Выбор профессии
Под вечер можно развести костёр и напечь картошки. Картошку насобирать по огородам, то что осталось после копки.
Я направился к Сереге, он жил ближе ко мне.По дороге задумался малость .
В ту осень я пошёл в шестой класс.Серега в седьмой, а Федька в пятый. Серега и Федька жили в соседних домах, я поодаль, за три двора.
Федька был пацан любознательный. Вечно что то исследовал. Исследования проводились экспериментально. В живую.Опыт за опытом. Знания полученные на школьных уроках нисколько не применялись им. Потому что полностью игнорировались Федькиным умом.
Гораздо интереснее , чем в школе , было что нибудь бросать в костёр , в воду, бить молотком и наблюдать - как горит , как тонет, как расколется, или бабахнет.
Но в лето после четвёртого класса потянуло Федьку к исследованию электричества.
Костровые эксперименты уже исчерпали все исследовательские возможности. Особенно после того прошлогоднего грандиозного случая.
Тогда не большой костёр вышел из под тщательно продуманного контроля и получился знатный пожар на пустырной свалке. Приезжала пожарная машина и не сразу потушили.
Да ещё другая пожарная машина осталась дежурить в ночь.
В общем было на что посмотреть весь день и вечер.
Интересно ведь на три вещи смотреть - на огонь , на воду и на то как другие работают.
И совсем не беда что попало не мало так,ремня и выписали Федькиной матери и матери Федькиного кострового напарника, штрафы. За такое зрелище можно много стерпеть. Подумаешь , свалка.
Вон Санька с Костяном , стащили папиросы и спички у плотников на стройке сруба для дома.
И затихарились в сарае у соседа, курить решили попробовать. Сарай и сгорел тогда ,почему то. Там вообще много выплачивали соседу. А тут - так , мелочь, свалка. Теперь даже чище будет. Но взрослые считали иначе.
Особенно Федьку интересовала розетка электрическая. Но говорят может обжечь и убить. Страшно. Поэтому эксперименты были перенесены ,до времени , на розетку радиоточки. Было раньше проводное радио в каждом доме и квартире. Хорошая вещь,мне очень нравилось радио. Много что узнавал из него. И новости и познавательное. И утром разбудит гимном великой страны.Да и напряжение безопасное в радиосети.К радиорозетке подключалось все , что только имело хоть мало -мальскоеое отношение к электричеству. Не давал покоя исследователю вопрос, мучивший его всегда - ,,А что будет, если я….,,Далее было множество вариантов- подключу, подожгу, сброшу с крыши,.Или ещё чего нибудь сделаю. Экспериментатор и исследователь не знавший покоя. И не дававший покоя другим.
По подоконной доске ,Федькиной веранды ,ползал от чудовищной вибрации микромоторчик от с сломанной машинки . Моторчик рассчитан был работать от батарейки.
Поэтому от напряжения радиосети выдавал сильнейшую вибрацию и сильно нагревался. Среди вибрации можно было различить речь диктора или громкую музыку. Но только - когда моторчик лежит на подоконнике. До стола или пола не доставали разноцветные, тоненькие Федкины провода, отломанные от телефонного кабеля.А руках держать - греется сильно и молчит. Не интересно в руках. А если в стакане - то громче.
Утюг воодбще был скучный. Вообще не реагировал на подключение к радиосети.только и умел , нагреваться да белье гладить.Ну ещё иногда орехи колоть.
Лампочка или елочная гирлянда меняли накал свечения в зависимости от того что транслировалось по сети. Если речь - гирлянда быстро мигала. Если музыка- то плавно разгоралась и плавно затухала. А что сейчас передают- мы узнавали так . Федька соединял что нибудь , а Серега бежал к себе домой и включал свою радиоточку погромче, раскрывал окно в сторону дома Федьки и мы сравнивали то что слышим из радио и то что видим в научной лаборатории.
Федькин то громкоговоритель был ухлопан на другом эксперименте.
Кто то сказал ,что если динамик подсоединить к уличным проводам радиосети, то он так же будет работать, и слышно будет на всю улицу.
Из громкоговорителя был извлечён динамик, с помощью старших ребят был подключён к проводам на улице. Провисел орущий радиодинамик некоторое время, да и упал, разорвался. После водворения в корпус, динамик говорить почему то
не хотел. Обиженно молчал и не шёл на контакт.
С такими раздумьями я подходил ко двору Серегина.Его дом был ближе к моему. А напротив Федькиного дома , на деревянной опоре, или столбе, как их все называли, копался с проводами монтёр, на железных когтях и поясе с цепью. И что то друзей не видно, как это событие они проворонили?
Серега как раз выходил из дома во двор, держа в одной руке большой бокал свежезаваренного чая, в другой , полбуханки хлеба. Ах какой вкуснейший хлеб делали в нашей пекарне! На всю область знаменит был наш белый хлебушек!
- О, здарова. Подержи хлеб, бокал горячий.
- Ты куда это?
- Тихо, айда в баню, там Федька от матери скрывается.Ждёт когда она на работу в ночную уйдёт.
