монастырь церкви Архангела Михаила да Благовещения Христова». По сметной книге города Мценска 1691 г. в девичьем монастыре имелся один деревянный храм — Св. Михаила Архангела. 6 мая 1695 г. во время городского пожара Вознесенский монастырь полностью сгорел. В конце XVII века начинается возведение каменной соборной церкви с тремя престолами — во имя Вознесения Господня, Архангела Михаила и Иоанна Предтечи, продолжавшееся до начала XVIII столетия. Кроме строящегося собора в монастыре, в это время была еще деревянная ветхая церковь во имя Михаила Архангела, разобранная после окончания строительства, и 27 келий. В 1702 году в монастыре состояло, кроме игуменьи, 56 монахинь. В 1744 году, возвращаясь из Киева с богомолья, во Мценске побывала Императрица Елизавета Петровна вместе с наследником Петром Федоровичем, пожаловавшая обители денежное пособие на постройку колокольни. В 1754 году монастырь в очередной раз сгорел и был восстановлен, тогда же его окружили каменной 300-метровой оградой со Святыми и Водяными воротами и тремя башнями; ограда была разобрана в XIX веке. В 1764 году монастырь был закрыт и обращён в приходскую церковь...

* Черновик - от слова Чернь - одноименного города рядом, для этимологической статьи, будет время, но суть такая.

Есть мнение, что «...наши предки всё называли так же, как и мы: Мценск – Гора, Зуша – Река, Балчуг – Дорога.» - не ссылаясь на бестолковые источники, в буквальном значении "наши" - чьи? и т.д. привожу все подряд: МЕЦНА = "наш источник" - топоним «Мценск» имеет иранское происхождение; или вот интересное значение имени Зуш - на идиш 'сахар, сладкий'. Ещё есть буддинский, финно-угорский и скифский след на мценской земле, однако, и это - не более чем миф и славянская версия (пресловутая "мцела")... Таким образом, спорят меж собой лингвисты, ибо «…будины… не были скифами, но по обычаям, одежде и образу жизни мало чем отличались от скифов», писал им - Геродот. А товарищу Херодоту стоит доверять как самому себе. А это значит - «орловские скифы» были ираноязычными! - Они могли говорить на финно-угорском, праславянском или балтском языке. И вот эту чушь, позвольте я интеллигентно выскажусь, приходится читать школьникам.

      Уважаемые хвилологи, "нашим и вашим" объясните сначала суть дела, что есть за народы такие, которые ботали на финно-угорском, праславянском или балтском языке? Если языков их мы не знаем, а доказательства ведём исключительно на археологических раскопках. Кто такой угор или скиф? чтобы усложнить задачу до уровня понимания "скиф орловский"... Скиф, ребята, означает просто: "фе + ки", то есть "вера с ки" = скиф, где ки - река - буквально, а Киев город на реке. А балт переводится - "топор" - буквально, что на татарском балта, а у Пушкина - Балда. Итак, из села Кукуева показалось топорище... Что же говорят нам топонимика и лингвистика? А что «бзыни» - пчела (она делает бзззыыы), а "ос - большой мух"... Тогда, уважаемые учёные, причём тут осетины? Мы переходим на звуки и что слышим, то мы и пишем: мцена - "мясна" - на местном языке долгожителей и сразу ясно, почему "мясо" Эзопа стало - куском сыру - Лефонтену, а для Крылова басня обрела более современный вид в образах её героев. Напомню, что Ворон стал Вороной, мясо - сыром со временем, но и мораль стала другой, а сыр - не целой головкой явился, но куском её. Так и здесь, каждому времени - свой фрукт, свой вкус, цвет и запах. Ранние упоминания Мценска в летописях: «Мченеск» (события 1147 г.), «из Мьченеска» (1150-е гг.), «Мченеск» (1150-е гг), «Мченескъ» (1480), «града Мченска» (1492), «Мченескъ» (1490-е), «изо Мценьска» (1553). Меченск (Мценск) впервые упомянут годом ранее Москвы в Никоновской летописи в 1146 году под названием (Мценеск, Мцьнеск) в составе Черниговского княжества. Название произошло от небольшой реки Мцена (Мецна), впадавшей в реку Зуша, на берегу которой возвышалась крепость. Первоначально посад располагался южнее вдоль дороги, затем на горе Самород была построена Мценская крепость. Водные преграды — Мецна с глубоким каньоном и Зуша — делали крепость практически недоступной для захватчиков, но

В 1238 году город разрушен Батыем.
С 1246 года Мценск входил в состав независимого Новосильского княжества.
С 1320 года город находился под властью Литвы, окончательно вошёл в состав Русского государства в 1505 году.
В 1555 году в указе о сборе войска для похода на Крымское ханство, в числе «сиверских» (северских) городов называются также Мценск, Одоев, Белев и Новосиль.
В XVI—XVII вв. Мценская крепость стала одной из крупнейших на юге Московского государства, но во второй половине XVII века утратила военное значение. С 1708 года Мценск — часть Киевской губернии, с 1719 года приписан к Орловской провинции. В 1727 году провинция входит в состав Белгородской губернии. В 1778 году Мценск становится уездным городом Мценского уезда Орловского наместничества (с 1796 года — Орловской губернии).

     В современных словарях Зуша - Этимология - Происходит от ?? - без корня, без происхождения и значения. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона утверждает, что Зуша правый приток реки Оки, вместо искомого, что это значит.

     Однако "зуш" - лето, лета, літо, poletje, лятото, лето - буквально, оригинал "зуша" македонский; на латыни "зуш" - aestas - "а ты стоишь" в значении "ай/ае" - святой/святая с греческого (Ай-Петри, пример, Аekaterina)...

     Своим спасением памятник обязан энтузиасту-краеведу М. В. Каплинскому, который решил выдать Вознесенскую церковь за светскую постройку XVII века, тем более, что в ходе многочисленных разрушений здание храма утратило внешние признаки культового сооружения — главу и верх колокольни. Тогда же состоялась встреча Каплинского с одним из потомков А. С. Пушкина — Г. Г. Пушкиным, в ходе которой родилась мысль попытаться сохранить уникальную по архитектуре церковь, выдав её за дом предков великого русского поэта, что благополучно и было осуществлено.

* аршин = ар + сын, смотри правильные статьи о значении русских слов здесь
https://proza.ru/avtor/zavaz

19.04.2023, Бор.......


Рецензии