О пользе написания венка сонетов

МАГИСТРАЛ

Наверное, у каждого поэта
была попытка обуздать сонет;
канон его – обилие запретов,
которые нарушить права нет.

Но мы всерьёз не слушали советов,
пытаясь тщетно свой оставить след
там, где таланты озаряют светом,
стихов любовных мир наш сотни лет...

Увиливают, не даются рифмы, –
как будто бы не словари, а рифы
неодолимо встали на пути.

Но ты, согбен, в тиши полночной снова,
пером по буквам подцепляя слово,
закон стиха стремишься соблюсти.
 
1
Наверное, у каждого поэта
бывают дни, когда сомнений груз
придавит так, что явится при этом
мысль: виршетворство – из числа обуз…

Покажется: про всё на свете спето,
и рифм загашник абсолютно пуст;
не сочинишь ни строчки, ни куплета,
частушкой хлёсткой не разверзнешь уст...

Другим делам отдашься – не без толку,
оставив сочинительство. Надолго ль?
Ведь мы во власти звёзд, комет, планет.

И вот однажды зов услышишь властный:
"Писать! Писать, как Данте!.." Но напрасной
была попытка обуздать сонет...
 
2
Была попытка обуздать сонет
по воле свыше, – не по вдохновенью;
вот оттого ни славы, ни монет,
ни крохи, самой малой, одобренья…

У автора сноровки вовсе нет,
а он вперёд, без всякого зазренья, –
туда, где нужен навык и совет
тех, кто уменьем наделён, терпеньем…

Да если б даже озаренье было, –
без знаний нужных недостанет пыла!
Так без колёс нет проку от кареты...

Чтоб к совершенству всё-таки дойти,
усвоить должно чётко по пути
канон его, – обилие запретов.
 
3
Канон его – обилие запретов.
Один из них изысканно-суров
и трудновыполним, увы: в sonetto
не повторяют ни одно из слов…

Хоть этот пункт и кажется мне бредом,
не преступать попробую основ;
уразумев, я возведу их в кредо
и суть втолкую в головы сынов.

…Лаура, Беатриче и другие,
зачем писали вирши вам такие
те, кто восславил вас на сотни лет?!

Ужель для дам существенными были
те правила, подёрнутые пылью,
которые нарушить права нет?

4
"Которые нарушить права нет", –
условия такие – истязанье!
Вот, например, вам по'дали в обед
не просто пасту, – с соусом лазанью!

Но чтобы непременно менуэт –
прелюдией к еде – исполнить в зале…
Вы – голодны;! И что бы вы в ответ
на это издевательство сказали?!

А тут – стихи! Конечно, о любви!
О ярой страсти, вспыхнувшей в крови!..
О правилах ли думать тут поэту?!

Но были те, кто возвели в закон
железный неуступчивый канон.
Но мы всерьёз не слушали советов.
 
5
Но мы всерьёз не слушали советов.
Важнее поскорее срифмовать,
не соблюдая твёрдых форм при этом,
в которых можно голову сломать…

Хотелось чувства в вычурном букете
созвучьем слов надёжно увязать,
чтоб той, что ждёт свидания с поэтом,
стишок свой с выраженьем рассказать…

Но всё же зуд соперничества мучит.
И хочется уверовать: я круче,
и мне по силам всё-таки сонет!

И вот, в канон не вникнув ни на йоту,
возьмёшься за нелёгкую работу,
пытаясь тщетно свой оставить след…
 
6
Пытаясь тщетно свой оставить след,
обложишься томами сочинений,
чтоб наконец-то выведать секрет,
который прежде знал не только гений.

Своим стихом умел пленять поэт,
чаруя дам изяществом творенья…
Иной бы у романа был сюжет,
коль Анне бы писал стихи Каренин…

Поэзии такая власть дана!
И золушкой при ней обречена
стать проза. Помни же об этом!..

Легко поверить страсти визави
и всем его признаниям в любви
там, где таланты озаряют светом…
 
7
Там, где таланты озаряют светом,
господствуют любовь и красота.
Там ни намёка не найдёшь на это, –
там в чувствах неземная чистота!

Ну, может быть, за кружева корсета
во время тарантеллы иногда
впорхнёт листок с намёком на беседу
с поклонником в ротонде у пруда…

Но ничего такого!.. Там, под сводом,
он – ей во славу – прочитает оду,
а скромница потупит взор в ответ…

Поэзия – великое деянье!
И благоденствует под обаяньем
стихов любовных мир наш сотни лет…
 
8
"Стихов!.. Любовных!.." – Мир наш сотни лет
и постоянен, и чуть-чуть иной он…
Но ты, любой: блондин, шатен, брюнет, –
своей Лауры будь всегда достоин!