- А, а, а…
- Значит произошло что значительное. Любопытство начало неимоверно разбирать меня.В сумеречном предбаннике сидел Федька. Одет был в школьную форму, только пиджак на голое тело без рубашки, на босые ноги - домашние старые тапочки. И тощий , видимо совсем пустой портфель ,валялся подле него под скамьёй.И это он в таком виде в школе сегодня был что ли? Представляю что он наслушался сегодня..Да что же случилось?Вручили мы голодному товарищу чай и хлеб.Федька с отсутствующим видом принялся поглощать еду.А Серега ,давясь от смеха, и потихоньку, чтобы не услышали снаружи, поведал о том что произошло сегодня с самого раннего утра.
- Утром Федьку вовремя разбудили. Мамаенька его была в то утро дома , ей в ночную вечером было уходить.Федька умылся , натянул школьные штаны и обулся в домашние , видавшие виды , тапочки , вынес пиджачок и рубашку с портфелем в прихожку.Портфель был просто для вида. Пустой. Без портфеля в школу как то неудобно было ходить. Не солидно. Просто дополнение к костюму. Поэтому и пустой.Маменька его занялась сборами младшей сестрёнки в садик. А Федька уселся за столом за завтрак. Но аппетита что то не было. До выхода в школу оставалось добрых минут двадцать.Чем то надо было заняться. Кухонная розетка не выходила из мыслей. Тайна электричества мучила и требовала разгадки . Необходимо было найти ответы на все вопросы, или хотя бы на один, перед выходом в школу. Остальные можно и после школы порешать.На глаза попался елочный дождик из узких ленточек фольги. ,, а что если одну ленту запихать в одну дырочку розетки? А?, попробую , осторожно,,. С помощью стержня от шариковой ручки в ,, ноздрю розетки ,, поместилась лента примерно двадцать сантиметров. О, удачно, током не стукнуло ! Продолжаем!
В другую дырочку розетки , уже смелее , подключена другая ленточка фольги , чуть подлиннее первой.В неподвижном кухонном воздухе , мятые ленточки висели едва заметно покачиваясь , параллельно друг дугу. Федька не дышал от восторга . -,, а что если к ленточкам законтачить лампочку от карманного фонарика?,,.Руки с лампочкой и шариковой ручкой потянулись к навстречу великой опасности.
В это время Федькин ангел - хранитель, иначе не кому, вытолкнул Федькину матушку в кухню, невесть за чем. Открывшаяся дверь всколыхнула воздух в помещении, ленточки коснулись друг друга. Произошло короткое замыкание.Ленточки с ослепительной вспышкой и громким хлопком дуги, испарились в плазме.Прямо перед лицом исследователя.
Свет в доме погас.
Холодильник подпрыгнул и замолчал.
Как после выяснилось, на опоре отгорел провод.
Федькин маменька закричала от испуга, её крик подхватила бабушка и сестренка.
Федька увидел перед собой солнце.Он после, весь день его видел. Вспышка стояла в глазах ещё сутки. Глаза болели ещё несколько дней.
Удивительно, но он больше - никак не пострадал.Федька отшатнувшись от места экспиремента , свалился на пол. Остальное не помнил. Пришёл в себя он через пару минут , в дальнем крае своего огорода.Ноги сами унесли от безрассудной расправы на месте эксперимента.
Из дома слышались гневные крики матери, она обещала Федькин такие кары, за которые средневековая инквизиция зачислила бы её лучшие палачи .
В руках у Федьки были школьный пиджак и пустой портфель.
В таком виде в школе нельзя, да вдруг и маменька заявится туда с поисками ,, не ребёнка а злодея данного для наказания нормальным родителям,,.
Да и смотреть было очень больно, вспышка стояла перед глазами.
А какая была дугааа! Вот бы ей управлять !
Видно было хорошо только по краям зрительного поля.
Надо было где то переждать гнев маменьки. И прийти в себя. В школу нельзя, на пустыре шалаш - туа пойдут в первую очередь. А если к Сереге в баню - то нормально. Его родители уйдут на работу, старая бабуля в баню точно не пойдёт, так еле ходит . И то до лавочки перед домом что бы просидеть там весь день.
Во дворе , на удачу , попался Серега, вышедший покормить собаку, лохматую дворнягу Найду. Там все коротко и рассказал Сереге о произошедшем. Крики и ругань матери Федьки из соседнего двора красноречиво подтвердили рассказ.
Надо выручать товарища.
,,Сиди в бане, прийду со школы,посмотрим что к чему,, сказал Серега и закрыл засов с двери бани с улицы, для достоверности.Вдруг искать будут .
Федька , ближе к обеду , вспоминал , чем Серега кормил Найду. Голод не тетка- пирожок не поднесёт.
К вечеру было восстановлено электроснабжение Федькиного дома.Был упрошен на калым дядя Петя , с соседей улицы. От работал электриком на заводе.
Федька, уже вечером, пришёл домой. От бабушки наслушался жутких угроз с описанием тех кар, которые с ним сделает маменька, вернувшись утром с работы.
Федьки попало на утро, но больше морально.Пара подзатыльников не считается, а от ремня уже научился уворачиваться.
Федькин громкоговоритель я починил через несколько дней. Мне достался абонентский громкоговоритель с разбитым корпусом но целым динамиком.Вот и собрал из двух - один.
Эффект электрической дуги очень повлиял на Федьку. Наверное из - за этого случая , Федька стал спецом - сварщиком. Бригадиром ударной бригады.
Серега подался в охранники.
А я сделался электромонтёром по ремонту станционного и радиорелейного электрооборудования.
Свидетельство о публикации №123041702713