Е. О. Противоречий очень много
Первая глава, седьмая строфа:
Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея
Как мы ни бились, отличить.
Как понимать “мы?” “Мы” может означать “я” – иногда, говоря о себе лично, используют множественное число. “Мы, Николай, царь земли русской...” Но здесь другой случай. В контексте романа Пушкин использует местоимение “я” единственного числа: “Мой бестолковый ученик”, “Младые дни мои неслись”. Следовательно, “мы” – круг общих знакомых, которые в той или иной мере отдали дань стихосложению. Дельвиг, Кюхельбекер, кто-то ещё. “К перу от карт и к картам от пера” – чеканная формула другого Александра Сергеевича – Грибоедова. Обычные, естественные для дворян занятия.
Возможно, “мы” – весёлая ватага вчерашних лицеистов, вырвавшаяся на свободу. Или известные в то время литераторы, друзья Пушкина Катенин с Шаховским. Правда, все их усилия пропали даром.
Строфа сорок третья:
Онегин дома заперся,
Зевая, за перо взялся,
Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его,
И не попал он в цех задорный
Людей, о коих не сужу,
Затем, что к ним принадлежу.
Евгений укатил в деревню и думать забыл про сочинительство. Ни общество молодого поэта, ни его гибель, ни любовь скромной девушки не расшевелили новоявленного помещика. “Путешествия без цели” тоже не всколыхнули души. Прошло около трёх лет. Онегин снова в северной столице:
Как изменилася Татьяна!
Как твёрдо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приёмы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?
И он ей сердце волновал!
Евгений опять превращается в унылого затворника. Восьмая глава, тридцать восьмая строфа:
Он так привык теряться в этом,
Что чуть с ума не своротил
Или не сделался поэтом.
Признаться, то-то б одолжил!
А точно: силой магнетизма
Стихов российских механизма
Едва в то время не постиг
Мой бестолковый ученик.
Не сделался, не постиг. Каким же образом он тогда писал эпиграммы?!
Эпиграмма и есть короткое стихотворение, сатира на личность или общественное явление. Снова первая глава, строфа пятая:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С учёным видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнём нежданных эпиграмм.
Чтобы сочинить огненную эпиграмму, необходимо владеть и стихотворным размером, и рифмой, и обладать образным мышлением – помимо наблюдательности и специфического, насмешливого, ядовитого склада ума. Нужна практика и отточенное, филигранное мастерство. Как же писал стихи Евгений, не умея писать стихи? Тем более, импровизировал?
Строфа сорок шестая:
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке, с жёлчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.
Может всё-таки! Шутки у него жёлчные, эпиграммы мрачные. Неужели здесь феноменальное раздвоение личности? Или всего-навсего небрежность и легкомыслие автора, махнувшего рукой на противоречия?
* * *
М. Лотман в своих Комментариях снимает это противоречие. Пушкин использует слово в переносном смысле. Эпиграмма в контексте первой главы – отнюдь не один из жанров сатирической поэзии, как можно подумать, а “колкое, остроумное замечание, насмешка, острота”. К ним-то Онегин очень даже способен: “Как он язвительно злословил...”
11. 04. 2023
Свидетельство о публикации №123041703675
что именно подразумевает Пушкин под писанием стихов?...
неужели то, что полагают сегодня многие - просто "слагать в рифму" - часто вообще без какого-то метрического рисунка - да хоть и с ним - что в принципе не так уж и сложно - ведь пишут же и маленькие дети порой "детские стишки" - чаще дразнилки конечно, но бывает и на другие темы...
писать в рифму - и даже писать в каком-то простом метре - это обычное свойство нормального человека - способного протанцевать хоть что-то простейшее...
поэзия и музыка - очень близки...
так что нет ничего удивительного в том, что Онегин мог что-то писать - и в рифму, и в каком-то видимо стандартном для эпиграмм размере - при этом, в силу остроты ума и юношеской жестокости, умея вложить туда и какой-то язвительный смысл...
другое дело - что он похоже не мог писать что-то "по условию" - как может любой достаточно опытный стихотворец - в заданном размере, на заданную тему, и всё в таком роде...
для чего Пушкин, а возможно и его друзья, и пытались объяснить ему хотя бы некие основы стихосложения - необходимые для всего подобного...
но он - скорее всего, в силу своего упрямства и гордости - а гордому всегда тяжело принимать поучения, особенно от ровесников - никак не желал постигать эти основы...
и здесь явный, чисто психологический, эффект - такое явление часто бывает с людьми подобного склада, не способными к приятию чьего-либо превосходства в чём-либо им мало знакомом - когда, казалось бы, при всём желании они не могут заставить себя чему-то научиться - внутреннее "я" тут играет с ними злую шутку...
при этом сам по себе Евгений ведь отнюдь не бездарен - раз уж умеет писать те же эпиграммы, пусть даже по какому-то стандартному метрическому трафарету, когда всё им написанное могло получаться всегда только в одном привычном ему размере...
но - вот эти черты характера - гордость и упрямство - как и подчёркивает очень умело Пушкин, ни каким конкретным словом при этом не называя их - мешают ему и в постижении стихосложения - и в дальнейшем заставляют выступить на дуэли в роли убившего своего друга - не в силах их в себе подавить...
впрочем, подобные черты видимо тогда особо культивировались в среде дворянства - мало находилось достаточно сильных духом людей, способных быть абсолютно равнодушными к мнению общества...
определённая самостоятельность и независимость личности стали больше проявляться лишь в последующие эпохи - скажем, те же некоторые тургеневские герои...
Криспи 17.04.2023 17:35 Заявить о нарушении
Сегодня как раз перечитывал сборник Русская эпиграмма - от 18 в. до 20-го. В большинстве своём эпиграммы писались разностопным ямбом, причём последняя строчка, содержащая всю соль, часто укороченная, иногда до одной стопы.
Излюбленный размер детей - 4-стопный хорей. :)
Дмитрий Постниковъ 17.04.2023 23:42 Заявить о нарушении