А путь один, других же просто нет:
обязан всяк, ботаник или воин,
уметь для дамы сочинить сонет…
Тетрадь раскрыта. Вот, уже настроен.

За стол садишься, под луны пригляд,
и лампочки включаешь все подряд,
ведь ночью привлекательней тарифы.

Но бьёшься над строкою битый час
и лист тетрадный комкаешь не раз, –
увиливают, не даются рифмы…
 
9
Увиливают, не даются рифмы,
и нужные слова на ум нейдут.
Пожалуй, были проще логарифмы
(не к ночи вспоминать бы институт).

Тщета усилий… Вспомни про Сизифа…
Но выбран путь… Склон непомерно крут…
В поэзии не стать на час калифом.
Здесь нужен тяжкий повседневный труд.

А в помощь сочинителям, в подарок, 
Квятковский, Фок с Абрамовым, Гаспаров,
покуда фолианты их без грифа.

Но, – боже мой, как не сойти с ума! –
такие неподъёмные тома!
Как будто бы не словари, а рифы…
 
10
Как будто бы не словари, а рифы, –
так книги велики!.. Кто их читал?..
Услышав "да", ответ сочту я мифом:
ведь и "Муму" не всякий пролистал…

…А Соломон писал для Суламифи?..
Своим, чужим ли их вверял устам?
…Вдруг та, что чту, окажется Юдифью?..
И западнёю станет красота?..

В нелепых мыслях, – только б не работать
над созиданием до струек пота…
Ужель мне Рубикон не перейти?..

Ужель не выдумаю ни строки я?!
Примусь строчить, хоть трудности такие
неодолимо встали на пути!..
 
11
Неодолимо встали на пути,
казалось бы, для творчества препоны.
Их трудно с непривычки обойти.
поскольку велико число законов.

Включу в работу весь свой креатив
и обращу взгляд в сторону жаргона,
чтоб, знатоков немножечко смутив,
нарушить уставлений свод исконный…

И вот бежит, как будто невзначай,
наперекор осмысленным речам,
по одиночке прорываясь, слово.

Уже в кустах запели соловьи.
Пора бы плечи распрямить свои.
Но ты согбен в тиши полночной снова...
 
12
Но ты, согбен, в тиши полночной снова,
боясь бег строк прорвавшихся прервать,
тот мир эмоций, что в тебе спрессован,
пытаешься листу передавать...

Бегут часы. Яснее прорисован
ландшафт в окне. И стали затихать
всю ночь басами ухавшие совы.
И нет резона расстилать кровать.

Рассвет уже расцвечивает небо, –
мчит колесница царственного Феба!
И кажется, что ты к утру с уловом:

на гребне чувств очнувшихся твоих
летит вперёд, как лодка в море, стих,
пером по буквам подцепляя слово!
 
13
Пером по буквам подцепляя слово,
перелопачивая залежи руды,
что в словарях (трудов твоих основа),
находки радость испытаешь ты.

И "эврика!" воскликнешь, безусловно,
эпитет отыскав не из простых.
О, "тщательне'й" перебирай полову:
вдруг там сокрыто зёрнышко мечты.

...Хоть от затеи рьяно отпирался,
всё ж не бесплодно мучился, старался:
пускай и слаб, но прорастает стих.

И ясно, что не зря копался в книжках:
набравшись по пути чуток умишка,
закон стиха стремишься соблюсти.
 
14
Закон стиха стремишься соблюсти, –
напряг свои извилины работой.
Несчётно раз вздыхал ты и грустил,
лоб отирая от седьмого пота...

Но, согласись, что способ "подрасти"
не так и плох! Хотя кому охота
ввергать себя в мученья, чтоб войти
в клан мастеров сонета, в их когорту...

И всё-таки порадовал итог:
ты над собою приподняться смог
и научился кой-чему при этом.

А размышленья, хоть и мучат нас,
но всё-таки случаются подчас,
наверное, у каждого поэта.

31.03-11.04.2023


Рецензии
Здравствуйте, Наталья Алексеевна! Польза - несомненная. Такая тренировка мозга, и, конечно,
это дело нелёгкое, даже если сонеты шуточные. Симпатичное вы кружево сплели!
Я даже не представляю, как это делается. Здорово!


Кутина Елена   27.04.2023 16:29     Заявить о нарушении
Лена, спасибо, что оценили эту работу: самой было очень интересно увязывать в одном сонете начало с концом. Работа захватывающая! Если есть время, замечательный способ расходовать его!)))

Наталья Алексеевна Бирюкова   28.04.2023 09:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.